К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гордость и предубеждения. Почему женщины редко становятся руководителями в IT

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Возглавить IT-компанию можно без опыта работы в этой сфере, главное — преодолеть неуверенность в себе и ряд предубеждений, которые мешают женщинам строить карьеру в технологических компаниях

Мир технологий все еще принадлежит мужчинам — глобально в сфере IT женщин не больше 15%, на управляющих позициях менее 10%, а доля разработчиц и того ниже — 5,8%. Неудивительно, что мало кому из представительниц прекрасного пола удается пробиться на топ-уровень, ведь рост в компании часто начинается со стартовой позиции где-нибудь в разработке. А выпускниц технических вузов в России в несколько раз меньше, чем выпускников: на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ их около 25%, в МГТУ им. Баумана — 20%, а в МФТИ — лишь 12%. Руководительниц технологических компаний мало не только среди топ-менеджеров в IT, но и среди женщин-топов в целом. Наша страна является глобальным лидером по количеству женщин на руководящих позициях (47% против 25% в мире), но в IT их очень мало. В рейтинге 200 крупнейших частных компаний по версии Forbes среди женщин-руководителей часто мелькают представительницы торговой сферы, нефтегазовой и целлюлозно-бумажной промышленности, девелопмента, а вот карьеристок из IT там нет.

Поверьте, даже без специальных знаний, без опыта работы в IT у вас есть шанс встать у руля такой компании. Виной всему предубеждения, которые мешают девушкам развиваться в сфере технологий. Были они и на моем карьерном пути, но преодолеть их можно.

Миф № 1

«Женщина не может быть сильным технарем, потому что у нее хуже развито логическое мышление».

 

Запомните: то, насколько вы способны справиться с определенной задачей, зависит от усвоенных вами гендерных ролей и установок. Калифорнийские ученые провели эксперимент, который вдребезги разбил представление о том, что «мужчины лучше разбираются в геометрии, потому что у них лучше развито пространственное мышление». Они собрали две группы — мужскую и женскую — и попросили их решить одну и ту же задачу, связанную с распознаванием фигур. Вот только условия теста в каждой группе отличались. Первым сказали, что это задание на пространственное мышление, а оно, согласно стереотипам, сильнее у мужчин. Другим сообщили, что это проверка навыков эмпатии, а она считается типично женской чертой. Когда женщины слышали, что это тест на пространственное мышление, то справлялись с ним хуже мужчин. Но вот когда думали, что это задание на эмпатию, выполняли его так же хорошо, как и первая группа.

Вывод: женщины в состоянии справиться с технической задачей любой сложности. Главное, верить в себя и в то, что твои сильные стороны (пусть, если хотите, это будет та самая «женская» логика) помогут вам решить ее не хуже мужчин.

 

Миф № 2

«Женщины не рождены быть лидерами».

Это предупреждение касается всех сфер вообще. Просто в IT, где женщин не так много, эта проблема заметна сильнее. В своем выступлении на TED Talks в 2010 году Шерил Сэндберг, СОО Facebook, рассуждала о том, почему в мире так мало лидеров-женщин. На топовых позициях, по ее словам, тогда было всего около 15% женщин. На сегодняшний день ситуация несколько улучшилась — высшие руководящие позиции уже на 24% принадлежат представительницам прекрасного пола, но этого все равно недостаточно.

Сэндберг, одна из самых влиятельных руководительниц в мире, считает, что это во многом связано с выбором женщины между карьерой и семьей. Мужчинам обычно не приходится стоять перед такой дилеммой. Она привела в пример исследование, которое подтверждает этот факт: у двух третей женатых мужчин на топовых позициях есть дети, а среди женщин-руководительниц завести детей смогла только треть.

 

Что же делать? Если вы хотите достичь карьерных высот, выход тут только один — оставаться на работе независимо от своего семейного положения и продолжать развиваться. Причем в IT это сделать, пожалуй, легче всего — многие вопросы в нашем деле можно решать дистанционно. Поверьте, спустя две недели после родов можно работать весьма эффективно и управлять компанией онлайн так, что подчиненные даже не заметят вашего отсутствия в офисе.

Миф № 3

«Женщины в топ-менеджменте становятся агрессивными, я не хочу такой быть».

Дело не в том, какими становятся женщины-лидеры, а в том, как их воспринимают. Это подтверждает знаменитый кейс Гарвардской школы бизнеса. В 2000 году преподаватели предложили студентам обсудить историю про предпринимательницу Хайди Ройзен, которая стала успешной венчурной капиталисткой при помощи обширной сети профессиональных контактов. Потом другой профессор, уже из Колумбийского университета, поменял в части своих классов имя Хайди на Ховард.

Студенты одинаково высоко оценили профессионализм венчурного инвестора в «роли» как женщины, так и мужчины. Что нельзя сказать про личные качества: если мужчина-инвестор им понравился, они хотели работать с ним и проводить досуг, то женщину посчитали агрессивной, жадной до власти и неискренней. Что, кстати, очень расстроило саму Хайди Ройзен, которая до сих пор успешно работает в Кремниевой долине.

Сфера IT в этом смысле — одна из самых прогрессивных: хотя и тут все еще существуют предубеждения по поводу женщин-лидеров, руководство компаний всячески борется с ними. Вспомните хотя бы прошлогодний скандал в Google, когда программного инженера Джеймса Деймора уволили за сексистский манифест о женщинах в IT. Представление о женщинах в топ-менеджменте — в том числе в технологических компаниях — будет постепенно меняться. Но для этого нужно, чтобы женщин-управленцев становилось больше и чтобы они не боялись столкнуться со стигмой.

 

Миф № 4

«Женщин недооценивают, поэтому им трудно пробиться в топы».

Правда в этом есть, но лишь отчасти. Основная проблема не в том, что женщин недооценивает руководство, а в том, что сами женщины недооценивают себя. Корень проблемы кроется, вероятно, в воспитании и в гендерных стереотипах: «девочка должна быть скромной», «хвастаться нехорошо», «не будь выскочкой». В итоге это приводит к тому, что мужчины оценивают свой интеллект и способности выше, чем есть на самом деле, а женщины — наоборот. Более того, мужчины присваивают себе свои успехи, а женщины часто считают, что им «просто повезло», на самом-то деле они не заслужили свой новый проект или повышение. Сложно заявить о себе, когда с детства тебе внушали, что надо сидеть молча в уголке. Но если оставаться там, а не садиться за стол к людям, принимающим решения, вы всегда будете оставаться позади. Лучше проявите свои амбиции, покажите уверенность в том, что ваше мнение ценно.

Известно, что в среднем в России женщины зарабатывают на 25% меньше мужчин. Только на позиции топ-менеджмента одной и той же компании эта разница сглаживается. Если вы хотите подняться на топ-уровень, не стесняйтесь просить прибавку к зарплате. Чего, к сожалению, многие женщины не делают: только 7% выпускниц при первом приеме на работу поднимают вопрос о более высокой зарплате, по сравнению с 57% мужчин. Проблема в том, что женщины боятся заявить о себе. Покажите свой профессионализм. Вступайте в дискуссию со «звездными» сотрудниками, которые есть, наверное, в каждой компании, и предлагайте им свои идеи. Кстати, отраслевые конференции помогают стать увереннее в себе. Сейчас даже проводят отдельные мероприятия со спикерами-женщинами — в сфере технологий это Women and Tech. Кто-то считает подобные «женские» конференции сексизмом и отказывается в них участвовать, а зря. Расценивайте это как еще один повод заявить о себе, прокачать свою экспертность. А в качестве аргумента для обсуждения повышения зарплаты или должности расскажите руководителю о своих достижениях. Например, как с помощью ваших идей компания увеличила прибыль.

Ваша позиция в компании определяется только вашими достижениями. Вера в себя и в свой профессионализм — так вы сможете добиться позиции СЕО в IT.

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+