Михаил Слободин, не так давно отмечавший 3 года на посту гендиректора «Вымпелком» в России и подписавший новый контракт, ушел в отставку со своей должности. Виной тому его предыдущее место работы — с 2003 по 2010 годы он руководил холдингом «Комплексные энергетические системы» (КЭС), который входит в «Ренову» Виктора Вексельберга. В понедельник правоохранительные органы задержали главу компании «Т Плюс» (новое название КЭС) Бориса Вайнзихера и совладельца компании «Ренова» Евгения Ольховика по делу о взятках в республике Коми. Слободин тоже является фигурантом этого дела. Сейчас он находится во Франции. Бывший гендиректор российского подразделения «Вымпелком» был едва ли не самым эксцентричным среди топ-менеджеров российских телеком-компаний. Слободин в костюме пчелы рекламировал свою компанию, снимался в видеороликах в роли тайного покупателя, ругался на качество туалетной бумаги в офисе, вел авторский видеоблог. При этом опыта работы в телеком-отрасли у нового гендиректора «Вымпелкома» не было. Каковы финансовые итоги руководства Михаила Слободина?
От тройки к двойке
В марте 2016 года Vimpelcom уведомила Комиссию по ценным бумагам США о готовящейся сделке, а на следующий день гендиректор норвежского холдинга Telenor Сигве Брекке заявил Bloomberg, что потенциальные покупатели уже найдены. Правда, сделки до сих пор не было. Почему норвежский холдинг, которому принадлежит 33% Vimpelcom, решил избавиться от актива? Впервые о желании продать свою долю Telenor заявил еще в октябре 2015 года. «У Telenor нет возможности полностью контролировать деятельность данного актива», - говорилось в заявлении холдинга. В структуре Vimpelcom, дочерние компании которой работают в 14 странах, российский рынок исторически занимает важное место: здесь у компании большего всего абонентов. Правда, в финансовом плане есть более успешные «дочки».
Слободин стал гендиректором российского «Вымпелкома» в сентябре 2013 года. В том же году выручка в России составила 289,9 млрд рублейю. Таким образом, «Вымпелком» занял третье место среди отечественных мобильных операторов, уступив второе «Мегафону» — правда, отставая всего на 4 млрд рублей. Следующие два года выручка тоже падала — до 281,9 млрд рублей в 2014 году и 278,4 млрд рублей в 2015 году. Для сравнения: у «Мегафона» падение было только в 2015 году, а у МТС выручка росла все три года подряд. По итогам 2015 года, отставание от «Мегафона» достигало уже 30 млрд рублей, а от МТС — более 100 млрд рублей. Проблемы у «Вымпелкома» были и с абонентской базой, рост конкурентов был заметно быстрее. И если в 2012 году была «большая тройка» и Tele2, то по итогам 2015 года сформировалась большая «двойка» и два догоняющих оператора — «Вымпелком» и Tele2.
МТС в последнем годовом отчете указал 77,3 млн абонентов, у «Мегафона» — 74,8 млн абонентов, на 6,7 млн больше показателя 2013 года. У «Вымпелкома» по итогам 2015 года 59,8 млн абонентов, а в 2013-м было 56,5 млн. Впрочем, Слободин пользовался доверием основного акционера «Вымпелкома» — «Альфа-групп», подконтрольной миллиардеру Михаилу Фридману. В сентябре 2016 года со Слободиным подписали новый контракт еще на 3 года, а чуть раньше, в январе Слободин вошел в наблюдательный совет «Альфа-групп» — там решаются вопросы, связанные со стратегией развития российских активов.
Больше довольных
За месяц до вступления Михаила Слободина в должность у топ-менеджеров российского «Вымпелкома» изменились правила расчета вознаграждений. С августа 2013 года они стали зависеть от показателя Net Promoter Score — удовлетворенность абонентов качеством сервиса. «Вымпелком» и так терял абонентов, а в ближайшее время должен был заработать закон «об отмене мобильного рабства» (MNP), когда любой абонент мог сменить оператора без смены номера.
В четвертом квартале 2013 года, как писала газета «Ведомости» со ссылкой на Слободина, «Вымпелком» по этому показателю катастрофически отставал от конкурентов. А во втором квартале 2016 года, как утверждали в компании, этот показатель сравнялся с другими операторами. Рост абонентской базы в 2015 году тоже был максимальным за последние несколько лет. К тому же, по итогам первого квартала 2016 года, «Вымпелком» обслуживал 23% российских абонентов, а в 2013-м, когда пришел Слободин, 22%.
При Слободине в «Вымпелкоме» затеяли и еще одну необычную для российского телеком-рынка операцию. Компания решила продать все свои телекоммуникационные вышки сторонней компании. В России исторически телекоммуникационными башнями владели сами операторы. Такой шаг позволил бы сократить издержки «Вымпелкома» на инфраструктуру. Правда, на развитие инфраструктуры «Вымпелком» тратил заметно меньше конкурентов. Башенный бизнес оператор вывел в отдельную компанию, но продать пока не успел.
В момент, когда Слободина назвали фигурантом дела о взятках и объявили в розыск, он находился во Франции. По его словам, он готов дать правоохранительным органам все объяснения по делу. Правда, информации о том, что он вернулся в Россию пока нет. Исполняющим обязанности гендиректора российского «Вымпелкома» назначен норвежец Шелль Мортен, который с августа стал руководителем по работе на основных рынках в глобальном «Вымпелкоме». Мортен выходец из Telenor: в в 2006-2009 годах он возглавлял бизнес Telenor в России, а затем стал руководить представительством норвежского холдинга в Сербии. Интересно, что в подчинении у него будет еще один выходец из Telenor Марек Слачик, который с августа 2016 года руководит в российском «Вымпелкоме» развитием на массовом рынке. Возможно, перестановки в руководстве оператора смогут изменить отношение Telenor к своему активу.