Феномен Патриков: как четыре улицы в центре Москвы зарабатывают миллионы на посткарантинном ажиотаже
«Готовься, сейчас нажремся сильно», — решительно заявляет нарядная блондинка своему спутнику, обгоняя корреспондента Forbes на Малой Бронной. Спутник понимающе кивает, и пара растворяется в толпе таких же жаждущих почувствовать «настоящую жизнь» после почти трех месяцев заточения.
Патриаршие пруды, или Патрики, как привычно называют их москвичи, и их окрестности и раньше были центром притяжения для жителей столицы и туристов. Но в этом году тусовки бьют все рекорды: после ослабления карантина в соцсетях ежедневно выходит под 7000 публикаций с упоминанием локации.
Днем, пока в пруду плещется рыба и плавают лебеди, а местные жители занимаются йогой на траве, первые туристы выгуливают на поводке козу и барана. Вечером район превращается в одну большую пробку из Audi, Lamborghini, Ferrari и Lexus, которую замыкают автозаки и полицейские автомобили. На тротуарах тоже пробки — из людей, которые кружат по району в безуспешных поисках свободного столика, а потом устраиваются с едой навынос и вином в стаканчиках из-под кофе прямо на лавочках у пруда.
Все это плохо отражается на нервах местных жителей, но прекрасно — на доходах местного бизнеса. Выручка ресторанов и кафе на Патриках, по словам самих предпринимателей и экспертов, сейчас на 50-90% больше, чем в обычный июньский период, и в два раза больше, чем в заведениях других центральных районов.
Сбросить маски
У выхода из метро «Пушкинская» на корреспондента Forbes то и дело озираются прохожие. Причина — в защитной маске, которая здесь вызывает удивление. Догадки подтверждает спор прохожих по пути к прудам. «Зачем ты ее надел? Это же улица», — с укоризненной улыбкой бросил один друг менее смелому приятелю. Бояться заразиться совсем не модно: люди собираются на Патриках, чтобы насладиться доковидными радостями, и каждый, кто напоминает о реальности, кажется инородным элементом. А маски теперь украшают разве что зверей на памятниках героям басен Крылова.
«Москва бросила колоссальные средства на тесты»: как столица добилась низкой смертности от COVID-19
Каждый день к Патриаршим прудам стекаются два потока — со стороны метро «Маяковская» и Пушкинской площади. «Мы шутим, что одну электричку народа специально привозят с одного конца улицы, другую — с другой, — говорит, указывая на разные концы Малой Бронной, старший сомелье винного ресторана Grand Cru Юлия Клочкова. — Одни идут вправо, другие — влево, смешиваются в поток, встречаются все здесь».
Гуляющие были здесь и во время строгой самоизоляции, отмечает местная жительница, основательница медиа о венчурном рынке и стартапах RusBase Мария Подлеснова. Пытались нарушить собянинский указ и сами резиденты, добавляет пиар-менеджер ЗОЖ-кофейни 42 и блогер (61 400 подписчиков в Instagram) Полина Карахина. «Людей разгоняли, а они ломились снова. Вы думаете, просто так замок на двери [повесили]?» — смеется она. В конце апреля местного жителя, художника Иисуса Воробьева задержала полиция за прогулку с собакой, а в мае другой местный житель устраивал концерты — играл на саксофоне, сидя на подоконнике, и собирал толпы зевак.
Опрошенные корреспондентом Forbes сотрудники заведений рассказали, что основной поток гуляющих появился все же после объявленного Собяниным ослабления режима самоизоляции, а пик пришелся на открытие летних веранд — тогда толпы выросли в разы.
Прим.: данные для инфографики получены по состоянию на день 23 июня
Карахина не знала, что происходило на Патриках во время изоляции, — карантин провела в Сочи. Но, по ее словам, за три года работы в районе такого ажиотажа она не видела. «Я приехала на релаксе, увидела все это и офигела — такая тусовка. Думала, что приезжаю в карантинную Москву, что будут пустые улицы, люди будут сидеть по домам, но нет. Выходишь на улицу с огромными глазами, не понимаешь, где находишься, не понимаешь, карантин ли». По словам Полины, за последние две недели кафе 42 вернулось к докарантинной выручке при том, что работает в неполную силу: ограничено число посадочных мест и блюд в меню.
