К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Капля в море: почему обмен активами не решил проблем инвесторов среднего класса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
8 мая завершается прием заявок российских инвесторов на обмен заблокированными активами с иностранцами. Однако обмен на сумму не более 100 000 рублей для многих инвесторов совсем не решение проблемы. У многих из них активов заблокировано куда больше, но не настолько, чтобы хватило денег на суды или разбирательства в Европе. Как живут эти люди и какие у них перспективы?

Обмен для бедных

В ноябре прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ, по которому инвесторы, чьи активы оказались заблокированы за рубежом после начала «спецоперации»* на Украине, могли бы продать их иностранцам на сумму не более 100 000 рублей. Предполагается, что иностранные инвесторы смогут купить их за счет своих зеркально заблокированных денег на счетах типа «С». 

Проблема в том, что объем замороженных активов за рубежом и в России был несопоставим, потому и появился лимит в 100 000 рублей — чтобы денег иностранцев хватило всем понемногу. ЦБ подсчитал, что большая часть россиян вкладывала в иностранные активы не более этой суммы. Организатор этого обмена — брокер «Инвестиционная палата» — до 8 мая принимал заявки от россиян, которые решили провести разблокировку таким способом. О том, как это будет происходить, Forbes писал здесь. В пресс-службе брокера уточнили, что ориентировочно после 15 мая станет известно, какое число инвесторов со стороны России намерено принять участие в этой процедуре. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Руководитель департамента интернет-брокера «БКС Мир инвестиций» Игорь Пимонов уточнил, что из всех клиентов брокера, имевших право на участие в обмене активами, подали заявки 75%. Руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов оценивает долю желающих принять участие в обмене в 70%. В брокере «ВТБ Мои инвестиции» сообщили, что по состоянию на 6 мая заявки подали более 50% инвесторов, при этом сбор еще не закончился. Аналогичную цифру приводят и в «Альфа-Инвестициях». В брокере Сбербанка отметили «довольно неплохую» активность инвесторов. Тем не менее многие решили подождать.

 

«Многие клиенты с крупными пакетами ожидают, как пройдет этот процесс. То есть для многих инвесторов сумма в 100 000 рублей не является определяющей, поэтому многие инвесторы выбрали выжидательную позицию», — считает Леснов из «Финама». Пимонов из БКС говорит, что инвесторы могли оставить в портфеле перспективные бумаги в расчете на их рост и дальнейшую разблокировку.

При этом многие из тех, чьи активы были заблокированы в 2022 году, хоть и решили участвовать в процедуре обмена, но не считают оптимальным вариант решения проблемы через выкуп лота на 100 000 рублей. Размер их активов и потери были намного больше, но при этом они не настолько состоятельны, чтобы позволить себе обратиться напрямую к иностранным регуляторам. И сегодня оптимального варианта разблокировки активов для этих людей просто не существует.

 

Капля в море

Частный трейдер из Томска Алексей Киселев с 2009 года был клиентом ВТБ, активно инвестировал в иностранные ценные бумаги и играл на срочном рынке Мосбиржи. Весной 2022 года, после начала «спецоперации» и обвала рынка, сработали так называемые маржин-коллы — требование брокера пополнить размер средств на счете при торговле с плечом. Алексей ставил на снижение доллара и потерял 6 млн рублей, а кроме того, остался должен брокеру, с которым сейчас судится, еще 0,7 млн рублей. 

Кроме того, Киселев также владеет иностранными ценными бумагами, которые пытался продать 28 февраля 2022 года, чтобы поправить ситуацию. Эту операцию совершить не удалось, а иностранные ценные бумаги были принудительно переведены в Россельхозбанк после того, как ВТБ попал под санкции. Сейчас у Киселева заблокировано этих активов на 1,5 млн рублей. По сути он потерял все свои накопления, это привело к кризису в семье — он развелся с женой, с которой прожил 10 лет. 

В обмене активами тем не менее Киселев решил поучаствовать, хотя сумма в 100 000 рублей вообще никак не может решить его проблемы. «Разблокированной суммы 100 000 рублей, конечно, мало. Для обеспечения мер по иску ВТБ требуется 705 000 рублей, то есть в семь раз больше. А учитывая НДФЛ с продажи иностранных ценных бумаг и комиссии агентов, реальная сумма придет меньше 90 000», — говорит Алексей.

 

Предприниматель и частный инвестор Юлия Зыкова покупала иностранные бумаги также через брокера ВТБ на протяжении пяти лет. Как и у других инвесторов, ее акции были переведены из ВТБ в Альфа-банк, а потом заблокированы. Сейчас у Зыковой заморожены бумаги, номинированные в долларах и евро, на 5 млн рублей. В ноябре 2023 года другая часть ее активов попала под блокировку после санкций в отношении СПБ Биржи. На протяжении двух лет Зыкова пробует разные способы, чтобы вернуть доступ к своим активам, — пыталась перевести бумаги иностранным брокерам, вела переговоры с российскими, искала способы продать бумаги и сейчас подала заявку на обмен активами.

