Плата за усердие: почему мужчины зарабатывают на 20% больше женщин
В обществе уже много лет бытует мнение, что какую страну или компанию ни возьми, женщины получают в среднем на 20% меньше мужчин. Пользуясь базой данных заработных плат Korn Ferry Hay Group и методологией оценки должностей, которая позволяет сравнивать подобное с подобным, мы увидели, что разрыв действительно существует.
Как демографическая группа женщины действительно зарабатывают меньше мужчин. Но только потому, что они до сих пор в большинстве своем не добрались до уровня наиболее высокооплачиваемых должностей, функций и отраслей. В то время как мужчины благоденствуют во всех трех обозначенных направлениях.
Когда мы сравнили вознаграждения мужчин и женщин (сначала по уровню должности, затем по уровню должности и компании, и наконец по уровню должности, компании и функции), мы увидели, что разрыв в зарплатах сокращается, пока не исчезает практически вовсе в некоторых странах. Иными словами, мужчина и женщина, занимающие одинаковую должность в одном и том же функциональном подразделении в одной и той компании, получают практически одинаковую заработную плату. Чем глубже анализировать данные и учитывать максимальное число факторов, влияющих на размер вознаграждения (уровень должности, компания, функциональное подразделение), тем меньше различия. Вот так выглядит анализ показателей оплаты труда из нашей базы данных:
При этом проведенный несколько лет назад анализ более 4000 открытых акционерных компаний по всему миру выявил, что только в каждой пятой фирме доля женщин в составе правлений превышает 20%. Тогда же в отчете Fortune 500 было указано, что женщины занимают 16,9% мест в правлениях и 14,6% должностей. Количество женщин, работающих в самых высокооплачиваемых функциях и индустриях (например, нефтегаз, биотехнологии и IT) также совсем невелико. При этом в тех сферах, которые оплачиваются гораздо ниже, как например сфера обслуживания или туризм, мужчины занимают критическое большинство управляющих позиций, то есть самые оплачиваемые должности в любой индустрии.
Дисбаланс означает, что при сравнении общемировых средних показателей вознаграждения для мужчин и женщин мы получим огромный разрыв: так в 2014 году он действительно составлял около 20%. Если же рассматривать медиану вместо среднего показателя, то разница будет 15%. Именно эти цифры повсеместно фигурируют в СМИ и именно они вводят в заблуждение.
Представим, что мы находимся в головном офисе крупной розничной компании. Марина, ведущий специалист отдела закупок влетает в офис и протягивает свежую газету Владу, коллеге и по совместительству своему жениху. Читаем заголовок: «Женщины зарабатывают на 20% меньше мужчин». Влад тут же замечает, что лично к ним этот заголовок не относится. Вообще-то, на этом этапе их карьеры (а им обоим по 26) Марина зарабатывает даже немного больше, чем Влад.
Переместимся в будущее лет на 10: Марина и Влад уже женаты, у них ребенок. Марина занимает должность начальника отдела, а Влад работает в совершенно другом подразделении на позиции заместителя директора департамента. И вот теперь он действительно зарабатывает намного больше жены. Марина и Влад – выдуманные персонажи, но описанный сценарий абсолютно реален.
С этого момента мужчины начинают активно обгонять женщин в плане вознаграждения.
Иногда разница в зарплатах возникает, когда женщины уходят в декретный отпуск - это очевидная, но далеко не единственная причина. Исследования показывают, что тенденция подолгу задерживаться на определенном уровне управления и не двигаться дальше характерна не только для матерей, но для женщин вообще. Женщины преуспевают в областях, где ценятся навыки коммуникации (например в направлениях которые способствуют укреплению корпоративной культуры или повышению лояльности клиентов). Мужчины хорошо разбираются в финансах и стратегии, которые становятся тем важнее, чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице. Женщины, достигшие среднего уровня в организации, в отличие от мужчин, менее расположены к тому, чтобы принимать на себя или активно искать обязанности или задачи, которые позволят им развить навыки, необходимые для руководителя высшего звена.
При этом исследования говорят о том, что компаниям выгодно иметь сбалансированный гендерный состав менеджмента. При увеличении доли женщин с 0% до 30% в организационном руководстве уровень прибыльности бизнеса повышается на 15%. Более того, компании, в правлении которых в равной мере представлены мужчины и женщины, показывают более высокие результаты в период экономического кризиса, а в банках женщины-директора делают бизнес более стабильным. Также исследования показывают, что самые новаторские идеи исходят от команд, которые состоят 50:50 из мужчин и женщин.
И один из важнейших аргументов в пользу женщин – они контролируют львиную долю потребительских расходов во всем мире. Гендерная представленность на уровне правлений компаний жизненно необходима, чтобы идти в ногу с текущими рыночными тенденциями. Если в топ-команде есть хотя бы пара представителей целевой клиентской аудитории, шансы понять потребности клиентов стремительно увеличиваются.