К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Свободные места для безработных: почему субсидии не мотивируют бизнес нанимать людей с биржи труда

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В марте правительство России утвердило план поддержки компаний, которые в 2021 году наймут безработных с биржи труда. Хедхантер Алена Владимирская объясняет, почему эта инициатива не приведет к результату и что стоило бы предпринять властям, чтобы реально снизить уровень безработицы в стране

Субсидии получат компании и индивидуальные предприниматели, которые наймут неработающих людей. Эти сотрудники по состоянию на 1 января 2021 года должны состоять на учете в центре занятости. Размер субсидии зависит от срока, который проработает новый сотрудник: после одного месяца компания получает один МРОТ — 12 792 рубля, после трех месяцев — два МРОТ (25 584 рубля), после полугода — три МРОТ (38 376 рублей). Правительство выделяет на эту инициативу 12 млрд рублей из федерального бюджета и рассчитывает, что она позволит трудоустроить более 220 000 человек и к концу 2021 года восстановить занятость  допандемийного уровня.

Пандемия как повод для увольнений

Есть несколько причин, почему бизнес по большей части не побежит нанимать людей с биржи труда, чтобы получить субсидию.

Во-первых, пострадавшие индустрии восстанавливаются, но не так быстро, как хотелось бы. Например, туристический рынок восстанавливается за счет внутрироссийского туризма, но обороты пока несравнимы с теми, какие были два-три года назад, когда мы летали по всему миру. Турагентства начинают поднимать голову, но еще недостаточно. Поэтому там нет рабочих мест, чтобы стимулировать кого-то субсидиями.

 

В других индустриях, где все хорошо, — IT, e-commerce, ретейле или фарме — во время пандемии компании довольно часто сливали балласт. Сокращали не самых лучших сотрудников, которых без пандемии, может быть, и не уволили бы. Субсидии не стимулируют компании, у которых все хорошо, набирать сотрудников такого же уровня.

«Идет жесткий хантинг»: почему в России резко выросли спрос на IT-специалистов и их зарплаты

 

Вот пример: Мария Ивановна 25 лет сидит в бухгалтерии. Когда-то она была отличным работником, а теперь она, конечно, делает свою работу, но уже отстала. Она не знает современных программ, знает только свой маленький кусочек, и, по идее, ее надо заменить кем-нибудь более прогрессивным. Но мы же к Марии Ивановне с уважением, она 25 лет у нас отработала, на пенсию ей рановато... А вот сократить ее под пандемию, и взять кого-то с более современными навыками и подешевле одновременно — это святое.

И рынок четко знает, что таких людей много. Но об этом не принято говорить, потому что это и Марии Ивановне не сказали прямым текстом. Ей сказали: «Смотри, что наш президент сказал: все сложно и плохо. Ты же видишь, что происходит в стране, извини». Ей выплатили пособие и отправили отдыхать.

Личная капитализация падает

Я сама руководитель. Если мне доплатят 38 376 рублей, готова ли я взять человека с не очень качественными, несовременными или неполными навыками? Не готова. Потому что получу больше убытка из-за налогов за человека, которые придется заплатить за это время.

 

Но главная проблема в другом. Субсидия может простимулировать работодателей взять человека на работу, но не оставить его на ней. Люди отработают по полгода, после чего половину уволят, и они снова окажутся на рынке. Причем их положение станет хуже, потому что сейчас они довольно спокойно и понятно объясняют, почему ищут работу: «Потому что в пандемию сократили». А потом? Вот ты вышел в компанию, отработал полгода, после чего тебя уволили — значит, ты плохой сотрудник. То есть их личная капитализация сильно упадет.

Если предприниматель прямо сейчас думает брать человека, то дополнительные 38 376 рублей — это, конечно, приятный бонус, но не стимул.

Искать работу не стыдно

Я не согласна с тезисом о том, что хороший специалист найдет работу, несмотря ни на что, в любом кризисе и любом возрасте.

Во-первых, если в отрасли все плохо и мест нет, то работу не найти. Во-вторых, если ты старше 50 лет, и по какой-то причине рынок не знает, что ты хороший специалист, — например, если ты, сидя 25 лет в одной компании, никому о себе не рассказывал, — то твое резюме не станут рассматривать из-за возраста. Поэтому если вы хотите обезопасить себя — рассказывайте рынку о том, что делаете.

Сейчас большинство соискателей хотят тех денег, которые были до кризиса, а их в большинстве ситуаций нет. И чем сидеть в ожидании вакансии за 100 рублей и проедать запасы, выходите лучше на позицию за 50. Если вы хороший специалист, то поднимитесь внутри компании. Чем дольше вы не работаете, тем сильнее падает ваша капитализация. Поэтому сейчас лучше упасть по деньгам и, возможно, даже в должности.

 

Внутренние революционеры с благими намерениями: почему протесты подтолкнули людей переходить на госслужбу

Сегодня много людей, которые боятся рассказать о том, что ищут работу. Считают, что это стыдно. Он разместил резюме на HeadHunter, там ноль откликов, и вот он печалится. А в это время его бывшие сослуживцы, родственники, друзья и знакомые где-то работают.

Я рекомендую сделать очень короткое резюме, где будет написано следующее: «Я хороший бухгалтер, владею такими-то бухгалтерскими программами, отвечал за такие-то куски деятельности, моя самая сильная сторона такая-то. Денег хочу столько-то, вот мой телефон». И дальше надо стесняться рассказывать своему кругу контактов, что вы ищете работу. Ничего стыдного в этом нет, и это даст результат. Чаще всего вакансии закрываются через рекомендации, потому что обычно рекомендуют варианты лучше, чем с открытого рынка труда.

Как победить безработицу

Если в индустрии есть вакансии, а человека не берут, — значит, либо он старше 50 лет, либо его навыки устарели. Главное, что может сделать государство для такого человека, — продвигать центры занятости. К сожалению, люди просто не знают, что можно бесплатно приобрести новые навыки в центрах занятости. Государство должно создать большое количество курсов, с помощью которых люди смогут освоить новую востребованную профессию. Это действительно поможет в борьбе с безработицей.

 

В то же время переучиваться бывает очень сложно. Если вы в 50 лет начинаете работать программистом, не имея опыта программирования, вероятнее всего, шансы у вас очень маленькие. Поэтому надо не переобучаться в новые профессии, а в текущей профессии добирать нужные навыки.

«На словах ты Лев Толстой»: почему популярные онлайн-курсы в резюме — тревожный знак при найме

Люди сейчас идут на приманки: «Приходи к нам, мы тебя за четыре месяца научим быть программистом, и ты будешь зарабатывать 120 000 рублей». Да, за четыре месяца научат навыкам кода. И в среднем программист зарабатывает 120 000 рублей. Но конкретно тебя 50-летнего с начальными навыками написания кода, вероятнее всего, не возьмут на работу, потому что на этом уровне ты соревнуешься с 14-летними мальчиками с такими же навыками.

Поэтому государству надо показывать, что, скорее, стоит не переучиваться кардинально новой профессии, а доучиваться. Это можно сделать с помощью больших просветительских программ. Любое государство умеет их делать. При этом государство может просто не хотеть этим заниматься.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Самое время реализовать мечту: 7 женщин, которые после 40 лет добились успеха в творчестве

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+