К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Виртуальные бары и самопальные антисептики: что поможет бизнесу пережить карантин

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Объявленный московскими властями карантин лишил большую часть столичного бизнеса выручки, но не избавил от обязательных платежей по аренде и зарплатам. Как предпринимателям пережить сложный период и подготовиться к выходу из кризиса?

После того, как Владимир Путин объявил в России неделю «каникул», а мэрия Москвы ввела карантин, столичные предприниматели оказались в бюрократической ловушке: без режима чрезвычайной ситуации и признания пандемии коронавируса форс-мажором они не могут отказаться от выплат арендных платежей и зарплат сотрудникам. При этом до 5 апреля все предприятия в Москве, кроме продовольственных магазинов, аптек, банков и салонов связи, будут закрыты, а значит, недополучат как минимум четверть месячной выручки. Все это происходит на фоне и без того катастрофического, до 90%, падения доходов практически во всех сферах бизнеса.

Forbes поговорил с экспертами и владельцами небольших компаний и составил инструкцию по выживанию во время пандемии.

Перейти в онлайн

Самый актуальный совет в условиях всеобщей изоляции — перевести бизнес в онлайн. Первыми адептами такого «переезда» стали турагентства, рестораны и фитнес-клубы, которые ощутили удар коронавируса раньше остальных. «Очевидное решение для фитнес-клубов — переводить тренировки в онлайн-формат, для непродуктовых офлайн-магазинов развивать продажи через интернет или соцсети», — советует основатель и гендиректор IT-компании Globus Павел Короткий.

 

Некоторые рестораны нашли выход в работе только на доставку, другие стали создавать онлайн-бары — виртуальные комнаты, в которых можно пообщаться по видеосвязи с людьми из разных уголков Земли за бокалом вина. Четыре такие виртуальные комнаты создала, например, «С.И.Д.Р. Групп» (бары Neon Monkey, «Кот Шредингера», «Вермутерия», бар-отель «Ботанист»). Запуск обошелся в 30 000 рублей, за несколько дней онлайн-комнаты посетили более 100 человек, рассказывает совладелица группы Василиса Волкова: «Думаем после кризиса поставить в заведениях веб-камеры и давать доступ к онлайн-трансляции для тех, кто, например, уехал в командировку, но скучает по нам».

«Нет необходимости оборудовать крутой зал, главное — тренер и картинка. Нам переход в онлайн обошелся в копейки»

Впрочем, переехать в онлайн могут не все. У тех, кто занимается, например, грузовыми и пассажирскими перевозками или сдают помещения в аренду, «шансов практически нет», признает Короткий. Но они могут изменить продукт или услугу: грузоперевозчиков на время перепрофилировать в курьеров и доставлять заказы агрегаторов доставки еды, представителей бьюти-индустрии — в ведущих мастер-классов и семинаров в онлайне. «Банальный пример: девушке надо сделать макияж и прическу. Из видео на YouTube она не может узнать всех тонкостей процесса и, главное, получить обратную связь. А сотрудники салона красоты могут с ней созвониться по видеосвязи, посмотреть, что и как она делает и внести корректировки», — делится идеями предприниматель.

 

Базовый набор решений, которые понадобятся для успешного перехода в онлайн,  сайт, приложение, внутренняя корпоративная система для сотрудников, аккаунты в соцсетях и навыки в интернет-продвижении, перечисляет Короткий. Если у предпринимателя есть знакомые программисты и специалисты по онлайн-маркетингу, на разработку «без заморочек с дизайном» стоит выделить от 50 000 рублей. Срок разработки займет от 3-4 недель до нескольких месяцев.

Для экономии времени и средств можно использовать недорогие или бесплатные конструкторы (например, сайт-конструктор Tilda), а для отслеживания метрик и учета средних чеков вместо внутренней корпоративной системы обычный Excel и мессенджеры. «Конечно, по уровню эффективности и безопасности это не заменит в полной мере полноценной разработки, но как временная мера подойдет», — говорит Короткий.

Чтобы уйти в онлайн, грандиозных вложений не нужно, считает основатель сети боксерских клубов «Академия бокса» в Нижнем Новгороде Ринат Гарифуллин. «Нет необходимости оборудовать крутой зал, самое главное — тренер и картинка. Нам переход в онлайн обошелся в копейки», — делится он.

