К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Пристрелить, чтоб не мучился»: как понять, что ваш бизнес так и не оправился от пандемического удара

Фото Cyril Marcilhacy / Bloomberg via Getty Images
Фото Cyril Marcilhacy / Bloomberg via Getty Images
Оголтелое желание открыться любой ценой после снятия ограничений сыграло со многими предпринимателями злую шутку: далеко не весь бизнес смог вернуть докарантинные позиции и не превратиться для владельцев в тянущий на дно балласт. Как распознать «мертвый актив» и когда стоит принять тяжелое, но спасительное решение закрыться?

Андрей Шубин — сооснователь сети барбершопов Boy Cut, кроссфит-клуба MSK CrossFit & Fight Club и кофейни Finch Coffee. Ради своего бизнеса семь лет назад он ушел с позиции маркетолога в Unilever и за это время вместе с партнерами Назимом Зейналовым и Александром Гудковым (экс-лидером команды КВН «Федор Двинятин», соавтором шоу «Вечерний Ургант», продюсером Comedy Woman и нескольких шоу на YouTube) открыл три прибыльных бизнеса. Оборот всех компаний Шубина и его компаньонов до пандемии, по оценке Forbes, составлял около 15 млн рублей в месяц, но во время карантина от этой суммы осталось всего 5-10%.

В очередной колонке для Forbes предприниматель признается, сколько убытков ему принесло открытое накануне локдауна кафе стоимостью 10 млн рублей, и рассуждает, почему так и не оправившийся после пандемии бизнес нужно закрывать (как бы сильно вы его ни любили).

Когда в начале июня с московского бизнеса спали карантинные оковы, казалось, все позади: снова можно работать и радовать людей своими товарами и услугами, перестать гадать, чем платить аренду за простаивающие площади, и опять начать думать о новой машине.

 

Эйфория от внезапного снятия запретов привела к тому, что многие предприятия сферы услуг открывались на радостях практически любой ценой. Люди влезали в долги, кредитовались, выскребали последнее из-под матраса только ради того, чтобы вновь открыть двери магазинов, ресторанов, парикмахерских и цветочных. Иное и не приходило в голову — ведь если ты пережил карантин, если как-то смог сжать булки и не закрыться в тотальный локдаун, значит, ты настоящий предприниматель! Сейчас-то уж грех не открыться, ведь все самое страшное позади!

Так казалось большинству предпринимателей, и мне в том числе. Но в реальности не весь корабль априори подлежит спасению. И героическое переоткрытие вопреки всему вовсе не означает процветание и благополучие в дальнейшем.

 

Итак, если вы выбрали своей профессией предпринимательство, спасать бизнес любой ценой не всегда правильная инструкция. Как говорится, если любишь — отпусти, ну или пристрели, чтоб не мучился. Почему я так думаю?

Банально дорого

В сложившейся ситуации важно понять, стоит ли оно того в принципе. Нюансы, конечно, варьируются от бизнеса к бизнесу, да и размер, как известно, имеет значение, но так или иначе всем пришлось невероятно быстро и, как следствие, втридорога закупать дезинфекторы, антисептики, маски и перчатки для персонала и посетителей. Предприниматели в срочном порядке восстанавливали поставленные на паузу рекламные кампании, кому-то пришлось снова нанимать на работу уволенных людей и восстанавливать урезанные зарплаты.

Практически у всех, если говорить о предприятиях, занимающих ретейловые площади, вместе с отменой ограничений отменились и любые льготные условия по аренде: в один миг они вернулись к допандемийным ставкам, будто бы все это нам показалось. Не имея резервов, бизнесмены пускались на отчаянные поиски денег. В ход шло все: кредиты, заемные средства, экстренная и потому невыгодная продажа доли — словом, только дайте денег, мне завтра открываться.

 

Все эти сценарии объединяет одно: почти в каждом из них средства рано или поздно придется возвращать. Будет ли такая возможность у бизнеса, не придет ли в голову какому-нибудь китайскому гражданину еще разок отведать чего-нибудь вкусненького  никому не известно.

