К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Я не хочу верить в большой локдаун»: как бизнес встретил рекомендацию Собянина вернуться на удаленку

Фото Unsplash
Фото Unsplash
25 сентября Сергей Собянин объявил о введении в Москве режима самоизоляции для людей старше 65 лет и призвал больше работодателей вернуть своих сотрудников на удаленку. Что думает бизнес о новом витке ограничений из-за пандемии?

С понедельника, 28 сентября, в Москве начинают действовать новые ограничения на фоне нового витка пандемии. Люди старше 65 лет и страдающие хроническими заболеваниями должны будут самоизолироваться дома — об этом говорится в указе мэра Москвы Сергея Собянина и сообщении в его блоге. Кроме того, Собянин рекомендовал компаниям перевести своих сотрудников на удаленный режим работы, чтобы уменьшить риск распространения вируса. Такие рекомендации, как сообщала пресс-служба мэра, получат более 5000 компаний.

Forbes спросил у собственников и руководителей компаний, будут ли они возвращать совсем недавно вышедших в офисы сотрудников в режим «дивана и холодильника», как это скажется на эффективности работы и готовятся ли они к новому жесткому локдауну.

«Мы решили не возвращаться к привычному офисному режиму»

Юлия Демченко, управляющий директор по персоналу Lamoda

«Эпидемиологическая ситуация подтолкнула нас к тому, чтобы полностью пересмотреть формат работы компании. Еще летом мы тщательно проанализировали нашу эффективность на удаленной работе, а также риски, связанные с продолжением пандемии. В ближайшее время все сотрудники Lamoda останутся на удаленке, а офис будет перестроен в пространство для совместной работы и общения, куда сотрудники смогут приезжать для встреч и участия в командных проектах.

 

Предварительно в новом формате около 20% рабочих мест останутся зафиксированы за сотрудниками, для которых наличие одного рабочего места необходимо для успешного выполнения рабочих обязанностей. Еще около 30% будут переоборудованы под зоны для переговоров и совместной работы. Остальные рабочие места сотрудники смогут бронировать через онлайн-систему и в среднем присутствовать в офисе два дня в неделю — для посещения важных встреч команд, офлайн-мероприятий, встреч с партнерами и других ключевых событий. Кроме оптимизации рабочего процесса сотрудников такой подход позволит, по предварительным оценкам, расширить штат специалистов еще на 20-25% без необходимости увеличения рабочих площадей».

«В большинстве случаев люди херачат»

Максим Спиридонов, гендиректор образовательного холдинга «Нетология-групп»

 

«Когда жесткий карантин сняли, мы предложили всем 300 сотрудникам в Москве постепенно возвращаться в офисы. Но организовывали это порционно и ввели своеобразный гибридный режим, при котором работают люди преимущественно из дома, а офис используют для креативных встреч и переговоров. И сейчас мы размышляем, как офисные пространства перестроить: столько сидячих мест нам не нужно, зато нужно больше переговорок и «зумошных», как мы их называем — кабинок для видеоконференций.

Такой же режим здравого смысла мы планируем сохранять и дальше, пока не введут карантин. То, что сегодняшние рекомендации Собянина по переводу людей на удаленку — верный предвестник каких-то дальнейших ограничений, сомнений нет. Но вот как именно это будет организовано, пока что вопрос. Надеюсь, учитывая наработки прошлого карантина, государство будет как-то поэтапно раскатывать ограничения. К этому надо быть готовым.

В целом удаленка негативно на эффективность команды не повлияла. Было пару смешных кейсов, когда мы расставались с людьми, потому что они не могли себя организовать дома, но в большинстве случаев люди херачат. Они просыпаются, садятся за компьютер, херачат, раз — уже ночь. И так каждый день. Здорово, что они так преданы общему делу, но долгосрочно так нельзя. Это точно приведет к выгоранию. И сейчас одна из основных задач  — начать внутреннюю пропаганду work-life balance, серию лекций и тренингов о том, как выстраивать эффективную работу и при этом не забывать о том, что есть и другая часть жизни».

 

«Я не хочу верить в большой локдаун»

Мария Бородецкая, соосновательница лектория «Синхронизация»

Мы не отказались от аренды наших площадок  (у нас их две: под офис и лектории в центре Москвы), владельцы помещений сделали нам скидки. Так что мы смогли в них вернуться сразу, как решили. Чтобы все чувствовали себя комфортно и могли сидеть на большом расстоянии друг от друга, команду из 40 человек мы разбили на две непересекающиеся группы: каждая из них половину недели работает в офисе, а половину — из дома. Планерки из-за этого по-прежнему проходят онлайн, но стало гораздо больше живого общения. Всей команде дали выбор: если вы боитесь заразиться или вам очень долго ехать, можете продолжать работать удаленно. Но в итоге все решили приходить в наш дом в Курсовом переулке хотя бы пару раз в неделю: мы работаем, а по вечерам смотрим вместе фильмы, общаемся, играем в приставку.

Отпускать команду домой мне тоже уже не страшно, хотя была и остаюсь сторонником работы в офисе. За несколько месяцев работы из дома я поняла, что эффективность зависит не от места, а от мотивации каждого человека. Мы все продолжали справляться со своими задачами на протяжении полугода. Но вот давалось это всем с разным комфортом: лично я в своем кабинете за столом думаю гораздо быстрее и лучше сосредотачиваюсь, чем когда я сижу с ноутбуком дома на диване. А наши редакторы и дизайнеры, наоборот, рассказывают, что дома им легче сосредоточиться — они могут посидеть в тишине и не отвлекаться на мелочи.

Я пока не хочу верить в большой локдаун, так что в ближайшие дни возвращаться на карантин мы не планируем: хотим воспользоваться возможностью быть вместе и обсуждать все проекты лично. Но этот год научил нас быть готовыми ко всему: если число заболевших будет расти, мы, конечно, опять перейдем на удаленку».

«Бенефициаром карантина я точно не буду»

Андрей Лобанов, сооснователь детских школ программирования «Алгоритмика»

«Мы перевели весь офис на удаленку еще в марте и из этого режима не выходили. Летом, когда ограничения сняли, разрешали людям ходить в офис маленькими группками — максимум по 20 человек из 200 сотрудников. За это время мы нащупали формат, который всех устраивает: люди, которые беспокоятся за свое здоровье, уехали в другие города к родственникам, а те, кому необходимо общение, приходили иногда в офис. Мы планируем сохранять такой режим все время.

 

Не скажу, что сегодняшняя рекомендация Собянина перевести штат на удаленку меня сильно удивила. В моем окружении нет ни одного предпринимателя, который не думал бы о том, что осенью, когда ковид еще и замешается с гриппом, снова что-то будет.

Наш бизнес (курсы по программированию и математике для детей) сильно завязан на сезоне — сейчас самая горячая пора. Мы не понимаем пока, переведут ли детей на онлайн-образование снова, но даже если и переведут, то мы к этому готовы, так как все лето дорабатывали продукт так, чтобы он подходил как для онлайн-занятий, так и для офлайна. В сентябре какие-то региональные партнеры и школы продолжили заниматься в онлайне, какие-то выбрали офлайн. Но всех родителей мы предупреждаем, что при ухудшении обстановки мы сразу же всех переведем на дистанционный формат обучения.

И хотя конкретно «Алгоритимика» от второй волны не особенно пострадает, я прекрасно осознаю, что есть бизнесы, для которых локдаун чреват полной потерей выручки. Это, безусловно, негативно отразится на экономике страны в целом: многие потеряют работу, у многих упадет доход. Соответственно, меньше людей смогут платить за дополнительные курсы для детей. Бенефициаром карантина, в общем, я точно не буду. Поэтому призываю всех соблюдать социальную дистанцию и носить маски, чтобы предотвратить новый жесткий карантин и полегче пережить это все. Не стоит перекладывать ответственность на государство и ждать запретов и предписаний — каждый руководитель должен сам решать, как сделать работу своей компании максимально безопасной».

«Здоровье людей важнее рисков по срокам сдачи проектов»

Андрей Ивашенцев, сооснователь диджитал-агентства Yode Group

 

«У нас достаточно компактная команда примерно из 20 человек, большая часть из которых работает из офиса в Ростове-на-Дону. С начала августа, как только в регионе отменили режим самоизоляции, мы вернули сотрудников в офис.

Вчера мы с партнером решили повторно перевести всех сотрудников на удаленку из-за тяжелой эпидемиологической ситуации в Ростове. Партнер только что перенес простуду, что в современных условиях — крайне неприятный опыт, сопровождающийся регулярной сдачей анализов на COVID-19. В больницах города заканчиваются не только койко-места, но и медикаменты, а сознательность населения оставляет желать лучшего — люди не соблюдают социальную дистанцию и не носят маски. В результате, оценив все за и против, мы решили, что здоровье людей важнее рисков по срокам сдачи проектов.

Работа в удаленном режиме требует серьезного уровня самодисциплины и хорошего оснащения рабочего места, аналогичного тому, что есть у человека в офисе. К сожалению, не у всех сотрудников дома идеальные рабочие условия, но это компромиссы, на которые приходится идти. В любом случае, как IT-компания, мы пользуемся множеством сервисов для совместной работы, а это существенно облегчает коммуникацию. Да, количество «зумов» станет больше, а количество сообщений в чатах увеличится — все проектные смолл-токи переедут в Slack. Это отнимает часть рабочего времени, но лично для меня как для руководителя повышает прозрачность коммуникаций. На финансовых показателях компании, если исходить из опыта прошлой самоизоляции, это сказаться не должно.

Если ситуация будет развиваться в соответствии с негативными прогнозами, то риски нового карантина существенно вырастут. Это вполне нормально, что правительство Москвы пытается максимально мягко ограничить распространение вируса».

 

«В среде дивана и холодильника начинается прокрастинация»

Анна Штырлина, основательница коммуникационного агентства «Практика»

«Я восприняла рекомендацию [мэра Москвы Сергея] Собянина не здорово. Так как в ощущении пружины мы живем еще с 5 марта. И ничто так не подогревало этот ужас, как домыслы, шушуканья, невзначай откуда-то подкинутые в разные интернет-источники инсайды о том, что с 20 сентября ждать новой волны. У нашего агентства численность 13 человек. Но когда переводишь на несколько месяцев работать ребят из креативной, пышущей постоянными дедлайнами, активностью, брейн-штормами среды в среду дивана и холодильника, начинается прокрастинация и даже депрессивные симптомы.

Выходить летом обратно в офис было так же тяжело, у всех сбились часы. Если раньше на дорогу сотрудники резервировали полтора часа и все было ок, то теперь вдруг оказалось, что они всюду опаздывают, несобранные. Плюс при проведении первого офлайн-мероприятия мы заметили степень отчужденности людей, холод, нежелание коммуницировать.

Такие настроения, конечно, не радуют. И если такие звоночки, как новые указы мэра, выходят, они, конечно воспринимаются с опасением. Если события будут развиваться в точности по такому же сценарию, как в первый раз, то ничего хорошего для малого бизнеса это не сулит».  

 

При участии Ксении Мельниковой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+