Четверть «капли в море»: как прошел выкуп заблокированных активов россиян
Девять месяцев
Обмен заблокированных иностранных ценных бумаг, принадлежавших россиянам, на деньги иностранных инвесторов на счетах типа «С» готовился около девяти месяцев. В ноябре прошлого года Владимир Путин подписал указ под №844, по которому российские инвесторы получили возможность продать свои заблокированные активы иностранным юрлицам.
Деньги на выкуп иностранцы должны были брать со своих счетов типа «С» в России — на этих счетах были заморожены их активы после начала «спецоперации»*. Поэтому процедура получила название обмена. Необходимость в ней возникла потому, что до этого в течение полутора лет российские инвесторы пытались как-то вернуть свои деньги, но в основном безуспешно. На первых порах ЦБ оценивал масштаб блокировки примерно в 5,7 трлн рублей.
Выкуп-обмен происходил в несколько этапов. Инвесторы подавали заявку на участие, из их ценных бумаг формировались максимально схожие лоты. Каждый инвестор мог продать пул бумаг максимум на 100 000 рублей — этот лимит был установлен для того, чтобы охватить большую часть мелких инвесторов. Как рассказывали ранее сами инвесторы — это капля в море, учитывая, что объем вложений у многих исчислялся миллионами рублей. После этого лоты предлагались иностранным покупателям.
На этом этапе случилась загвоздка: под блокирующие американские санкции попала Мосбиржа вместе с Национальным расчетным депозитарием (НРД), который к тому моменту уже два года был под европейскими ограничениями. Зарубежным инвесторам фактически запретили участвовать в обмене, например об этом заявлял Euroclear. Тем не менее обмен состоялся.
Кто именно принял участие в выкупе, сколько было покупателей, насколько они связаны с Россией, какую долю средств на счетах типа «С» потратили — не сообщается. «Организатор торгов не разглашает никакой информации о сторонах сделки и о деталях переговоров», — прокомментировали в пресс-службе компании «Инвестпалата», которая организовала обмен.
Сколько денег
Как сообщила пресс-служба «Инвестпалаты», иностранцы купили активов на 8,1 млрд рублей из 35,3 млрд рублей заявок обменного фонда. В выкупе приняли участие 708 000 россиян, клиенты 105 брокеров. Активы были поделены на 100 лотов, максимально идентичных друг другу. Стоимость одного лота составила 353,1 млн рублей.
То есть удалось продать примерно 23 лота, или около 23% заявленных к выкупу бумаг. Нереализованные бумаги вернулись обратно на счета-депо в заблокированном состоянии. Начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев сравнивает процесс с IPO: на часть заявок не нашлось покупателей и заявки были исполнены не полностью.
При этом у разных инвесторов процент исполнения заявок на продажу разный. В чате Ассоциации розничных инвесторов (АРИ) участники обсуждали, у кого сколько купили акций. Двое инвесторов писали, что предъявляли к выкупу портфели на 100 000 рублей. Одному пришло 8000 рублей, другому — 9000 рублей. Еще один участник писал, что подавал заявку на обмен акций на 30 000 рублей, а ему пришло 5000 рублей. Другому пришло 28 000 рублей, хотя он подавал заявку на 100 000 рублей.
В чате АРИ запустили голосование с целью понять размер полученных сумм. Ответы тех, кто принял участие в обмене, распределились так: 34% получили до 10 000 рублей, 24% — от 10 000 рублей до 25 000 рублей. И 32% не получили ничего. Аналогичный опрос был запущен и в каналах инвестбанкира Евгения Когана. Там среди тех, кто участвовал в обмене, 38% не получили ничего, половина получила до 25 000 рублей.
Один из инвесторов расказал Forbes, что принял участие в обмене активами. У него на счету были заблокированы три американские ценные бумаги — Uber, American Airlines и Intel. В итоге ему удалось продать акции American Airlines и Intel, а заблокированный Uber остался ждать лучших времен на счете-депо. То есть ему удалось продать две трети портфеля, если считать в штуках, и 41%, если считать в деньгах.
«По отчету брокера 12 августа были проданы акция American Airlines Group за 1362,7 рубля ($14,7 по курсу ЦБ) и акция Intel Corporation за 3914,31 рубля ($42,2). Эти акции списали и мне перечислили деньги за них. Вместе с этими бумагами я давал поручение продать акцию Uber Technologies. Ее оценили дороже двух других акций вместе взятых, в 7377,14 рубля ($79,6). Но эта бумага осталась заблокированной», — рассказал он.
Котировки этих акций в США на 13 августа: American Airlines — $9,74, Intel — $20,36 и Uber — $70,91. То есть этот частный инвестор немного заработал по отношению к текущим ценам на американские акции. Начальная стоимость акций определилась исходя из цены закрытия на 22 марта 2024 года. За прошедшие с тех пор полгода, котировки American Airlines и Intel сильно упали.
«Чем более понятная крупная бумага, тем ее больше поменяли. То есть если какой-то известный тикер, то там был крупный обмен, а на неизвестные могло ничего не обменяться», — объясняет разные пропорции обмена источник в брокерской компании.
«Если бумага была у малого числа клиентов и попала не во все лоты, сформированные организатором торгов, то доля выкупа могла оказаться низкой. Кроме того, список бумаг, доступных для продажи, сократился за период проведения процедуры разблокировки из-за корпоративных действий и прочих факторов», — добавил представитель «Альфа-Инвестиций».
У разных брокеров и управляющих компаний процент обмененных активов тоже разнится. В «Цифра брокере» Forbes сообщили, что было удовлетворено около 20% заявок. Руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов сказал, что в целом удалось обменять меньше половины предъявленных к выкупу бумаг, а от клиента к клиенту доля могла различаться от 10% до 90%.
Начальник управления клиентских операций Россельхозбанка Виктор Гармашев рассказал, что «из поданных заявок полностью или частично рассчитались 70% заявок. Из них 40% — полностью, 60% — частично». Впрочем, возможно, это еще не конец. «Инвестпалата» сообщила, что прорабатывает возможность проведения нового раунда обмена активами. «Но пока о деталях второго раунда выкупа говорить преждевременно», — уточнили в пресс-службе «Инвестпалаты».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.