Кстати, по поводу возвращения средств. Справедливости ради стоит сказать, что на этот счет имеется целый ряд государственных инициатив, в частности, кредит на возобновление деятельности. При выполнении несложных условий (сохранение численности нанятого персонала) страна якобы простит вам не только проценты, но и тело кредита. Об этой удивительной истории я писал в прошлой колонке и обязательно напишу еще, если мне или кому-то из знакомых предпринимателей действительно простят долги в прямом смысле слова. А пока что придерживаемся аксиомы «бесплатный сыр только в мышеловке», а однажды прощеный кредит пусть будет приятным сюрпризом.

Часто бессмысленно

Кто вообще сказал, что твой бизнес продолжит быть рентабельным после всей это истории? Почему ты решил, что текущая бизнес-модель продолжит приносить деньги в новой реальности, где постоянные издержки вроде аренды, зарплат и стоимости сырья остались практически неизменны, а спрос либо крайне нестабилен, либо стабильно низок? Ты нес убытки весь период карантина, не бросил команду, платил зарплаты, аренду, нес прочие расходы. Это здорово. Или безрассудно? Пока что ясно одно: признать, что все это было зря, после такого крайне сложно.

Люди влезали в долги, выскребали последнее из-под матраса только ради того, чтобы вновь открыть двери своих заведений

Цель, конечно, оправдывает средства, но всему есть разумный предел. Правда, этот предел нащупать бывает непросто, особенно когда есть свободные средства на подпитку и нет необходимости чем-то жертвовать ради поддержки бизнеса. Что касается наших Boy Cut’ов и спортивного клуба  здесь вопрос, конечно, не стоял. Нашим парикмахерским уже почти семь лет (с ума сойти  ведь кажется, только на днях я уволился со своей предыдущей работы!), MSK CrossFit’у  больше трех. И там и там уже есть сформированная база постоянных клиентов — людей, которые так же, как и мы, ждали возвращения привычных и любимых ими мест обратно в строй.

Для них это своего рода социальные проекты. Не в смысле благотворительности, а в смысле важных для определенного круга людей мест. Мы прочно вписаны в распорядок жизни наших клиентов, являемся для них своего рода маркером комфортной жизни, на которую они заработали. Было понятно, что эти структуры важно и нужно поддержать в период карантина: здесь достаточно было пережить три месяца неопределенности, чтобы все снова стало хорошо.

 

Кофейня Finch, которая на момент закрытия всего и вся (конец марта 2020-го) проработала только два месяца, заработать лояльность публики еще не успела. Поэтому  Finch — несколько иная история, более поучительная для владельцев совсем молодого бизнеса.

Не буду долго ходить вокруг да около: операционный убыток кофейни в период карантина составлял 200 000-250 000 рублей ежемесячно. Мы продолжали работу на доставку и навынос, но доход от этих инициатив покрывал примерно ничего. Зачем это делалось? Чтобы не потерять команду, ее дух и материальный комфорт, чтобы не консервировать бизнес. Чтобы потешить самолюбие: в конце концов, я ведь предприниматель. Была надежда, что карантин закончится быстро, а такая полуработа будет хоть немного покрывать издержки, которые все равно придется нести.

Но нерабочая неделя переросла из семи дней в два с половиной месяца, а убытки из ожидаемых 50 000-100 000 рублей за неделю — в 500 000-650 000 за весь период локдауна. Можно ли было сразу, по прошествии одного такого месяца, принять решение о закрытии? Конечно, нет. Предприятие заработало только в январе нынешнего года, в него было вложено порядка 10 млн рублей. И это только цифры! На подсчет человекочасов, сил, любви и прочих энергоресурсов вообще не хватит никакого денежного эквивалента. Казалось, нужно просто набраться терпения (и денег) и подождать.

Ты нес убытки, не бросил команду, платил зарплаты и аренду. Это здорово. Или безрассудно?

