«Кто хочет тусоваться, тот придет»: как московские бары регистрируют гостей по QR-кодам. Репортаж Forbes
В понедельник вечером, 19 октября, желающих протестировать новую систему пропуска в бары и клубы Москвы немного — на улице +4 градуса, морось и мрак. На Малой Бронной, такой многолюдной в первую волну (тусовщиков на Патриарших прудах клеймили за распространение вируса почти так же яростно, как майских «шашлычников»), из прохожих только молодой патрульный. «Мы тут с коллегой уже почти полгода каждый день, два через два. Что делаем? Да особенно ничего, больше следим, чтобы местные не жаловались на шум от баров. За отсутствие масок не останавливаем — на улице ведь можно без них. Но недавно вот в магазин патруль вызывали, там человек зашел без маски и отказывался покидать помещение. Штраф выписали, 3000 рублей», — бодро рассказывает полицейский.
С 19 октября причиной для штрафов может стать не только отсутствие маски в помещении, но и новая система пропусков в бары и ночные клубы. По указу мэра Москвы Сергея Собянина гости и сотрудники должны заходить в заведения только после того, как пройдут регистрацию на месте с помощью QR-кода или отправив СМС на номер 7377. Если у кого-то из посетителей впоследствии подтвердится коронавирус, система отследит места, в которых он был за последние недели, и разошлет людям, которые находились в одном заведении с заболевшим, предупреждение с рекомендацией пройти тестирование и оставаться дома до получения результата. По мнению властей, эта мера должна увеличить объем тестирований у бессимптомных переносчиков вируса и улучшить контроль за распространением заболеваемости.
Нарушение этого правила будет трактоваться как невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения и караться штрафом до 30 000 рублей для граждан (если посетитель отказывается регистрироваться и покидать заведение) и до 300 000 рублей для юридических лиц (если владелец бара не повесил QR-код вовремя или не требует регистрации на входе), говорит юрист юридической компании FTL Advisers Ltd Светлана Иванова.
С регистрацией и СМС
В первом же заведении (работает до трех часов ночи) у входа висит заламинированная распечатка с QR-кодом, но менеджер только измеряет температуру и просит не снимать маску, пока мы не сядем за стол. На вопрос, почему не требуют отсканировать QR-код, отвечает, что правила начнут действовать «с нулей». «Ну смотрите, заставили повесить эти коды только тех, кто работает после полуночи. То есть остальные кафе, которые ночью не работают, до «нулей» ничего проверять не должны, так почему мы должны? Логично?» — рассуждает молодой человек, представившийся бартендером.
Очередное пандемическое нововведение московских властей действительно вызвало у предпринимателей много вопросов. Сергей Собянин объявил об «эксперименте» в четверг, 15 октября, а уже в понедельник, 19-го, все заведения, подпадающие под определение «бары и ночные клубы», должны были авторизоваться на сайте мэра, зарегистрировать свой фактический адрес, распечатать и повесить у входа QR-коды и обучить персонал новым правилам. При этом кто именно обязан выполнять новые требования, непонятно — четкого водораздела между кафе, рестораном, баром и ночным клубом в законодательстве нет, говорит Светлана Иванова. «В указе мэра прописано, что под норму попадают заведения, работающие с 00 до 06 часов и оказывающие развлекательные услуги. Исходя из буквального прочтения приказа, те, кто работает ночью, но не развлекает — круглосуточные рестораны и кофейни без барной стойки, — могут работать без QR-кода, так как это предприятия общепита. Однако тут большой вопрос, как проверяющие будут определять «развлекательность, — говорит юрист. — В общем, в очередной раз указ написан абсолютно криво, и, на наш взгляд, лучше перевыполнить, чем недовыполнить».
Ответ на второй важный вопрос — должны ли ночные развлекательные заведения заставлять гостей сканировать коды до полуночи — есть в тексте указа. Он гласит, что бары и клубы должны «обеспечить прохождение их работниками и посетителями процедуры регистрации всех посещений в течение суток с использованием специального электронного сервиса». Разъяснения по этому пункту в своем Telegram-канале также дал столичный оперативный штаб по борьбе с заболеванием. Но, судя по всему, владельцы баров и клубов на канал штаба не подписаны: только два из семи посещенных корреспондентом Forbes заведений потребовали отсканировать QR-код на входе, остальные верят в «правило нулей». Оно, по словам менеджера одного из клубов на Китай-городе, может распространяться среди представителей индустрии в профильных «барных» чатах в мессенджерах.
Барный след
«Человек может зайти к нам в шесть вечера, а выйти в шесть утра, поэтому, конечно же, мы просим регистрироваться в течение всего дня», — говорит Валентин, менеджер бара Veladora, держа сигарету* рукой в одноразовой перчатке. Недавно Veladora пришлось выплатить штраф в размере 500 000 рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, поэтому теперь владельцы бара изучают все постановления с особой тщательностью. «Зашла женщина (как потом оказалось, из Роспотребнадзора) с включенной на телефоне камерой, прошлась по заведению, а дальше нам прилетел штраф в 500 000», — рассказывает Валентин. По его словам, оспорить штраф в суде не удалось, к делу были прикреплены фото гостей без масок внутри бара и сотрудника, который курил во дворе без перчаток. «Теперь я эти перчатки вообще никогда не снимаю, на всякий случай. Было бы классно, если бы они хотя бы грели, хоть какая-то польза, но мерзнешь в них еще быстрее».
В баре «Метафора» на Маросейке пообщаться с корреспондентом выходит генеральный директор заведения. Мужчина за 40 (единственный собеседник Forbes, согласившийся назвать свое полное имя) представляется Михаилом Анатольевичем Мирошкиным и подводит к столику у входа, где стоит антисептик, лежат одноразовые маски, перчатки и указ Собянина в бумажном виде. «Вот специально распечатали, чтобы гостям показывать. Были такие, которые приходят, говорят «да мы на чуть-чуть, до 12 точно уйдем». Нет, ребят, вот указ мэра, вот пункт, где сказано, что мы должны с открытия дверей всех регистрировать — извольте», — говорит он.
В этой части разговора в «Метафору» как раз заходят гости — парень и девушка, которые впервые слышат о QR-кодах. Охранник объясняет суть процедуры, молодые люди недолго возмущаются про Большого Брата (персонаж романа Джорджа Оруэлла «1984», авторитарный лидер государства Океания; после выхода книги имя стало нарицательным для государства, стремящегося к тотальному контролю. — Forbes), потом парень наводит телефон на распечатку с кодом и меньше чем за минуту проходит регистрацию, а девушка достает из рюкзака ноутбук и садится с ним на ступеньки у входа. «Буду сейчас восстанавливать пароль от mos.ru, — с явным раздражением вздыхает она. — Не собираюсь им отдавать еще и свой номер телефона». Отношение к процедуре у нее «крайне негативное»: «Это тотальный контроль за личностью, при этом незаконный. У нас не введено чрезвычайное или там военное положение, мы не обязаны никому докладывать, где мы находимся». «Достойный честный ответ, — комментирует гендиректор. — За неудобства ребятам настоечку за счет заведения».
- «Закрытий будет вдвое больше, чем в первую волну»: что ждет московские бары в случае нового локдауна
- «Проиграют все отрасли экономики»: кто пострадает и выиграет при повторном карантине
- «Я не хочу верить в большой локдаун»: как бизнес встретил рекомендацию Собянина вернуться на удаленку
Лучше, чем локдаун
Речи про «большого брата» — частая реакция посетителей на новость о QR-кодах, говорит гендиректор «Метафоры». «Но мы и так оставляем свои цифровые следы везде: заказываем такси через приложение, платим кредитными картами, даем свой номер магазинам, чтобы получать скидки», — перечисляет он. «Если бы хотели поднять твои данные, подняли бы и без QR-кодов в барах — есть много других способов», — соглашается Валентин из Veladora.
Из-за необходимости чекиниться из «Метафоры» за первый вечер работы системы уже ушло несколько человек, из Veladora — компания друзей. «Пришел парень, послушал нас, сказал, что он негативно настроен по отношению к правительству и сейчас подойдут еще ребята, которые тоже правительство не любят и оставлять никаких данных не будут», — рассказывает менеджер. По словам Михаила Мирошкина, отток гостей будет, но несущественный — «меньше половины». «У нас сейчас и так пусто почти, выручка сильно упала за последние недели. И я думаю, что дело не в погоде — люди просто боятся выходить». Но основной костяк гостей, которые «настроены тусоваться», QR-коды не напугают, уверен менеджер Veladora. Мирошкин соглашается: в прошлую пятницу, по его словам, в клубе была большая дискотека, на которой посетители по требованию охраны танцевали в масках, и «никого это не смущало».
Введение QR-кодов — это гуманная альтернатива ограничению времени работы или полному закрытию баров, как было в первую волну, считает гендиректор «Метафоры»: «Если нам предпишут закрываться раньше или запретят ночью проводить мероприятия, как в Подмосковье, для меня это смертельно. Основной поток — с 6 вечера, мы развлекательное ночное заведение». По словам Мирошкина, статистика по заболеваемости в барах может помочь «обелить репутацию» отрасли, доказав, что «в клубах вообще-то не так часто заражаются, и мы никакой не рассадник».
Один из гостей Veladora, который вместе с другом прошел процедуру регистрации по QR-коду на входе, тоже доволен этой мерой. «Это лучше, чем локдаун, однозначно. Вы же видите, сейчас статистика по заболеваемости хуже, чем весной, но бизнес не закрывают — понимают, видимо, что экономика не переживет больше, — рассуждает он. — У меня люксовое турагентство, консьерж-сервис. Я как никто страдаю от пандемии и поэтому выступаю за любые меры, которые помогут быстрее все это пережить и забыть». «А вас не напрягает необходимость отчитываться о том, где вы вечером в понедельник пьете?» — спрашиваю у второго посетителя. «А я битки [криптовалюта Bitcoin] купил еще в 2008 году, до сих пор их меняю и классно живу. Так что меня вообще в этой жизни ничего не напрягает».