«100 000 рублей для меня — это «капля в море», учитывая то, сколько раз за последние два года я могла бы купить и продать эти самые иностранные ценные бумаги. Напомню, что до 2 ноября 2023 года ПАО «СПБ Биржа» успешно работала, не было никаких ограничений в торгах, но нам упорно твердят все это время, что наши бумаги заблокированы в Euroclear. А кто нам возместит упущенную выгоду?» — говорит Зыкова. Она планирует и дальше продолжать попытки разблокировки, обращаться в суды, правоохранительные органы и напрямую к американским регуляторам.

Ее коллега по несчастью Наталия Шпурик в 2022 году готовилась отправить ребенка в первый класс, копила деньги на его образование, летний отдых и даже хотела накопить на жилье. Для этого она активно инвестировала в иностранные ценные бумаги. В итоге после попадания ВТБ под санкции активы оказались заблокированными, а вместо того, чтобы копить деньги дальше, Наталия стала одним из авторов коллективного иска к ВТБ, в котором 42 инвестора оспаривают правомерность перевода активов другим брокерам и отсутствие возможности их продать.

«В обмене активов по 844-му указу я участвую. И хорошо было бы вернуть российским инвесторам все вложенные деньги. Так как 100 000 рублей — слишком маленькая сумма, у людей в десятки и сотни раз было больше вложено денег в ценные бумаги, которые заблокированы», — говорит Шпурик.

Где выход

Пока не прошел обмен даже по этим условиям, публично о возможности второго раунда выкупа иностранных ценных бумаг не сообщалось. Инвесторы, впрочем, продолжают надеяться на увеличение сумм выплат. Объем денежных средств на счетах типа «С», из которых будет производиться обмен активами, последний раз оценивался в марте 2023 года в 500 млрд рублей. Но на счетах есть еще заблокированные ценные бумаги, которые в процедуре не участвуют. Их объем, как утверждает директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ Ольга Шишлянникова, превышает объем заблокированных за рубежом активов россиян.

 

За два года были разные подходы к разблокировке: НРД продолжает судиться с Евросоюзом по поводу правомерности санкций, брокеры подавали коллективные, но безуспешные запросы на разблокировку европейским регуляторам, инвесторы обращались в российские суды. Последний путь выглядел перспективным, поскольку участники споров просили обратить взыскание как раз на активы со счетов типа «С», однако в начале этого года Путин запретил так делать, чтобы обеспечить процедуру обмена.

Какие еще есть варианты? Юристы считают, что успешным может быть путь получения индивидуальных разрешений на разблокировку у европейских регуляторов. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова говорит, что это единственный вариант, который тем не менее вряд ли подойдет инвесторам среднего достатка. Тем более для этого часто необходимо соблюсти ряд условий, в числе которых назывались наличие паспорта европейской страны и обязательство не возвращать деньги в Россию.

«Очевидно, что, речь идет в первую очередь о крупных инвесторах. Непосредственное обращение к регулятору позволит им в перспективе не только разблокировать весь объем заблокированных финансовых инструментов, но и избежать необходимости предоставления дополнительных разъяснений в случае частичного обмена акций по указу № 844 от 8 ноября 2023 года. Последний фактор может значительно затянуть процесс принятия решения, а также создать потенциальные риски введения блокирующих санкций в отношении организатора торгов, ООО «Инвестиционная палата», а также повлечь сопутствующие риски для средств инвестора», — говорит Винокурова.  

Инвесторы могут попробовать добиться разблокировки самих активов или выплат по ним, это две различные процедуры, говорит юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. В обоих случаях потребуется наличие счета в Евросоюзе или Швейцарии. Однако Касумян указывает, что ему неизвестно об успешных кейсах такой разблокировки.

 

«Необходимо выполнить требование о привлечении европейского гаранта, что делает весь процесс существенно дороже. Европейские гаранты практически всегда работают только с заявлениями, которые готовят юристы-профессионалы. Здесь уже имеет смысл обращаться только если сумма портфеля начинается от $100 000-150 000», — говорит Касумян.

Такую же оценку дает партнер BGP Litigation Сергей Гландин. Однако по его словам, есть еще один вариант — найти покупателя на замороженные активы. Покупатель, правда, должен быть из ЕС, Швейцарии или Великобритании. С ним заключается договор под условием получения лицензии казначейства Бельгии. Этот договор подается в пакете вместе с заявлением о разблокировке. Когда выдано разрешение, покупатель просто принимает себе разблокированные ценные бумаги, а инвестору перечисляет деньги, говорит Гландин.

Весь этот сложный и не факт что успешный механизм разблокировки иностранных акций недоступен инвесторам, потерявшим 5-10 млн рублей. Шпурик говорит, что для нее обращение к европейским регуляторам — это слишком дорогое удовольствие. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+