Снятие режима самоизоляции праздновалось недолго: спустя пару недель стало ясно, что количество посетителей не просто не приближается к допандемийному уровню, а весьма достойно конкурирует с первым днями работы кофейни после ремонта  тогда мы открылись в разгар слякотно-дождевой московский зимы, еще и в период студенческих каникул. Как я уже говорил, работать после окончания карантина вполсилы было нельзя: гостевой зал стал снова доступен для посетителей, а значит, работаем как большие — в смене стоят бариста и повара, холодильник ломится от яств и угощений.

 

С тех пор возросшие на порядок издержки в совокупности с весьма скромным спросом заставляют постоянно задавать себе вопрос: сколько так должно продолжаться, чтобы мне, предпринимателю, стало ясно, что это предприятие нужно закрыть? Здорово, что другие мои проекты позволяют покрывать операционные убытки от кафе и у меня есть время и деньги на такой самоанализ.

Вместе с этим ситуация кажется не вполне здоровой: пережить карантин — и открыться заново, чтобы продолжить нести убытки. Пожалуй, если бы финансовая ситуация была иной, решение было бы уже принято. Закрытие, кстати говоря, практически не повлекло бы репутационных издержек: параллельно с написанием этой колонки строится новый Finch на Лесной улице, прямо в гуще стеклянных бизнес-центров, где кофе — главное топливо для 12-часового рабочего дня.

Вторая волна

В нее жутко не хочется верить, но разговоров и фактов с каждым днем только больше. Многие европейские страны уже начинают заходить на второй круг, и не думать о грустном становится сложно. Пугает здесь не просто вероятное повторение режима самоизоляции, а то, как повели себя партнеры в период первой волны. Я уже рассказывал, к чему приводят несговорчивые арендодатели: они теряют многолетних арендаторов — нас и других отличных надежных ребят. Но речь уже не о человеческих взаимоотношениях, а о том, стоит ли бороться за бизнес, который в случае второй волны и отсутствия поблажек от арендодателя точно не сможет себя обеспечить?

Ответив себе, мы как никогда прежде быстро закрыли и вывезли один из филиалов Boy Cut в Москве. Никакой жалости, переживаний и страданий  только холодный расчет: забрав  n-ное количество сотен тысяч рублей в первую волну пандемии, этот филиал с не меньшим проворством повторит это снова, дайте только возможность. Вывезли, к слову, не на склад, а в новую локацию с учетом всех извлеченных уроков: пропускная способность помещения выше, трафика на улице на порядок больше, а ставка ниже.

 
Пока что ясно одно: признать, что все было зря, после пережитого крайне сложно

Что касается будущего моего горячо любимого кафе Finch, ситуация весьма прозаична: все плохо уже сейчас, но решение я буду принимать в конце сентября. Сколько бы я ни сокрушался над уже потраченными средствами в карантин и после него, конкретно сегодня уезжать оттуда не совсем нецелесообразно: поскольку мы сильно зависим от студентов близлежащей Плешки, а всеми чиновниками сказано, что новый учебный год будет очным, нужно дождаться и проверить гипотезу.

Решение о судьбе кофейни осложняется еще и тем, что в кафе на Серпуховской организовано производство еды. Кухня по плану имеет возможность обслуживать 3-4 таких кофейни, так что у этой локации есть и стратегическое значение. Правда, если в сентябре дела не улучшатся ощутимо (количество ежедневных чеков должно вырасти минимум вдвое), не остановит и это: я просто закрою филиал и перевезу кухню куда-нибудь в недорогой подвал в районе Третьего кольца.

Но это я на бумаге такой кремень, а на деле сгрыз все ногти, пока писал. И посему призываю: давайте проведем остаток этого лета на верандах — моей и таких же небольших душевных проектов, — чтобы Москва не превратилась в одну большую «Шоколадницу», дай ей бог здоровья.

Самые выгодные бюджетные франшизы: как получить прибыльный бизнес, вложив до 1 млн рублей

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+