Что произошло: в 2007 году Анатолий Чубайс пролоббировал назначение своего друга Леонида Меламеда на пост гендиректора только создаваемой госкорпорации «Роснанотех». На благо венчурной индустрии Меламед проработал немногим более года.
Осенью 2013 года Следственный комитет заинтересовался результатами проверки «Роснано» Счетной палатой. Спустя почти два года, 1 июля 2015 года, Меламед был вызван на первый допрос, а после задержан и помещен под домашний арест. Меламеда обвинили в растрате, но уже после его ухода из «Роснано». Госкорпорация заключила с компанией «Алемар» Меламеда контракт на оказание консультационных услуг стоимостью 228 млн рублей.
Как считает следствие, в 2008 году экс-финдиректор «Роснано» Святослав Понуров, будучи председателем тендерного комитета, в сговоре с Меламедом обеспечил победу в конкурсе фирме «Алемар» (ее совладельцем был Меламед). Позже стало известно, что cразу пять топ-менеджеров, в разное время связанные с «Роснано» и Анатолием Чубайсом, покинули Россию, опасаясь уголовного преследования. Ими стали: Дмитрий Журба — бывший финдиректор РАО ЕЭС и давний партнер бывшего гендиректора «Роснано», Андрей Малышев — бывший зампредправления «Роснано» и экс-глава «Группы Е4», Яков Уринсон — член правления «Роснано» и Фонда развития инфраструктурных и образовательных программ, Андрей Раппопорт — бывший первый зампред «Роснано» и президент бизнес-школы «Сколково», и Юрий Удальцов.
В ходе допроса по делу нынешний глава госкорпорации Анатолий Чубайс несколько раз указывал, что у «Роснано» нет никаких оснований полагать, что ей нанесен ущерб договором с «Алемар». В официальном заявлении, размещенном на сайте «Роснано», также подчеркивается, что договор с ИФК «Алемар» был заключен по результатам открытого конкурса среди пяти компаний в декабре 2008 года, когда Меламед уже не работал в корпорации.
Что сейчас: Меламед знакомится с материалами дела и все еще находится под домашним арестом. Правда, из квартиры он переехал в дом в Серебряном Бору, где ему разрешены две прогулки в день. Помимо Меламеда в растрате обвиняются Андрей Малышев, экс-заместитель главы «Роснанотеха», и финансовый директор госкорпорации Сергей Понуров. Весной 2016 года «Росатом» отказался продлевать контракт с компанией «Композит», принадлежащей Меламеду.