Размер толпы мало зависит от дня недели — больше от погоды. Пятница, конечно, остается бесспорным лидером, но теперь каждый день «почти как пятница». «Пройти невозможно, такой поток. Каждое лето гуляют, но такого я не видела», — говорит продавец-консультант местной аптеки Елизавета Козлова. Она отмечает 30-40-процентный рост выручки, несмотря на то, что люди едут на Патрики отнюдь не за лекарствами.
«Люди как с цепи сорвались», — соглашается Клочкова из Grand Cru. По ее словам, поток гуляющих помог вернуть выручку к докризисным показателям еще до того, как открылся зал. Раньше нагрузка чувствовалась в 6 вечера — теперь гости приходят выпить вина к 12 дня.
Подсели на коктейли: в пандемию в России сильнее всего выросли продажи джина, вермута и рома
Рост числа гуляющих не просто наблюдения, а подтвержденный статистикой факт. За последние две недели, по данным агентства Sidorin Lab, в социальных сетях появилось больше 100 000 постов с упоминанием Патриарших прудов. Пик пришелся на 17 июня, в этот день появилось 12 000 публикаций — почти в два раза больше, чем 9 июня, когда официально разрешили гулять, и в три раза больше, чем 24 мая, когда гулять было нельзя. В среднем после ослабления карантина ежедневно с упоминанием Патриков в соцсетях выходят 7000 публикаций. В основном их делают женщины (74%).
Ешь, гуляй, туси
Главное развлечение публики Патриарших — наворачивать круги по четырем обрамляющим квартал улицам. Чтобы как-то разнообразить вечер, многие стоят в очереди к столикам на верандах. Корреспонденту Forbes случайно удалось найти свободное место в Cutfish Bistro в Большом Козихинском переулке, где гуляющих на порядок меньше, чем на Малой Бронной и у самого пруда. Правда, вместо столика на улицу вынесли две табуретки, но неудобства не помешали заказать апероль, а заведению, по словам официантки, увеличить выручку вдвое за счет желающих посидеть у ресторана.
Большая часть отдыхающих предпочитает брать блюда и напитки навынос, говорят опрошенные Forbes сотрудники заведений. На них приходится около половины заказов. «Для кого-то бутылку взять очень дорого, они предпочитают взять по бокальчику, пойти погулять, потом зайти снова за бокальчиком», — делится Клочкова. Те, кто не голоден, перекусывают мороженым. По словам местной продавщицы у тележки с типичным «собянинским» дизайном, каждый вечер посетители Патриков съедают целый холодильник лакомства.
Некоторые приносят закуски и питье с собой — цены на Патриках кусаются. «У нас коктейль стоит 800 рублей. На эти деньги можно купить пять бутылок водки и присесть у пруда», — заговорщицки шепчет охранник Сергей, пока управляющая ресторана отошла от корреспондента Forbes. По словам продавца алкогольного магазина «Ароматный мир» Николая, очередь за спиртным выстраивается до ближайшего перекрестка. Выручка после снятия режима самоизоляции в «Ароматном мире» выросла на 30%.
О том, что в общественных местах горячительные напитки распивать нельзя, знают многие, поэтому их маскируют бумажными пакетами или стаканчиками из-под кофе. Но это тоже незаконно: по словам Алексея Добрынина, управляющего санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper, нарушителям грозит штраф от 500 до 1500 рублей.
С добычей устраиваются на лавочках у пруда или прямо на тротуарах. Посидеть на траве у воды не получится — не дадут полицейские (единственные, кто, кроме официантов, носит маски), которые патрулируют район. По словам сотрудников заведений, усиленная охрана появилась перед открытием веранд. Неделю назад полицейские массово выписывали штрафы всем, кто не носит средства защиты и не соблюдает дистанцию. «В прошлый вторник мы стояли с подругой на тротуаре с двумя чемоданами, ждали такси. Нас чуть не задержали за то, что мы без масок, хотя кругом люди спокойно ходили», — делится Карахина.
