К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слово компартии: госполитика Китая меняет мировые рынки

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Чтобы оценить масштаб изменений в китайской экономике, достаточно посмотреть на пример металлургической отрасли и эффективность государственной политики: за 25 лет Китай из покупателя продукции превратился в главного производителя

Я пришел в металлургию в 1992 году из авиакосмической отрасли и увидел огромный поток квадратной заготовки, которая поставлялась из России в Китай. Это были миллионы тонн. Не меньшим спросом пользовалась арматура. У Китая тогда существовал дефицит сталеплавильных мощностей. Сегодня в это трудно поверить.

Прошло 25 лет. Китай — номер один по производству стали и чугуна в мире. В стране сконцентрировано 50% мирового производства стали. Это достигнуто в первую очередь благодаря последовательной госполитике, предполагающей большие объемы инфраструктурного и индустриального строительства. Качество китайской стали улучшалось с каждым годом. Сегодня в Китае есть компании, которые по качеству производимой стали на равных соперничают с лидерами металлургии Японии, Южной Кореи и Европы.

Еще 15 лет назад китайские судостроительные заводы покупали сталь, в том числе и в России. «Уральская сталь», которая сейчас входит в состав «Металлоинвеста», поставляла в Китай судовую сталь. Сейчас ведущие мировые компании заказывают теплоходы, уже полностью сделанные из китайской стали. Теперь там совершенно другая культура производства: высокая точность, прекрасное качество стального проката, сварки и клепки. То есть мы отчетливо видим: китайская металлургия совершила гигантский рывок. Так что государственная политика в отношении металлургии в Китае — одна из самых эффективных в мире.

 

Госполитика Китая обрушивает цены

Впечатляющая динамика развития вовсе не означает, что у китайских металлургов нет проблем. Требования промышленных предприятий к стальной продукции постоянно растут, рынок идет вперед. Не все производители успевают своевременно реагировать на изменения потребностей заказчиков. При этом индустриализация шла такими темпами, что самих мощностей в Китае было создано за эти годы с гигантским переизбытком и загружать их попросту нечем, даже в глобальном масштабе нет такого объема заказов.

Китай имеет огромное влияние на мировой металлургический рынок, чувствительность металлургической отрасли к мерам государственного регулирования в этой стране очень велика. Введение в 2005 году правил лицензирования закупок железорудного сырья привело к резкому падению цен, и приблизительно три-четыре месяца рынок приспосабливался к новой регуляторике. А ведь эти три-четыре месяца надо прожить, и ты никогда не знаешь, сколько продлится адаптация: несколько месяцев или два-три года. Приведу другой пример из практики китайского регулирования. Как вы думаете, что происходит, когда страна, производящая более 800 млн тонн стали в год, ограничивает внутреннее потребление на 10%? Вроде бы 10% — это немного, однако это больше, чем все производство стали в России! В абсолютном выражении это грандиозный объем.

 

На рубеже кризисных 2013-2014 годов наши китайские партнеры все как один говорили: неизбежна реструктуризация отрасли, накопились проблемы. Первая — технологическое отставание предприятий, построенных еще в 70-80-е годы прошлого века. Вторая — изменение конъюнктуры рынка и структуры потребления. Третья — это, конечно же, экология. Мы все видели, как в крупных китайских городах люди ходят в респираторах, и, поверьте мне, это обоснованно. Реструктуризация металлургической отрасли Китая продолжается уже несколько лет: идет закрытие неэффективных производств, проведена расшивка неплатежей, прекращен ряд инвестпроектов.

Трансформация продолжается

Рынок Китая огромный и емкий, и мы считаем, что таковым он останется и в будущем. Но структура рынка будет меняться, равно как и ниши для российских экспортеров. По нашим прогнозам, Китай в результате реструктуризации металлургической отрасли уменьшит объем конвертерных мощностей по выплавке стали и нарастит электросталеплавильное производство. Это открывает в металлургическом секторе возможности для поставок в Китай горячебрикетированного железа (ГБЖ) — сырья для электросталеплавильных печей. Правда, с учетом большого количества металлолома в КНР рост спроса на него будет несколько отложенным, но борьба за чистоту производства и высокое качество стали будет оставаться приоритетом в Китае.

Существует множество легенд о том, что китайцы любят давить на рынок и диктовать условия. Да, китайские товарищи, как и все мы, сложные переговорщики, но в то же время они искренние и надежные. Культура ведения дел в Китае совершила огромный прогресс одновременно с культурой производства за 25 лет. Если говорить об особенностях ведения бизнеса в Китае, то не буду оригинален, если отмечу, что наши коллеги никогда не принимают решений с ходу. На переговорах они всегда берут тайм-аут для обсуждения вопросов между собой. И надо признать, что крупнейший рынок имеет право на собственную позицию. Наша задача — выбирать тех партнеров, с которыми комфортно работать, и находить с ними общий язык.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+