Пожалуй, наиболее известный российский резидент Лондона Роман Абрамович столкнулся с трудностями при продлении британской визы. Господин Абрамович, по всей видимости, подал заявку на продление визы инвестора еще до истечения срока действия предыдущей в конце апреля, но решение по его заявлению все еще не принято.
Любая небольшая заминка или потенциально незначительное событие, связанные с отношениями между Соединенным Королевством и Россией, приобретает особую значимость в силу недавней напряженности. Проблемы с выдачей визы господину Абрамовичу широко освещались в британской прессе именно с точки зрения того, что в последние месяцы британские власти пристально следят за активами и действиями обеспеченных россиян, которые кажутся близкими к российской власти. Но реальная ситуация на самом деле может быть куда безобиднее.
Задержка действительно может объясняться фигурой Романа Аркадьевича. Как известно, он недавно интересовался перспективой приобретения резидентства Швейцарии и даже получил приглашение к проживанию на острове Джерси (который, как известно, находится под юрисдикцией Великобритании, не являясь при этом частью Соединенного Королевства). Это может означать желание бизнесмена изучить альтернативные варианты до его подачи заявления на продление британской визы.
Подача Абрамовичем нового заявления до окончания срока действия его текущей визы обеспечивает ему законный статус для проживания. Министерство внутренних дел, государственный орган, ответственный за этот процесс, не может обработать заявку мигранта в силу наличия текущей визы, поэтому решение по заявлению часто, наоборот, затягивается. В таких случаях в силу вступает раздел 3С Закона об иммиграции 1971 года, разрешающий проживание на территории Великобритании на время рассмотрения заявки. Мигранты, попавшие под него, могут даже путешествовать при наличии письма от Министерства внутренних дел, подтверждающего статус рассмотрения их заявки. Однако это сопровождается риском, при котором находящийся в отъезде мигрант может получить уведомление том, что ему отказано в продлении визы и, соответственно, во въезде в страну непосредственно в британском аэропорту. Таких неловких ситуаций лучше бы избегать. С другой стороны, согласно материалам СМИ, господин Абрамович по каким-то причинам подал заявку из России и поэтому не сможет рассчитывать на привилегии раздела 3C.
Удивительно, что Роман Абрамович еще не получил вида на жительство в Великобритании — в какой-то момент такое право должно было у него появиться. Основное требование для этого — проживание в стране в течение пяти лет (или меньше при более высоком уровне денежных вливаний) при сохранении определенного объема инвестиций. Для человека с состоянием Абрамовича инвестиции порядка 1 млн фунтов стерлингов (такое требование было при первой подаче заявления на визу, недавно размер минимальных инвестиций был увеличен до 2 млн фунтов стерлингов) являются достаточно незначительной суммой, поэтому можно предположить, что все последние годы он поддерживал их на более высоком уровне.
Более сложное требование связано с постоянным проживанием, но и его нельзя назвать невыполнимым. Для предпринимателей удовлетворительный срок непрерывного проживания составляет 6 из 12 месяцев. До недавнего времени иммиграционное законодательство было достаточно гибким, чтобы допустить получение вида на жительство за счет супруга. Эта лазейка использовалась многими обеспеченными людьми. При этом инвестором обычно указывалась жена, которой приходилось удовлетворять требованию о проживании не менее половины года в Британии, а вид на жительство получали оба супругов. И хотя в настоящий момент господин Абрамович разведен, его предыдущие браки (в зависимости от того, насколько его бывшие жены любили путешествовать) могли бы обеспечить использование этого хода. Учитывая значительный уровень инвестиций Абрамовича в Великобританию, Министерство внутренних дел страны имеет право придерживаться в его отношении гибкого подхода на основании описанного положения.
Согласно российскому законодательству, граждане РФ, имеющие вид на жительство или второе гражданство, должны сообщать об этом, в то время как некоторым группам, в частности государственным должностным лицам, это может быть не разрешено в принципе. И пусть господин Абрамович в настоящий момент не может отнести себя к их числу (хотя имел подобный опыт в прошлом), его выбор не подавать заявку на вид на жительство в Великобритании может быть прагматичным политическим решением. Но если бы Абрамович получил вид на жительство, у него бы не возникало необходимости подавать заявление на продление или новую визу, а его иммиграционный статус в Великобритании был бы намного более надежным.
Правительство Великобритании, по-видимому, теперь ужесточает требования к новым заявкам по визам инвесторов. Хотя иммиграционное законодательство в его текущем виде кажется весьма либеральным (если денежные средства находились на банковском счете заявителя более трех месяцев до момента подачи заявления, нет необходимости пояснять источник их происхождения), сотрудник иммиграционной службы, рассматривающий заявку, может запросить дополнительную документацию. Такой запрос обычно возникает из опасений относительно подлинности заявки, сомнений по поводу предоставленных документов или источника богатства человека. Учитывая активы Абрамовича, ему будет несложно оперативно собрать доказательства законного происхождения 2 млн фунтов стерлингов — сравнительно небольшой части его состояния. Крайне маловероятно, что иммиграционная служба попросит обосновать всю полноту богатства бизнесмена. Тем не менее даже при удовлетворении запроса по критерию визы инвестора Абрамовичу может быть отказано в ней на основании несоответствия государственной политике Великобритании в отношении «интересов общества». И это будет действительно драматичный финал.
Возможно, основная цель, которую правительство Великобритании может достигнуть в этом эпизоде, сводится к напоминанию — пусть возможности оказывать воздействие на Россию для Соединенного Королевства ограничены, все еще есть рычаги, затрагивающие личные интересы людей, которых считают близкими к Кремлю.
Если виза господина Абрамовича будет обновлена в ближайшее время (что представляется весьма вероятным), мы быстро забудем эту историю. Но если заявка будет отклонена, возникнет немало новых тем для обсуждения, от возможной апелляции, оспаривающей решение об отказе миллиардеру в визе и направленной на получение разрешения остаться в Великобритании, до перспектив футбольного клуба «Челси». Другой российский миллиардер, проводящий много времени в Великобритании, Алишер Усманов уже неоднократно, но безуспешно пытался стать мажоритарным акционером «Арсенала». Может быть, ситуация подарит ему возможность не менять цвет своей команды с красного на синий? Или Роман Абрамович передаст свою долю акций РФ? Это, несомненно, обеспечит еще одну интригу.