 

Кризис Гарифуллин ощутил в начале марта — родители один за другим перестали приводить детей в клубы. Сначала посещаемость упала на 30%, а когда 24 марта правительство Нижегородской области постановило закрыть все бассейны, фитнес-центры, аквапарки и другие объекты физической культуры, денег не стало вовсе. Гарифуллин купил штативы и поручил всем тренерам записывать видеоуроки и проводить персональные занятия по Skype. Создал закрытую группу во «ВКонтакте», куда добавил всех членов клубов, уже оплативших абонемент. По его словам, так бизнесу удалось сохранить половину платящих клиентов. «Переход в онлайн это единственный выход. Если бы мы этого не сделали, потеряли бы всех», — констатирует Гарифуллин.

Теперь предприниматель хочет разработать полноценную платформу для учеников и тренеров: «Хотелось бы настроить удаленный доступ к пульсу подопечных, например, через смарт-часы, чтобы контролировать их нагрузку. Сколько продлится эта ситуация, неизвестно, поэтому лучше по полной перестроиться».

«Такой ад у нас впервые»: как рестораторы оказались на грани краха из-за коронавируса

Сократить расходы по максимуму

«Порежьте все расходы в ноль. Все», — завещала в своей колонке для Forbes основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова. Что именно резать, чтобы не загубить бизнес, сильно зависит от размеров компании и сферы, в которой она работает, но несколько универсальных советов все же существуют.

«Наш бизнес стоит на двух ногах. Первая нога — это контент и соцсети, вторая — наш продукт. Сейчас обе ноги пришлось подрезать»

Первыми должны идти под нож необязательные траты на командировки (если у кого-то они еще остались внутри России), обучение персонала, еда за счет компании и ресурсы, которые редко идут в ход, — «от подписок на газеты до подписок на аналитические ресурсы», считает Артем Кириллов, руководитель практики комплексного оздоровления бизнеса КПМГ в России и СНГ.

 

Следующий шаг — перераспределить траты на закупки. «Какие-то закупки в связи с упавшим спросом можно отложить по договоренности с поставщиками, а какие-то наоборот оформить раньше, чтобы успеть купить по ценам, которые потом могут вырасти», — добавляет Михаил Шкляев, директор по трансформации бизнеса в коммуникационном холдинге Dentsu Aegis Network.

Если такая «косметика» не помогла, стоит переходить к сокращению одной из главных затрат — арендных платежей. Давно пора перевести на удаленку всех, кого можно перевести, а также отказаться от офисов, если они не нужны вам прямо сейчас. Режим карантина, введенный в Москве, не дает права арендатору требовать полной отмены платы, а иногда и просто съехать не получится — арендодатель вправе потребовать штраф за досрочный разрыв договора. Поэтому нужно вступать в переговоры, оперируя критическим сокращением выручки, говорит Шкляев.

«Даже когда государство закрыло все ТЦ на каникулы, по договору мы обязаны платить в полном объеме до сих пор. Но, естественно, никто из ретейлеров этого делать не собирается», — рассказывает сооснователь модного бренда 12storeez Иван Хохлов (27 магазинов в Москве, 75% выручки приходится на офлайн-направление). С боем ему удалось сократить платежи вполовину на время простоя, а оставшуюся часть выплат отсрочить до конца года.

Начать переговоры с арендодателем можно даже не со скидок как таковых, а с пересмотра формы оплаты. «Вроде все уже умные, пережили несколько кризисов. Тем не менее, сплошь и рядом продолжают контрактацию в валюте. Естественно, надо моментально передоговариваться на рубли, причем зафиксироваться можно еще в старом курсе», — советует Кириллов из КПМГ. 

 
«Мы будем торговаться с моделями, с фотографами, не поедем на зарубежные фотосъемки, будем снимать больше на улице»

Самый эффективный способ сократить арендные расходы — не торговаться за скидки, а отказаться  от офиса и других площадей, без которых бизнес может прожить. Препятствием становится то, что часто в договорах прописаны штрафы за досрочное расторжение договора. Но многие арендодатели идут навстречу и смягчают условия. «Чтобы не потерять клиента совсем, они готовы снизить объем арендуемых площадей без санкций», — уверяет Кириллов.

Львиную долю расходов в 12storeez, как и во многих подобных проектах, составляют таргетинговая реклама и съемки одежды (проект выпускает по 12 новых коллекций в год). «Мы решили, что можем вернуться в состояние двухлетней давности, когда Ира и Марина [Голомаздины, соосновательницы 12storeez] снимали почти все на телефон, и мы тратили на продакшн всего несколько тысяч рублей, — говорит Хохлов. — Мы будем торговаться с моделями, будем торговаться с фотографами сильнее, чем раньше, не поедем на зарубежные фотосъемки, будем арендовать более дешевые фотостудии, снимать больше на улице». Кроме того, компания отказалась от расширения подписочной базы новыми клиентами, сэкономив несколько миллионов рублей, и снизила количество и качество роликов для YouTube.

«Наш бизнес стоит на двух ногах. Первая нога — это контент и соцсети, вторая — наш продукт. Сейчас обе ноги пришлось подрезать, — вздыхает Хохлов. — Последнее, на чем хочется экономить, — это люди. Стараемся сделать все, чтобы сохранить команду».

«Мы валимся вниз, и предела не видно»: как российские турагентства выживают в условиях закрытых границ

 

Оптимизировать работу команды

Но и людьми иногда приходится жертвовать. Что делать, если средств на оплату полного ФОТ не хватает, а команду терять не хочется?

Самое простое решение дилеммы — отказаться на время от бонусной части и выплачивать только оклад. Или попросить сотрудника взять отпуск за свой счет — но решение он должен принять добровольно, иначе работодатель нарушит Трудовой кодекс, предупреждает Александр Маслюк, сооснователь сервиса «Обмен персоналом в коронакризис» и автор telegram-канала WTF_HR.

Персоналу можно предложить временную работу с более низкой ставкой и квалификацией или заменить ими аутсорсеров: менеджера отправить принимать звонки, официанта сделать курьером. Так поступил Александр Мартынов, совладелец кафе «Сверстник». Из-за коронавируса он потерял 60% гостей, поэтому оставил работать только доставку. Официанты и менеджеры стали развозить заказы на дом, бармены — упаковывать еду в тару и коктейли в бутылки. «Это нам дало прирост дохода на 10-15% и позволило не отнимать у сотрудников возможность заработать денег», — делится Мартынов. Но чтобы такой ход был полностью законным, понадобится переписать должностные инструкции, отмечает предприниматель.

«Есть риск потерять людей навсегда, но вы хотя бы будете выглядеть человеком»

Нестандартный способ пережить кризис и не растерять команду — перевести персонал к другому работодателю с условием, что они могут вернуться. Например, турагентов можно отправить в продуктовые супермаркеты, а экскурсоводов и организаторов мероприятий — на соседний склад. «Это попытка решить довольно сложную задачу «на коленке». Есть риск потерять людей навсегда, но вы хотя бы будете выглядеть человеком», — говорит Маслюк. При этом правовых механизмов, чтобы сдать персонал «в аренду», нет: сотрудники просто увольняются и переходят в штат к новому работодателю, обещая на словах вернуться, когда ситуация стабилизируется. Ощутимый плюс схемы для работодателя в том, что не нужно выплачивать несколько окладов, как при сокращении.

 

Если бизнес относится к сферам, которые закрыли директивно, — ресторанам, фитнес-центрам, кинотеатрам и пр. — можно воспользоваться статьей 157 ТК, где есть понятие «простой не по вине работодателя». Она позволяет официально снизить зарплату на треть. Если же вы продолжаете работать, но теряете клиентов, попросите сотрудников пойти на временное снижение зарплаты добровольно и подписать заявление об этом.

Чего делать не стоит, так это своевольно снижать или переставать платить зарплату. Если выплаты задерживают на 15 дней, сотрудник имеет право не выходить на работу, а работодателю придется оплатить время простоя в полном размере. Если зарплата выплачивается не полностью дольше трех месяцев, сотрудник может подать заявление в Следственный комитет. Работодателю будет грозить уголовное преследование по статье 145.1 Уголовного кодекса, наказание по которой варьируется от штрафа до лишения свободы.

