К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Торговые войны: почему США передумали мириться с Китаем

Фото Yuriko Nakao / Reuters
Фото Yuriko Nakao / Reuters
Трамп нарушил недавнее перемирие и снова грозит Китаю торговой войной. Что руководит действиями Белого дома, почему идея с перемирием была неудачной и как это может привести к новой Великой депрессии?

Действия Дональда Трампа подчинены вполне конкретной логике, озвученной им еще на предвыборном этапе: «Америка прежде всего» (America First). Он объявил целью своего тогда еще потенциального президентства вернуть США статус ведущей мировой индустриальной державы. Для этого Трамп обещал вернуть в страну рабочие места, которые были утеряны из-за переноса производственных мощностей корпорациями США в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и, в частности, в Китай.

Но нехватка рабочих мест и их перенос в США — история долгосрочная, а у Трампа есть конкретная проблема, которую нужно решить «здесь и сейчас». Речь идет о торговом дефиците США с Китаем, который достиг рекордной величины в $375 млрд по итогам 2017 года. Эту проблему американский президент и пытается решить.

Трамп начал наступление на Китай в своем фирменном стиле, который заключается в «политике максимального давления» до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое. Ранее этот стиль уже был продемонстрирован в подходе к Северной Корее, России и Ирану. Трамп потребовал от Китая сократить торговый профицит в торговле с США на $200 млрд до конца 2020 года, в частности, путем снижения импортных тарифов на товары и услуги до уровня аналогичных тарифов США, а также прекратить государственную поддержку Китаем секторов промышленности, обозначенных в плане «Сделано в Китае-2025».

 

В мае по итогам двух раундов переговоров между странами стороны пришли к компромиссу и договорились, что Китай сократит торговый дефицит на искомые $200 млрд (цифра официально не подтверждена) с помощью отмены тарифов на ряд американских товаров и увеличения импорта. Казалось, что на этом вроде бы все закончилось благополучно для мировой торговли и рынков: США получили, что хотели, поскольку Китай все же согласился на требования американцев, чтобы избежать полноценной торговой войны.

Но Белый дом, видимо, желая надавить на Китай накануне очередного раунда переговоров в начале июня, в свойственной ему манере 29 мая пригрозил Китаю введением 25%-ных пошлин на китайские товары на сумму $50 млрд. В СМИ пишут, что Трамп обиделся на критику в свой адрес за слишком мягкое отношение к Китаю. Только, вероятнее всего, американским президентом движет не обида, а исключительно экономический интерес.

 

Где найти деньги

Увеличение импорта Китаем из США на $100 млрд к 2020 году экономически выглядит реально, а вот возможность сократить торговый дефицит на $200 млрд вызывает объективные и обоснованные сомнения.

Как отмечает банк J.P. Morgan в своем аналитическом исследовании, для достижения поставленной в договоренности цели Китаю нужно было бы увеличить в США закупки в тех отраслях, где существующие американские производственные мощности будут в состоянии удовлетворить выросший спрос со стороны Китая. Попробуем оценить, насколько Китай сможет увеличить закупки в США. Простой подсчет дает следующие цифры.

Cамолеты. В этом сегменте 63,8% всего импорта Китая в 2017 году приходилось на США ($25,5 млрд). Если Китай будет удовлетворять все 100% своих потребностей в самолетах через США, это добавит около $10 млрд. Тем временем компания Boеing уже испытывает проблемы с недостаточными производственными мощностями для удовлетворения растущего спроса.

 

Автомобили. 21% всех импортированных в 2017 году автомашин прибыло в Китай из США ($10,9 млрд). И в этом сегменте есть потенциал увеличения импорта из-за океана еще на $10 млрд к 2020 году.

Полупроводники. Это самая большая статья китайского импорта за 2017 год, она составила $261 млрд. На долю США пришлось всего 2% этого объема ($5,3 млрд). Несмотря на лидерство компаний США в плане технологий и интеллектуальной собственности в этом сегменте, их производственные мощности весьма ограниченны, а основными мировыми производителями физических компонентов являются Южная Корея, Тайвань и Япония. Всего в 2017 году США экспортировали продукции этой категории на $38 млрд. В этом сегменте американский экспорт в Китай может легко удвоиться или даже утроиться за следующие 3-5 лет. Но главным узким местом здесь будут именно недостаточные производственные мощности компаний США.

Сельскохозяйственная продукция. На этот сектор направлено основное краткосрочное внимание США, которые хотят увеличить экспорт в Китай в этом сегменте в 2018 году на 35-40% (с $19 млрд годом ранее). Теоретически Китай может еще нарастить импорт из США естественным образом без ущемления интересов других поставщиков (растущий внутренний спрос привел к увеличению общего импорта Китая год к году в 2017 году, в частности, по сое на +15%, по пшенице на +35%). Это добавит $15 млрд в 2018 году и около $58 млрд к 2020 году.

Нефтепродукты. В 2017 году США экспортировали их в Китай всего на $8 млрд — это менее 3% от общего импорта Китая в этой категории (от $163 млрд). Если предположить, что дальнейший прирост спроса Китая будет удовлетворяться исключительно поставками из США, это добавит $16 млрд в 2018 году и $53 млрд к 2020 году.

Простая арифметика подсказывает, что увеличение импорта Китаем товаров из США на $100 млрд к 2020 году было бы реалистично. Но вот увеличение поставок на $200 млрд уже выглядит маловероятным.

 

Однако есть еще один источник сокращения торгового дефицита США — сектор услуг. За последнее десятилетие экспорт услуг компаниями США в Китай вырос на 326%, до $56 млрд, (тогда как импорт их из Китая за тот же период — всего на 48%). Сейчас доля Китая в общем объеме экспорта услуг США составляет 7,2%, а профицит США против Китая в этом сегменте достиг $38,5 млрд по итогам 2017 года. Это около 10% от общего дефицита США в $375 млрд по товарным категориям. Учитывая традиционно высокие конкурентные позиции компаний США именно в сфере услуг (в отличие от физического производства из-за высокой стоимости рабочей силы), к 2020 году профицит США в этом сегменте может добавить $39 млрд.

Угроза Великой депрессии

У проблемы существующего торгового дефицита между США и Китаем нет быстрого и простого решения, а затяжные переговоры Трампа не устраивают. В отличие от них реализовать государственные решения — в том числе о вводе пошлин на китайские продукты — действительно можно относительно быстро.

Тем не менее в условиях глобальной экономики и глобальной торговли, регулируемой ВТО, данный диспут невозможно рассматривать исключительно между двумя странами — США и Китаем, особенно учитывая размер и значимость каждой страны в отдельности для мировой экономики. Тарифы и пошлины — это инструменты массового действия, которые неизбежно затронут глобальные цепочки поставок и могут отразиться на компаниях из других стран и их экономиках.

Новые отношения между США и Китаем могут вызвать искусственное замедление глобальной торговли, которое в итоге способно развернуть экономический рост в мире и даже привести к преждевременной рецессии. Напомним, что Великая депрессия 1930-х годов являлась в том числе результатом усиления протекционизма и торговых войн, в которые в итоге оказался вовлечен весь мир. Печально знаменитый закон Смута-Хоули, принятый в 1930 году и вводивший высокие таможенные пошлины на множество импортных товаров, дал толчок началу торговых войн. Это вызвало ответную реакцию других государств, поднявших в ответ пошлины на американские товары. Все это в итоге привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло мировую экономику в Великую депрессию, наиболее сильно затронув США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию.

 

Будем надеяться, что уроки истории хорошо усвоены и повторения ошибок не будет. По крайней мере, Трамп в первую очередь крупный бизнесмен со стажем и как никто другой должен понимать опасность подобного развития событий.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+