Юристы решили разморозить активы россиян в депозитариях Европы через российский суд
Юристы предложили инвесторам обратиться в российский суд с групповым иском к европейским депозитариям. Решение суда в России о взыскании замороженных средств может мотивировать регуляторов Бельгии и Люксембурга разморозить активы россиян, полагают они. Годом ранее депозитарии Euroclear и Clearstream из-за санкций против НРД заблокировали ценные бумаги и деньги инвесторов, НРД принял ответные меры
Юристы российской юрфирмы NSP начали сбор заявок от институциональных и частных инвесторов на присоединение к групповому иску в России против международных депозитариев Euroclear и Clearstream. Российский суд может взыскать в пользу инвесторов денежные средства и ценные бумаги Euroclear и Clearstream, заблокированные Национальным расчетным депозитарием (НРД), пишут «Ведомости» со ссылкой на управляющего партнера NSP Александра Некторова.
По словам Некторова, несмотря на отношение к российской юрисдикции за рубежом, обращение в российский арбитражный суд — оптимальный вариант для инвестора. По его мнению, судопроизводство в России быстрее и экономичнее по сравнению с зарубежными судами. Например, одно из коллективных дел, которое NSP вела в иностранном суде, обошлось фирме $2 млн, а в России такое разбирательство стоило бы в 5 раз меньше, рассказал собеседник газеты. Юрист добавил, что групповой иск позволит вести дело централизованно в интересах широкого круга инвесторов, что также снизит расходы.
Согласно статье 248.1 Арбитражного-процессуального кодекса (АПК), известной как «закон Лугового», решение суда можно будет исполнить без обращения в «недружественные» юрисдикции — в пользу инвесторов суд может взыскать денежные средства и ценные бумаги Euroclear и Clearstream, которые заблокировал НРД в ответ на заморозку активов из-за санкций против него, пояснил Некторов. «Повезет тому, кто успеет добежать до денег первым», — сказал адвокат.
По его оценке, объем заблокированных НРД средств «несопоставимо меньше» замороженных активов российских инвесторов. ЦБ оценил объем заблокированных ценных бумаг российских компаний и граждан в 6 трлн рублей (около $74,2 млрд). Некторов и другие юристы оценили шансы на удовлетворение требований инвесторов в отношении заблокированных бумаг выше среднего. В отношении начисленных на ценные бумаги доходов Некторов оценивает успех даже «сильно выше среднего». Руководитель управления развития клиентского сервиса компании «Финам» Дмитрий Леснов сообщил, что она рассматривает возможность присоединения к групповому иску.
Брокер «Ингосстрах-инвестиции» готов прибегнуть к разным способа разблокировки активов, в том числе подаче иска в российский суд, сказал директор департамента управления активами управляющей компании Артем Майоров. Он добавил, что единственный эффективный способ разблокировать активы за рубежом — это открытие счета в европейском банке и гарантии отсутствия «санкционного следа» от европейских адвокатов. Собеседник в крупном брокере не считает подачу иска в российский суд эффективной мерой. Он предупредил, что обращение в суд тех, кто ранее подал заявки на разблокировку в регуляторы Бельгии и Люксембурга, может помешать им получить лицензии.
По словам Некторова, решение российского суда о взыскании активов клиентов Euroclear и Clearstream может мотивировать регуляторов Бельгии и Люксембурга в ответ разблокировать средства россиян. Он напомнил, что решение российского суда убедило казначейство Бельгии разблокировать активы банка «Санкт-Петербург»: в феврале российский суд взыскал с Euroclear в пользу банка $107 млн, а в апреле стало известно о разблокировке в Бельгии активов на сопоставимую сумму — около $110 млн.
Адвокат Forward Legal Евгений Зубков полагает, что групповой иск имеет серьезные перспективы в российских судах. По его словам, «закон Лугового» (ст. 248.1 АПК) позволяет при определенных обстоятельствах переносить спор в российскую юрисдикцию, а сложившаяся практика — обратиться в арбитражный суд по месту жительства или регистрации российским юридическим и физическим лицам, сославшись на нахождение органа разрешения споров в «недружественном» государстве, рассказал Зубков. Адвокат ожидает, что число индивидуальных исков к Euroclear и Clearstream увеличится после успеха банка «Санкт-Петербург». Российские арбитражные суды стали «намного охотнее» арестовывать такие активы, отметил Зубков.