«Я сейчас без слез постараюсь вас умолять»: диалог основательницы кафе «Андерсон» с Путиным

Усилить правила гигиены и санитарной обработки помещений

Лучшее, что могут сделать работодатели для защиты сотрудников,  перевести их на удаленную работу, считает Иван Коновалов, кандидат медицинских наук и доцент кафедры инфекционных болезней у детей Российского национального исследовательского университета имени Пирогова. «Изоляционные мероприятия перевешивают все остальные меры на 99%. Если в замкнутом помещении появляется больной человек, он заражает всех окружающих при контакте», — объясняет эксперт.

 
Чтобы найти бесконтактные термометры, понадобилось две недели, а цена доходила до 50 000 рублей за штуку

Но не все компании могут полноценно работать из дома. Например, доставка еды — необходимый элемент инфраструктуры — требует присутствия поваров на производстве. В таком случае следует проверять состояние здоровья сотрудников один-два раза в день — бесконтактным термометром измерять температуру и регламентировать, что люди даже с легкими симптомами ОРВИ не выходят на работу до уточнения диагноза врачом.

Приобрести бесконтактные термометры в Москве в связи с пандемией коронавируса не так просто. Василисе Волковой, соосновательнице сети баров «С.И.Д.Р. Групп», например, на это потребовалось две недели, а цена предложений доходила до 50 000 рублей за штуку. В итоге она заказала термометры в родном Владимире, где ажиотажа пока нет. Пять градусников обошлись суммарно в 9000 рублей.

Вторая рекомендация Ивана Коновалова — озаботиться гигиенической обработкой рук. По его словам, нужно создать доступ к раковинам с бесконтактным включением воды, минимизировав количество поверхностей, к которым прикасается человек. «Мытье рук с мылом гораздо эффективнее любых антисептиков», — уточняет специалист.

Бесконтактный смеситель можно приобрести за 10 000-20 000 рублей, но можно обойтись и обычными санитайзерами, считает Волкова. Они, впрочем, в еще большем дефиците. В первых числах марта предпринимательница закупила в Москве санитайзеры емкостью по поллитра почти на 50 000 рублей, но всего за неделю запасы кончились: «Мы подумали, что если такой расход будет и дальше, то не напасемся денег на них. Решили делать свои антисептики в интернете куча рецептов». В аптеке компания закупила этиловый спирт, эфирные масла с разными запахами и сок алое. Антисептический раствор делали по рецепту 100 мл спирта на 40 мл сока алоэ, плюс 5-7 капель эфирного масла. Себестоимость «самопального» санитайзера вместе с баночкой составила 430 рублей на поллитра  в три с лишним раза дешевле покупного.

 

Врач-токсиколог, научный журналист Алексей Водовозов считает этот рецепт приемлемым: «Противовирусный эффект будет, хотя я бы делал 100 мл спирта и 30 мл алоэ. Чтобы концентрация спирта в санитайзере была 70%. И в нашем примере вместо алоэ не аптечный препарат — это неведомая херня. Там может этого алоэ быть капля на ведро, значит, ожидаемого эффекта смягчения не будет. А эфирное масло вообще может вызвать аллергию». Он советует пользоваться рецептами антисептиков, рекомендованными ВОЗ.

Еще одно важное правило санитарная обработка помещений. «Если воздух в помещении не движется, то распространение можно сравнить с эффектом аэрозоля: человек чихнул, вирус какое-то время сохраняется в стоячем воздухе, и другой человек, которые зашел в помещение, может заразиться. Проветривание увеличивает движение воздуха и снижает риск заразиться таким образом», — объясняет Коновалов.

Антисептик можно сделать самостоятельно, если пользоваться рецептами ВОЗ

Совокупные расходы на гигиенические и санитарные средства в заведениях Волковой за три последних недели превысили 110 000 рублей. Часть бюджета пошла на покупку медицинских масок (по 24 рубля за штуку). Ношение масок — правильная мера, комментирует Коновалов, но нужно помнить, что «они наиболее эффективны как средство профилактики заражения, если они используются у человека с признаками болезни кашлем, чиханием, насморком».