Ковид-подполье: как бизнес работал во время карантина, несмотря на запрет властей
Кажется, что за неделю сотрудники полиции стали лояльнее: за вечер корреспондент Forbes не увидел ни одного случая применения санкций за отсутствие СИЗов. Остаются незамеченными и другие нарушения: в парке то и дело чувствуется запах марихуаны (ее употребление грозит штрафом от 4000 до 5000 рублей и административным арестом на срок до 15 суток, предостерегает Добрынин), но никто из полицейских не обращает на это внимания. Forbes отправил запрос в пресс-службу ГУ МВД России по Москве, но на момент публикации ответа не получил.
Забот у правоохранителей хватает и без этого: то и дело приходится штрафовать автомобилистов, которые поддаются соблазну припарковаться на местах для людей с ограниченными возможностями — свободные места для парковки в дефиците. «Я уже все деньги отдал за штрафы», — восклицает провинившийся водитель, завсегдатай района. Каждое нарушение парковки, по его словам, обходится в 3000 рублей.
Экономика веселья
Из-за постоянных проверок полицейскими, которые, опираясь на указ мэра от 29 марта, следят за соблюдением социальной дистанции в общественных местах и магазинах, и внеплановых проверок инспекторами Роспотребнадзора (только за прошлую неделю в Москве провели 64 таких рейда) работать стало сложнее, отмечают сотрудники ресторанов и магазинов. По словам продавца аптеки Елены Козловой, приходится соблюдать необходимые меры, чтобы не нарваться на «конские штрафы». Но игра стоит свеч.
По оценкам Сергея Миронова, владельца сети «Мясо & Рыба», руководителя агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт» и вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России, выручка ресторанов на Патриарших прудах за последние две недели могла вырасти на 50-90% — в зависимости от того, насколько была развита доставка и удалось ли построить летнюю веранду. В лучшем случае, по его подсчетам, заведения должны были вернуться к докризисным показателям. «Патрики, Бронная — это места сегодняшней тусовки, они качают за счет этого. Народ, конечно, повалил. Сработал эффект отложенного спроса. Люди заждались, соскучились — все битком. В целом по Москве такого вау-эффекта нет», — замечает эксперт. По его оценке, рестораны в районе зарабатывают в два раза больше, чем заведения в других популярных местах Москвы. Миронов считает, что через пару недель люди «наедятся», поэтому точную оценку преимущества Патриков перед другими локациями можно будет сделать только в июле.
Владельцам салонов красоты и непродовольственных магазинов повезло меньше, чем рестораторам и продавцам спиртного. Во время прогулки корреспондента Forbes их помещения преимущественно пустовали. «Несмотря на то, что на улицах многолюдно, пока мы не можем сказать, что посетителей в нашем магазине много — как мы и прогнозировали, трафик пока не вышел на нормальные плановые показатели, что, вероятно, связано с сохранением эпидемиологической угрозы, а также с теплой погодой — многие москвичи после долгой самоизоляции стараются проводить больше времени на улицах и летних террасах, чем в магазинах, и их можно понять», — рассказал Forbes представитель сети магазинов книг и подарков «Республика».
Аналитики ИТ-компании «Эвотор» подтверждают: выручка других сегментов бизнеса растет скромнее. «Среднедневная выручка салонов красоты в первую неделю работы (9-15 июня) оказалась на 12% ниже, чем в начале марта, а на следующей неделе (16-22 июня) — уже на 28% ниже. Есть салоны, выручка которых в первую неделю работы превысила докризисную, однако уже на следующей неделе оказалась меньше, чем в начале марта», — отмечает гендиректор «Эвотор» Андрей Романенко.
Чуть лучше ситуация у магазинов одежды — Agent Provocateur, MB16, Chanel и других бутиков. По данным «Эвотор», многие из них смогли в июне обогнать показатели начала марта: на 34% — в первую неделю после открытия, на 13% — в первую неделю после снятия ограничений. После открытия веранд рост продолжился. При этом в целом по Москве магазины одежды не достигли мартовских показателей, добавляет Романенко.
