Новая волна проверок: как бизнесу защититься от штрафов за нарушения антиковидных мер
В мае к российским предпринимателям стали чаще приходить с проверками соблюдения санитарных и эпидемиологических норм. «В последние две недели мы чувствуем интенсивное внимание со стороны контролирующих органов, — говорит сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер. — У нас более 30 ресторанов по всей России, и каждый день проверки приходят минимум в один из них». По словам основателя сети «Теремок» Михаила Гончарова, после волны проверок осенью 2020 года ситуация была относительно спокойной, но с началом майских праздников проверки участились. «Проверяют соблюдение антиковидных мер», — утверждает Гончаров.
Основательница сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова утверждает, что проверки ужесточились именно в Москве, хотя ее сети этот тренд пока не коснулся. По мнению Гончарова, одинаково часто приходят к предпринимателям в любом городе. «У нас проверки были везде: как в Москве, так и в Казани или Тольятти», — говорит Винтер. В последний месяц участились проверки именно в региональных клубах ALEXFITNESS, говорит основатель сети Алексей Ковалев. В салонах красоты проверки участились во всех регионах, говорит вице-президент ассоциации предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова. Учащения проверок не заметили в ресторанных холдингах Ginza Project Moscow и Round Table.
В Роспотребнадзоре информацию об участившихся внеплановых проверках не подтвердили. Пресс-служба ведомства сообщила, что «выездные внеплановые проверки осуществлялись исключительно по фактам причинения вреда или угрозы причинения вреда». Кроме того, внеплановые проверки необходимо согласовывать с прокуратурой, отметили в ведомстве.
«Несмотря на то что эпидемия не закончилась, народ действительно расслабился. Май, жарко — естественно, никто не хочет носить маски», — объясняет возможную логику учащения проверок президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Кроме того, целью проверок он считает «наполнение бюджета» посредством штрафов.
Михаил Гончаров убежден в том, что внеплановые проверки не имеют никакого смысла. «Логика подобных проверок сетевых компаний мне непонятна. Во главе компаний стоят неглупые люди, и очевидно, что мы предприняли все возможные меры предосторожности. Больше ничего сделать нельзя», — считает он. Хенрик Винтер, наоборот, одобряет частые проверки. «Соблюдать требования очень важно, потому что в России не так много граждан сделали прививки», — говорит он. В «Тигрусе» даже планируют мотивировать своих сотрудников вакцинироваться: «Думаем ввести для тех, кто решит сделать прививку, два оплачиваемых выходных».
Часто проверки проводят из-за жалоб недовольных клиентов или конкурентов, которые используют законодательство в своих интересах, говорит старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин. «Они [клиенты и конкуренты] могут обратиться в Роспотребнадзор с требованием проведения проверки, и в большинстве случаев после этого она проводится, — говорит он. — Таким образом, законодательство используют проверки в качестве инструмента достижения своих личных целей».
Новые нерабочие: почему бизнес снова несет потери в борьбе с пандемией
Что делать предпринимателям
Чтобы избежать штрафов, прежде всего нужно тщательно следить за документацией, говорит Андрей Кузьмин. Среди документов, на которые в первую очередь обращают внимание контролирующие органы, — журналы дезинфекции, проверки температуры сотрудников и учета моющих средств. Кроме того, по словам юриста, строго следят за соблюдением правила социального дистанцирования. По требованию Роспотребнадзора, в помещениях площадью до 50 кв. м одновременно могут находиться не более пяти человек, до 100 кв. м — не более десяти человек, а свыше 200 кв. м — не более 50 человек.
Есть и другие моменты, на которых могут «подловить» предпринимателей, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Гриц и партнеры» Дмитрий Гриц. Поскольку к масочному режиму все уже привыкли, контролирующие органы стали чаще ловить предпринимателей на отсутствии перчаток, рассказывает он. А к этому требованию сотрудники зачастую относятся не так серьезно. Также иногда проверяющие требуют показать дезинфицирующие растворы и график уборки — ее нужно проводить не менее двух раз в день. «Могут попросить договор с клининговой компанией, которая осуществляет уборку», — отмечает юрист.
Если предприниматель считает, что проверяющие выписали штраф необоснованно, он может обратиться в суд. «Если судья видит, что те или иные требования высосаны из пальца, он будет рассматривать дело более внимательно, и шансы снизить штраф будут велики», — говорит Гриц.
По словам Михаила Гончарова, начиная с октября прошлого года сеть «Теремок» участвовала в 30 судебных процессах (пять из них еще не окончены), где оспаривала выписанные штрафы. «Многое удалось отбить», — говорит Гончаров. По его словам, в половине ситуаций суд вставал на сторону бизнеса, четверть судов компания проиграла, еще в 25% случаев суд снизил сумму штрафа. При этом компания уже оплатила штрафы на сумму 300 000 рублей и должна будет заплатить еще 600 000 рублей. Из них 200 000 рублей составили штрафы за отсутствие перчаток у гостей, хотя эксперты ставят эту меру защиты от коронавируса под сомнение. Перчаточный режим с 16 апреля отменили, например, в Санкт-Петербурге.
Спокойствие и отвага. Как ресторану выстоять в борьбе с проверками
Общественники-коррупционеры
Во время внеплановых проверок заметить проверяющих за работой не всегда легко. По словам Хенрика Винтера, они могут не сразу раскрыть свою личность и заявить о себе только тогда, когда обнаружат нарушение. Также выявляется много случаев безосновательных проверок, говорит Дмитрий Гриц: «Проверяющие пользуются своим удостоверением и проводят проверку без распоряжения организации, не имея на это права». По закону, кроме удостоверения, проверяющие должны иметь при себе копии распоряжения или приказа руководителя организации, от имени которой они действуют.
В последнее время участились случаи, когда с проверкой приходят не сотрудники контролирующих органов, а представители общественных организаций, отмечает Гриц. Действия «общественников» не всегда законны, говорит Гончаров: «Делают специальные подставы, поддельные паспорта, гримируют людей».
«Общественники» часто вымогают деньги за то, что не сообщат о нарушении в настоящий Роспотребнадзор, говорит Кузьмин: «Это никому не известные конторки, названия которых похожи на Роспотребнадзор. Они показывают удостоверение, и им удобно, чтобы в документе было похожее название». В последнее время на смену классическим взяткам пришли вынужденные пожертвования в благотворительные фонды, отмечает Михаил Гончаров. По словам Дмитрия Грица, в его практике были случаи, когда недобросовестные члены общественных организаций приходили к бизнесменам с уже готовым прайс-листом.
При этом прав у «общественников» ровно столько же, сколько у гостей, подчеркивает Гриц: они могут ознакомляться с общедоступными документами и фиксировать очевидные нарушения. Несмотря на это, по его словам, в заведениях общепита они могут «лезть» на кухню. Во избежание вымогательства юрист рекомендует предпринимателям внимательно проверять документы проверяющих. Михаил Гончаров считает, что бороться с ними бесполезно: «Формально они делают важную для общества работу, но по сути дела это какой-то ходячий абсурд».