Обмен с доплатой: как «Инвестпалата» продолжает спасать замороженные активы россиян
Подкрутить настройки
Больше лотов, выше стартовая цена, дольше срок — так организатор выкупа замороженных иностранных активов россиян изменил параметры этой процедуры. «Инвестиционная палата», как стало известно ранее, продлила ее до 12 октября. Цель — привлечь больше инвесторов в качестве покупателей и, соответственно, продать больше заблокированных бумаг россиян.
Выкуп активов у россиян еще называют обменом — эта процедура прописана в президентском указе № 844. По его условиям инвесторы, чьи акции оказались заблокированы из-за «спецоперации»* и последующих санкций против российской финансовой системы, могут продать пакет бумаг на сумму не более 100 000 рублей нерезидентам из средств на счетах типа «С» — это спецсчета, на которых блокируются активы иностранцев в России.
Первый этап обмена завершился в августе — тогда удалось продать заблокированные бумаги на 8 млрд из 35 млрд рублей, предложенных россиянами для выкупа. В итоге инвесторы, обсуждая в чатах поступившие выплаты, жаловались на то, что они были значительно меньше и так ограниченного лимита в 100 000 рублей.
Собрать и перераспределить
Теперь «Инвестиционная палата» попробует обменять оставшиеся ценные бумаги на 27 млрд рублей, для чего нужно привлечь большее число иностранцев с деньгами на счетах типа «С». Принцип простой: из предъявленных к обмену бумаг формируются максимально похожие лоты, выставляется начальная ставка, а иностранцы-покупатели играют на повышение. Кто предложит больше — выкупает лот.
Оставшийся после первого этапа пул бумаг заново разделили на лоты: если на первом этапе лотов было 100 со средней стоимостью 353 млн рублей, то на втором этапе невостребованные остатки разделили уже на 200 лотов, а их средняя стоимость снизилась в 2,5 раза, до 135,4 млн рублей.
Стартовая цена лота при этом на 5% превышает среднюю стоимость лота и составит 142,2 млн рублей. Такой премии на первом этапе обмена не было. Источник Forbes на финансовом рынке, знакомый с процессом выкупа, объясняет премию тем, что стоимость заблокированных ценных бумаг с момента первой оценки в марте 2024 года подросла.
С этим соглашается руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский. «С учетом того, что сделки не могут проводиться по ценам ниже зафиксированной на 22 марта, возможно, стартовая цена отражает текущие рыночные оценки», — говорит он. По данным investing.com, американский индекс S&P500 с 22 марта вырос на 5,3%, до 5515 пунктов. Ценовая разница, по условиям торгов, должна пойти российским инвесторам.
Надежда на «мелких» покупателей
На первом этапе в выкупе не участвовали иностранные частные инвесторы — лоты покупали только иностранные юрлица, поясняли ранее Forbes в «Инвестиционной палате». Более мелкая «нарезка» лотов и их меньшая стоимость позволит заинтересовать тех покупателей, которые не смогли участвовать в выкупе до этого.
«Возможно, причина в том, что владельцев рублей на счетах типа «С» много, но не у всех хватает суммы, чтобы выкупить лот. Вероятно, решили снизить порог входа по цене», — рассуждает все тот же собеседник Forbes.
Руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов считает, что «Инвестпалата» может рассчитывать на иностранный средний бизнес и более мелкие компании для нового этапа обмена. Он полагает, что среди покупателей не так много крупных иностранных фондов или компаний из ЕС или США с большими заблокированными в России средствами. «Для среднего или более мелкого бизнеса новая нарезка дает больше возможностей выбрать подходящие лоты для приобретения, что, наверное, повышает вероятность того, что такие заявки будут удовлетворены», — считает Леснов.
При этом два источника Forbes в брокерских компаниях рассказали, что на новом этапе выкупа можно будет ждать крупных частных иностранных инвестров, которым по карману покупка лота в 142,5 млн рублей. В целом изменение параметров выкупа расширяет число потенциальных покупателей. Однако захотят ли они воспользоваться этой возможностью — вопрос открытый.
Кто покупатели
Спрос на обмен заблокированных активов россиян со стороны иностранцев зависит не столько от цены, сколько от инфраструктурных рисков. С момента объявления об этом проекте Forbes не удалось найти ни одного подтверждения намерения участвовать от возможных иностранных участников, не было раскрыто ни одного имени участника обмена, который состоялся в августе. Более того, депозитарий Euroclear, Минфин Бельгии, депозитарий Clearstream заявляли о неучастии в этой процедуре и необходимости соблюдать санкции против России.
Для иностранных инвесторов все запутанно, говорит генеральный директор брокера Sirius Capital Арарат Мкртчян. Это связано с тем, что после сделки они становятся обладателями бумаг, которые нужно разблокировать и получать для этого разрешение одного из иностранных регуляторов. Это сложный и длительный процесс. «Для нерезидентов процесс разморозки не завершен. Они сами должны получить право перевести активы на брокерские счета за рубежом. Такие разрешения пока немассовые, скорее, единичные», — говорит он.
В сложившихся условиях, когда российская инфраструктура находится и под европейскими, и под американскими санкциями, иностранным покупателям понадобится получать разрешение как европейских регуляторов, так и американского, говорит старший юрист коллегии адвокатов Delcredere Евгений Коновалов. Для разных категорий покупателей — физических или юридических лиц — последствия участия в выкупе будут одинаковыми.
«Вопрос о том, кому будет проще получить разрешение на вывод заблокированных активов, дискуссионный. Исходя из практики, например, Казначейства Бельгии лучше лицензии выдают физическим лицам — резидентам ЕС. При этом не стоит забывать, что у крупных инвестиционных компаний могут быть определенные административные ресурсы, которые позволят пройти процедуру получения лицензии проще», — резюмирует юрист.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.