Виртуальная примерочная. Как VR-технологии меняют нашу привычку покупать
Собираетесь купить новые туфли или сумочку? Размышляете, в какой торговый центр отправиться и как найти на это время между работой и домашними делами? Представьте, в скором будущем думать об этом не придется совсем. Попробую нарисовать вам будущий глобальный центр шопинга, каким он может стать благодаря виртуальной (Virtual Reality, VR) и дополненной (Augmented Reality, AR) реальности. Вы надеваете VR-очки и оказываетесь в центре шопинга, не выходя из дома. В этом виртуальном пространстве представлены все магазины мира. Хотите заглянуть во французский Le Bon Marché или лондонский Selfridges, пожалуйста. Можно прогуляться по магазинчику, пообщаться с его консультантами и даже выпить кофе, конечно, созданными в виртуальной реальности. На поиски сумочки или туфель берите с собой подругу. Для этого ей также нужно лишь надеть VR-очки. Или позовите профессионального стилиста, желательно из первой десятки мирового рейтинга VR-шоперов. На глобальной виртуальной площадке проходят и показы новых коллекций, которые можно там же примерить на себе. И да, кстати, не забудьте зарегистрироваться на VR-встречу с Гаравани Валентино — пообщаться с маэстро теперь тоже легко.
Вышеописанная картина будущего — пока лишь плод фантазии, от которой нас отделяют два шага. Первое, что нужно предпринять, — сделать более доступными и совершенными VR-устройства. Второе — изменить наши с вами привычки покупать. И второе, похоже, сложнее.
Великий онлайн
Впрочем, привычки все-таки постепенно меняются. В пятерку IT-компаний, меняющих мир, входят Apple, Facebook, Google, Amazon и Alibaba. Как мы видим, две из них — это интернет-ретейлеры. Покупать в интернете становится все удобнее. Это больше нестрашно, экономит время, а также не так больно для кошелька. В российском офисе Volkswagen рассказали удивительный факт: более 56% покупателей автомобилей больше не приходят на тест-драйв. Для решения им достаточно информации о машине. То есть даже такие дорогостоящие покупки могут переместиться в интернет. Для традиционного ретейла одна из главных задач — увеличить время нахождения в торговом центре. Чем дольше вы там находитесь, тем больше тратите денег. Именно поэтому среди якорных арендаторов — рестораны и кинотеатры. Ровно то же правило работает и в интернете. Длина сессии на странице товара — одна из критических метрик. И здесь в ход идут яркие картинки, полезное видео, а теперь и дополненная реальность.
Примерочная в вашем телефоне
Сама идея виртуальной примерочной появилась еще в 2012 году. Японская компания Uniqlo стала использовать примерочные, где вместо зеркал устанавливали ЖК-экран с дополненной реальностью. Одежду не нужно было надевать, достаточно было выбрать из каталога, чтобы увидеть свое отражение в ней. Все стало значительно проще, когда вместо ЖК-экранов начали использовать телефоны. В числе первых были кроссовки Converse. Наводишь телефон на ногу, выбираешь понравившуюся модель обуви, и готово. Понравилось — можно тут же купить. Технологически еще проще, если товары не нужно надевать на себя. Один из самых больших AR-каталогов сейчас у IKEA. Заходите в приложение, выбираете мебель и в реальном размере расставляете ее по квартире. Можете понять, входит ли этот диван в вашу гостиную и насколько он хорошо смотрится с вашими обоями.
Брендов, которые экспериментируют с AR, становится все больше. Согласно последнему отчету Markets and Markets, в 2018 году AR в ретейле создает рынок объемом более $1 млрд, а к 2023 году это значение достигнет почти $8 млрд при среднегодовом росте 47,1%. Лучшее тому подтверждение — история Loreal. В этом году они купили себе не новый косметический бренд, а стартап. ModiFace позволяет увидеть, как вы будете выглядеть с макияжем, не нанося его. Технологическую экспертизу в AR Loreal хотят иметь внутри компании.
AR в социальных сетях
Но даже те бренды, которые не обладают компетенциями в AR, смогут этим инструментом воспользоваться. В июле Facebook запустил тест рекламных объявлений с дополненной реальностью. В новостной ленте американских пользователей с помощью AR-эффектов можно примерить пару солнцезащитных очков от Michael Kors. В эксперименте также участвуют такие бренды, как Sephora, Bobbi Brown, Pottery Barn, Wayfair и King. Мощи социальной сети, уже во много изменившей наши привычки, должно хватить и на смену отношения к AR.
VR-showroom
До появления одного большого виртуального центра, который описан в начале, популярность может получить промежуточный формат. Так как очков дома пока не очень много, магазины могут создавать небольшие VR-showroom на своей территории. Это будут зоны с VR-очками. И это может стать первым шагом к существенному сокращению торговых площадей. Магазину теперь необязательно арендовать сотни квадратных метров под десятки диванов (если он торгует диванами), достаточно поставить пару самых ходовых образцов продукции, а всю остальную мебель перенести в AR и VR.
Виртуальные аватары
Еще одно недостающее звено для похода в виртуальный торговый центр — VR 3D-аватар. Но и это, пожалуй, не проблема. Я знаю несколько российских компаний, которые занимаются сканированием людей. 3D-модель себя в ближайшем будущем станет так же доступна, как селфи в телефоне. С помощью аватара мы сможем общаться в виртуальной реальности, примерять новые наряды на нем и его же изображения отправлять подруге или любимому, чтобы понять, идет нам это вещь или нет.
Владельцам многочисленных торговых центров нужно держать ухо в остро, чтобы не остаться не у дел в будущем.