А вот ультрафиолетовые лампы, которые можно использовать при гостях и которые собирается закупить «С.И.Д.Р. Групп» (стоимость одной, по словам Волковой, 50 000 рублей), Коновалов считает напрасной тратой: «Из ультрафиолетовых ламп [для профилактики распространения вирусов] эффективны лишь лампы открытого типа с жестким излучением, которые могут быть применены только в отсутствии людей».

 

«Нам осталось несколько недель»: как коронавирус убивает малый бизнес в России

Изменить маркетинговую стратегию

Кроме очевидного совета урезать маркетинговый бюджет, если не хватает денег на зарплаты и аренду, есть еще несколько более специальных рекомендаций.

Во-первых, стоит перенести все маркетинговые активности из офлайна (билборды в карантин сильно теряют в эффективности) в онлайн. Сейчас на пике соцсети — показатель вовлеченности пользователей в них вырос в среднем в 1,5 раза, говорит Роман Кумар Виас, основатель агентства Qmarketing. Для продвижения лучше использовать самый дешевый формат рекламы — Instagram Stories. Для малого бизнеса Instagram очень хорош, уверен  маркетолог: в нем можно рекламировать любой товар, ориентируясь как на пользовательскую, так и на бизнес-аудиторию. Кроме того, в условиях, когда выручки нет, а товар портится или площади простаивают, предпринимателям стоит переключиться на работу с блогерами по бартеру, чтобы остатками товаров закрыть траты на маркетинг, советует Виас.

«Кампании с бесплатными товарами и услугами быстро становятся вирусными безо всяких дополнительных усилий»

Еще один действенный сейчас ход — проявить заботу о пользователях, например, предоставив бесплатный доступ к части своих продуктов, считает он. По словам предпринимателя, кампании с бесплатными товарами и услугами быстро становятся вирусными безо всяких дополнительных усилий.

 

Так, 5 марта компания «1С-Битрикс» сняла ограничение на бесплатный доступ к сервису для удаленной работы «Битрикс24» (раньше бесплатной была версия для команд до 12 человек). «Мы понимаем, что нововведения могут увеличить наши расходы на серверы. Но сейчас не думаем об этом. Общая цель всего российского бизнеса — адаптироваться к новым условиям и продолжить работу. И мы хотим помочь», — уверяет Сергей Кулешов, заместитель гендиректора «1С-Битрикс». По его словам, этот шаг компании практически ничего не стоил, а  количество пользователей сервиса, по оценке Forbes, за три недели после старта акции увеличилось почти в два раза — до 24,3 млн человек. «Я вспомнил одного крупного производителя крепкого алкоголя, который бесплатно несколько тонн спирта отгрузил в больницы и скинулся с друзьями на аппараты искусственной вентиляции легких. После такого даже я, непьющий, как выйду с карантина, куплю несколько бутылок, чтобы просто его поддержать», — смеется Виас.

«Можно проявить заботу в мелочах: вкладывать в заказ медицинскую маску или санитайзер, которые сейчас в дефиците»

Если возможности отдавать бесплатно нет, можно проявить заботу в мелочах. Например, вкладывать в заказ медицинскую маску или санитайзер, которые сейчас в дефиците, если бизнес все равно закупил те и другие оптом заранее. По оценке Виаса, на это обычно уходит 10-15% стоимости среднего чека. «Сейчас эти деньги направлены не столько на то, чтобы привлечь нового клиента, а чтобы вернуть или удержать старого», — объясняет маркетолог. Если финансовая подушка позволяет, можно запустить беспроцентную рассрочку платежа: в условиях неопределенности люди неохотно тратят деньги и будут благодарны за возможность отсрочки.

Бывает, что экономика компании не позволяет и этого. В таком случае стоит сфокусироваться на «социальных» продуктах — более дешевых аналогах с меньшим набором характеристик. «Диалог с пользователем сейчас нельзя строить с большого ценника», — предупреждает Виас. Хайповать на теме коронавируса эксперт тоже не рекомендует — каждая шутка или мем обесценивает опасность ситуации и может вызвать волну негатива.

Москва на карантине: как выглядит опустевшая из-за коронавируса столица

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+