Новые нерабочие: почему бизнес снова несет потери в борьбе с пандемией
Вызвавшее столько пересудов решение президента Путина объявить нерабочими несколько дней между майскими праздниками, с моей точки зрения, можно объяснить без лишних конспирологических версий.
Рейтингу не поможет
Давайте сначала рассмотрим менее вероятное, на мой взгляд, объяснение — желание потрафить народу на фоне падающего президентского рейтинга и протестов 21 апреля. Да, с рейтингом не все в порядке, и это давно известно. Но, если ставилась цель его поднять, для этого можно было бы воспользоваться массой недавних поводов. Например, объявить о признании непризнанных республик Донбасса и даже, как предлагали некоторые горячие головы, присоединить их к России. Конечно, крымский скачок рейтинга вряд ли был бы повторен, но, если бы все обошлось без войны, ощутимый эффект мог быть достигнут. Однако этого не произошло. Более того, российские войска, стянутые к границам Украины, возвращаются к местам постоянной дислокации.
Или возьмем белорусский кейс. Вроде бы все шло к прорывным решениям по началу интеграции этой страны в Россию. Бурного восторга населения не было бы, но, как показывают опросы, на какую-то часть российских граждан эта новость подействовала бы духоподъемно. Но, как видим, не получилось. Лукашенко снова выскользнул из крепких дружеских объятий.
И, наконец, послание президента Федеральному собранию — вот где было необъятное поле для подъема рейтинга. Просто нужно было не ограничиваться скромными (всего-то 400 млрд рублей на два года) дополнительными расходами, а потратить хотя бы триллион рублей из Фонда национального благосостояния, в котором скопилось аж 14 этих триллионов. Можно было осчастливить пенсионеров (и работающих, и неработающих) и просто взрослых людей (независимо от наличия или отсутствия у них детей) из сектора малого и среднего бизнеса, многие из которых потеряли ощутимую часть доходов, а часто и работу. Но и этого сделано не было.
«Как гром среди ясного неба»: навредят ли бизнесу нерабочие дни между майскими праздниками
Какая-то политическая логика могла бы просматриваться, если бы с просьбой о дополнительных выходных к Путину обратилась «Единая Россия», которая нуждается в повышении своей популярности в преддверии сентябрьских выборов. Однако публичным инициатором этого решения стал Роспотребнадзор, которому такая слава не нужна.
Лечение за счет бизнеса
Скорее всего, за решением президента действительно стоит желание хоть как-то притормозить нарастание третьей волны пандемии. Если посмотреть официальную статистику, то в апреле число новых заражений в целом по России перестало снижаться и стабилизировалось на уровне 8500-9000 случаев в день. В ряде регионов, по признанию властей, начался рост этого показателя. Сплошные выходные с 1 по 10 мая, как считают в Роспотребнадзоре, уменьшат мобильность населения; кроме того, в школах не будут лишний раз скапливаться дети, которые, как известно, могут быть разносчиками инфекции.
Наверное, эти обстоятельства действительно важны. Ведь никому не хочется допустить возвращения будней первой волны, когда не хватало больничных коек и скорую можно было ждать несколько дней. Однако, очевидно, будет и пострадавшая от майских каникул сторона. Это та часть бизнеса, которая закроет свои предприятия в связи с нерабочими днями, а зарплату своим работникам вынуждена будет платить. Конечно, пока не надо преувеличивать масштаб финансовых проблем — речь идет всего лишь о четырех дополнительных выходных (год назад, напомню, таким образом «отдыхали» больше месяца). Кроме того, в отличие от прошлого года вся сервисная экономика — общественное питание, торговля, бытовое обслуживание — продолжает работать. Дополнительные затраты не возникают еще и потому, что понятие нерабочих дней отсутствует в Трудовом кодексе, работодателю не нужно платить сотрудникам повышенную зарплату, как за выходные и праздничные дни.
Тем не менее потери для экономики будут. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, каждый дополнительный выходной обойдется примерно в 100 млрд рублей. У части бизнеса, и так переживающего нелегкие времена, появится неприятное чувство, что майские каникулы устраиваются за его счет. Государство, явно сэкономив в прошлом году на помощи малым и средним предпринимателям, продолжает эту политику и сейчас, несмотря на все заверения в том, что бизнесу оказывалась и будет оказываться масштабная поддержка. Правительство могло бы показать это на деле — например, компенсировать предпринимателям расходы на зарплату за четыре нерабочих дня. Деньги понадобятся небольшие, максимум пара десятков миллиардов рублей. Но символическое значение этого жеста было бы намного дороже.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции