К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Плата за усердие: почему мужчины зарабатывают на 20% больше женщин

Фото Howard Kingsnorth / Getty Images
Фото Howard Kingsnorth / Getty Images
Эксперты доказали, что различия в доходе сотрудников по гендерному признаку действительно существуют

В обществе уже много лет бытует мнение, что какую страну или компанию ни возьми, женщины получают в среднем на 20% меньше мужчин. Пользуясь базой данных заработных плат Korn Ferry Hay Group и методологией оценки должностей, которая позволяет сравнивать подобное с подобным, мы увидели, что разрыв действительно существует.

Как демографическая группа женщины действительно зарабатывают меньше мужчин. Но только потому, что  они до сих пор в большинстве своем не добрались до уровня наиболее высокооплачиваемых должностей, функций и отраслей. В то время как мужчины благоденствуют во всех трех обозначенных направлениях.

Когда мы сравнили вознаграждения мужчин и женщин (сначала по уровню должности, затем по уровню должности и компании, и наконец по уровню должности, компании и функции), мы увидели, что разрыв в зарплатах сокращается, пока не исчезает практически вовсе  в некоторых странах. Иными словами, мужчина и женщина, занимающие одинаковую должность в одном и том же функциональном подразделении в одной и той компании, получают практически одинаковую заработную плату.  Чем глубже анализировать данные и учитывать максимальное число факторов, влияющих на размер вознаграждения (уровень должности, компания, функциональное подразделение), тем меньше различия. Вот так выглядит анализ показателей оплаты труда из нашей базы данных:

 

При этом проведенный несколько лет назад анализ более 4000 открытых акционерных компаний по всему миру выявил, что только в каждой пятой фирме доля женщин в составе правлений превышает 20%. Тогда же в отчете Fortune 500 было указано, что женщины занимают 16,9% мест в правлениях и 14,6% должностей. Количество женщин, работающих в самых высокооплачиваемых функциях и индустриях (например, нефтегаз, биотехнологии и IT) также совсем невелико. При этом в тех сферах, которые оплачиваются гораздо ниже, как например сфера обслуживания или туризм, мужчины занимают критическое большинство управляющих позиций, то есть самые оплачиваемые должности в любой индустрии.

 

Дисбаланс означает, что при сравнении общемировых средних показателей вознаграждения для мужчин и женщин мы получим огромный разрыв: так в 2014 году он действительно составлял около 20%. Если же рассматривать медиану вместо среднего показателя, то разница будет 15%. Именно эти цифры повсеместно фигурируют в СМИ и именно они вводят в заблуждение.

Представим, что мы находимся в головном офисе крупной розничной компании.  Марина, ведущий специалист отдела закупок влетает в офис и протягивает свежую газету Владу, коллеге и по совместительству своему жениху. Читаем заголовок: «Женщины зарабатывают на 20% меньше мужчин». Влад тут же замечает, что лично к ним этот заголовок не относится. Вообще-то, на этом этапе их карьеры (а им обоим по 26) Марина зарабатывает даже немного больше, чем Влад.

 

Переместимся в будущее лет на 10: Марина и Влад уже женаты, у них ребенок. Марина занимает должность начальника отдела, а Влад работает в совершенно другом подразделении на позиции заместителя директора департамента. И вот теперь он действительно зарабатывает намного больше жены. Марина и Влад – выдуманные персонажи, но описанный сценарий абсолютно реален.

С этого момента мужчины начинают активно обгонять женщин в плане вознаграждения.

Иногда разница в зарплатах возникает, когда женщины уходят в декретный отпуск - это очевидная, но далеко не единственная причина. Исследования показывают, что тенденция подолгу задерживаться на определенном уровне управления и не двигаться дальше характерна не только для матерей, но для женщин вообще.  Женщины преуспевают в областях, где ценятся навыки коммуникации (например в направлениях которые способствуют укреплению корпоративной культуры или повышению лояльности клиентов). Мужчины хорошо разбираются в финансах и стратегии, которые становятся тем важнее, чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице. Женщины, достигшие среднего уровня в организации, в отличие от мужчин, менее расположены к тому, чтобы принимать на себя или активно искать обязанности или задачи, которые позволят им развить навыки, необходимые для руководителя высшего звена.

При этом исследования говорят о том, что компаниям выгодно иметь сбалансированный гендерный состав менеджмента. При увеличении доли женщин с 0% до 30% в организационном руководстве уровень прибыльности бизнеса повышается на 15%. Более того, компании, в правлении которых в равной мере представлены мужчины и женщины, показывают более высокие результаты в период экономического кризиса, а в банках женщины-директора делают бизнес более стабильным. Также исследования показывают, что самые новаторские идеи исходят от команд, которые состоят 50:50 из мужчин и женщин.

И один из важнейших аргументов в пользу женщин – они контролируют львиную долю потребительских расходов во всем мире. Гендерная представленность на уровне правлений компаний жизненно необходима, чтобы идти в ногу с текущими рыночными тенденциями. Если в топ-команде есть хотя бы пара представителей целевой клиентской аудитории, шансы понять потребности клиентов стремительно увеличиваются.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+