«Пострадали те, кто в блатных не значится»: по каким отраслям на самом деле ударил коронавирус
Заработать на популярности Патриков пытаются и предприниматели, чьи компании расположены совсем в других местах. Они делают фейковую геометку в постах в Instagram, чтобы бесплатно привлечь пользователей, которые интересуются происходящим на Патриарших прудах. «Среди товаров, активно продвигаемых в районе, традиционные косметология и парикмахерские услуги. Также в большом количестве представлена перепродажа дорогих брендовых вещей, красивые номера, услуги нумерологов и фитнес-тренеров и даже секс-шоп», — рассказывает основатель и гендиректор Sidorin Lab Дмитрий Сидорин. По его словам, смена локации на Патрики как минимум дает приток лайков.
Богема против туристов
Ровно в 23:00 по предписанию властей рестораторы торопятся закрыть веранды, но люди не спешат расходиться. Стоят на тротуаре или перемещаются к пруду, продолжают беседы, смеются. Некоторые открывают багажники автомобилей и включают музыку, прохожие подпевают знакомым мотивам или начинают двигаться в такт.
Ночные тусовки могут обернуться штрафами, напоминает Добрынин из Pen & Paper: за громкие разговоры, музыку, танцы и звуки газующих автомобилей с 23 до 7 часов гуляющим грозит штраф 500 рублей, а владельцам заведений за нарушение тишины придется заплатить 20 000 рублей или приостановить работу на 90 суток. Продажа алкоголя навынос грозит штрафом в 100 000–300 000 рублей с возможной конфискацией товаров. Правда, рестораторы не несут ответственности за дебоши гостей за пределами заведения.
По словам Елены Козловой, сотрудницы местной аптеки, ночные тусовки все же стали тише — сказывается высокая концентрация представителей полиции: патрульные автомобили стоят примерно через каждые 100 метров, парковую зону регулярно прочесывают люди в форме даже после закрытия веранд и ресторанов. «Подобного количества правоохранительных органов на Патриках не было никогда», — подтверждает Илья Захаров, операционный директор химчисток Bianca, одна из которых расположена в Большом Патриаршем переулке.
После полуночи ничего не изменилось: люди продолжают общаться, гулять и совсем не собираются расходиться по домам. «Мне кажется, ажиотаж не утихнет. Границы закрыты, все, кто не уезжает на местные курорты, тусуется здесь», — считает Полина Карахина. Илья Захаров из Bianca согласен, что толпы не скоро рассосутся — «людям надо немножко дух перевести после почти трех месяцев заточения». Правда, отсутствие социальной дистанции может спровоцировать новую вспышку распространения коронавируса, беспокоится он: «Когда на Патриках [гуляют] плечом к плечу количество людей, сопоставимое с условными митингами на Болотной, чуть-чуть страшно».
Почему именно Патриаршие пруды стали новой Меккой для соскучившихся по прелестям московского лета горожан? Так сложилось исторически, считает москвовед, создатель проекта Moscow Walks Александр Усольцев: по его словам, популярность Патриков «копилась долго и в конце концов вылилась через край».
Лекарство от карантина: истории четырех компаний, которые перешли в онлайн и заработали миллионы
Еще в конце XX века, в отличие от Красной площади или Воробьевых гор, район Патриарших был не особенно популярным, но в нулевые стали пользоваться спросом экскурсии по булгаковской Москве, напоминает эксперт. Этот спрос подкрепила и популярность вышедшего в 2005 году сериала «Мастер и Маргарита». В 2010-х, после реставраций и появления «собянинской плитки» на широких тротуарах появилось место для веранд, один за другим начали открываться модные магазины и рестораны. Сюда стала переезжать богема. Гуляющих с каждым годом становилось все больше — настолько, что в 2016 году местные жители объявили войну туристам, которые приезжают с городских окраин.
Во время чемпионата мира по футболу Патрики по популярности переплюнула неприметная раньше Никольская улица. Дело в ее близости к Красной площади и в том, что она предназначена только для пешеходов, объясняет москвовед. Туда тянулись иностранные туристы, которые плохо знают город дальше Кремля. Патриаршие, по словам Усольцева, всегда были местом для жителей района и москвичей. Этим летом иностранных туристов, которые проводят время на Красной площади, Арбате и близ других достопримечательностей, практически нет, поэтому эти места кажутся пустыми. В городе остались только местные, многие из которых предпочитают Патрики. «Здесь толпы будут всегда», — заключает Усольцев.
При участии Людмилы Петуховой