«Праздник быстро сошел на нет»: почему ажиотаж первых дней после изоляции не спас российский бизнес
Андрей Шубин — сооснователь сети барбершопов Boy Cut, кроссфит-клуба MSK CrossFit & Fight Club и кофейни Finch Coffee. Ради своего бизнеса семь лет назад он ушел с позиции маркетолога в Unilever и за это время вместе с партнерами Назимом Зейналовым и Александром Гудковым (экс-лидером команды КВН «Федор Двинятин», соавтором шоу «Вечерний Ургант», продюсером Comedy Woman и нескольких шоу на YouTube) открыл три прибыльных бизнеса. Оборот всех компаний Шубина и его компаньонов до пандемии, по оценке Forbes, составлял около 15 млн рублей в месяц, но во время карантина от этой суммы осталось всего 5-10%.
В очередной колонке для Forbes предприниматель рассказывает, как его барбершопы пережили «второй Новый год» сразу после отмены самоизоляции, и рассуждает, почему ажиотаж первых дней быстро сошел на нет и не помог бизнесу покрыть даже малую часть карантинных убытков.
Бесстрашные клиенты
Едва собянинская новость о скором открытии предприятий сферы услуг просочилась в СМИ, наши телефоны, инстаграмы и прочие ресурсы буквально разорвались от звонков и сообщений. Казалось, люди собираются принести нам все волосы мира, лишь бы только мы никогда не переставали больше стричь.
Когда 9 июня мы в самом деле открылись и отработали первый постковидный день, мы готовы были простить этому миру и карантин, и двухмесячный простой, и сотни тысяч рублей аренды, которые приходилось платить, несмотря ни на что: в эти дни московские Boy Cut’ы стригли на пределе своих возможностей в прямом смысле слова. Вопреки ожиданиям, люди не боялись ничего, кроме собственного запущенного внешнего вида: через каждый филиал проходило по 40-50 человек ежедневно. Больше с учетом новых требований Роспотребнадзора (20-минутный интервал между клиентами, регулярное проветривание помещений и т.д.) мы не могли обслужить просто физически.
Такую картину наши парикмахерские обычно наблюдают только один раз в году — в канун Нового года. В последнюю неделю уходящего мы даже меняем режим работы — начинаем открываться на два часа раньше, чтобы успеть подстричь всех желающих, и все равно не успеваем. Кажется, что войти в Новый год нестриженым — страшное проклятие, нарваться на которое не хочет никто. Люди готовы оставлять свои контакты в листе ожидания, бросать все и прилетать к нам в течение получаса, чтобы успеть впрыгнуть во внезапно освободившееся окно.
Так обычно продолжается пять-семь дней. Потом мы вместе со всей страной выдыхаем (делаем это до 3 января) и после возвращаемся в строй. В первые пару недель января спрос слабо напоминает декабрьский, но постепенно, к концу месяца ситуация выравнивается и становится стабильной до следующей волны в апреле — это когда мужчины снимают зимние шапки и понимают, что с этим (с тем, что выросло под шапкой) нужно что-то делать.
Вселенская справедливость
В этот раз по своей силе и продолжительности спрос превзошел оба этих пика, вместе взятые. Безусловно, мы и до открытия понимали, что желающих будет много: об этом говорили и здравый смысл, и люди вокруг, и опыт Китая. Но чтобы такой поток держался почти три недели — такого мы, конечно, не ожидали и были сказочно рады. Создавалось ощущение, что восстанавливается какая-то вселенская справедливость: мы не просто снова работаем и зарабатываем, мы даже сможем покрыть часть понесенных убытков за счет вот этой вот «сверхприбыли».
Но праздник достаточно быстро сошел на нет: сперва ситуация вернулась к стандартной, допандемийной, когда парикмахерские в зависимости от дня недели и локации были загружены на 70-90%. И все было бы ничего, если бы это так и осталось: к середине июля загрузка и, следовательно, оборот и вовсе стали ниже докарантинных. Открытие всего и вся, своего рода праздник победы над ковидом (пускай и преждевременный) не оправдали своих ожиданий. Сегодняшняя загрузка оставляет желать лучшего, не превышая 50-60%.
Почему же так произошло? Ведь первые недели работы ясно дали понять, что люди не боятся посещать публичные места, готовы выходить из домов и даже садиться в кресло, в котором (о боже!) сегодня уже сидело нескольких других людей. Причин, на мой взгляд, несколько.
Уроки ковида
Во-первых, мы очень быстро подстригли очень много людей, на порядок больше, чем обычно. При работе в таком сумасшедшем режиме за три недели через три московских филиала прошло около 2700 человек. Есть ощущение, что мы просто очень быстро и сжато пропустили через себя основной костяк нашей клиентской базы. Обычно то же количество людей растягивается на более длительный срок, спрос более стабилен и почти не скачет. Здесь же всем нужно было все и сразу. Таким образом, по прошествии цикла (мужчины стригутся в среднем раз в 30-40 дней) спрос должен устаканиться.
Во-вторых, как ни крути, эпидемия не повержена. Количество заболевших либо продолжает расти, либо остается на прежнем уровне. В начале, после долгих месяцев домашнего заточения, даже поход в парикмахерскую (горячо любимую!) был для граждан как глоток свежего воздуха. Вряд ли спустя какое-то время клиенты «одумались» и решили впредь не ходить стричься до полного искоренения ковидного недуга. Скорее имеет место опасливость, которую можно облечь в следующую формулу: я буду стричься, но не как раньше (раз в две-три недели, чтобы всегда выглядеть идеально), а раз в месяц-полтора, когда это реально будет необходимо. Раньше многие клиенты приходили отдельно подстричь голову и отдельно сделать бороду, теперь эти визиты, очевидно, будут совмещаться в один.
В-третьих, нельзя игнорировать тот факт, что, выйдя из карантина, мы сразу вошли в разгар лета. Да-да, вот только-только заканчивался март, а тут уже середина июля, вот до чего доводит самоизоляция. Даже несмотря на невозможность выезда за границу, люди стараются не пропускать время шашлыков и сланцев — уезжают на дачи к себе или друзьям, арендуют загородные дома, путешествуют по стране. Иными словами, те, кто обычно уезжал летом в Испанию, все равно постарались куда-то уехать — хотя бы в Краснодар.
Еще один фактор, сильно влияющий на спрос конкретно в нашем случае, — месторасположение. Boy Cut’ы располагаются в беспроигрышных (так нам всегда казалось) местах: это знаменитый «Красный Октябрь», Маросейка, Чистопрудный бульвар, улица Льва Толстого. Это места, где в обычные дни жизнь бурлит с утра до вечера — офисы многочисленных компаний заставляют тысячи людей приезжать сюда пять дней в неделю на работу. Теперь, как вы знаете, все немного иначе: большинство компаний оставили своих людей на удаленке до сентября, некоторые — до Нового года.
В такие моменты немного жалеешь, что слишком много думал о репутации бренда: в спальных районах мы годами наотрез отказывались открываться. А зря, одна из наших кофеен, расположенная на первом этаже жилого дома на Ленинском проспекте, бьет допандемийные рекорды выручки: за время карантина мы стали для местных настоящим центром притяжения, своего рода символом того, что не вся жизнь остановилась.
Вот и думай теперь, как подготовиться ко второй (тьфу-тьфу) волне.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции