Обменный пункт: семь вопросов по разблокировке активов россиян
Зачем понадобился «обмен»
После начала «спецоперации»* на Украине в прошлом году остановилось взаимодействие европейских депозитариев Euroclear и Clearstream и российского Национального расчетного депозитария (НРД). Российские инвесторы потеряли доступ к иностранным ценным бумагам, которые учитывались через этот «мост». Объем заблокированных активов оценивался в 6,5 трлн рублей. Одновременно с этим блокировались и активы иностранцев в России — их переводили на счета типа «С», откуда по сути нельзя было вывести деньги. Этих средств было куда меньше — около €3 млрд. В течение полутора лет российские инвесторы пытались как-то вернуть деньги, но в основном безуспешно.
Что будут менять
Новый президентский указ разрешает российским инвесторам с заблокированными иностранными бумагами продать их иностранцам, не разделяя их на так называемых «дружественных» и «недружественных». Главное, чтобы у них были деньги на счете типа «С». Основные условия: иностранные инвесторы должны будут покупать эти заблокированные ценные бумаги или права на них на специальных торгах, а затем выводить их через специальные транзитные счета в свои юрисдикции и продавать уже там. При этом стоимость пакета бумаг, который российский инвестор сможет «обменять» с иностранным, не должна превышать 100 000 рублей.
Откуда взялась сумма в 100 000 рублей
Этим вопросом сейчас задаются инвесторы в различных инициативных группах, утверждая, что сумма — низкая. Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что портфели до 100 000 рублей имеет подавляющее большинство инвесторов, их права и будут восстанавливаться в первую очередь. Точных данных о том, сколько средств сейчас заморожено на счетах типа «С», нет. В ноябре прошлого года ЦБ сообщал о том, что этот объем превышает 280 млрд рублей. Впрочем, в апреле этого года замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил, что объем замороженных на счетах типа «С» средств сопоставим с размером заблокированных активов россиян.
Если же средств на счетах типа «С» окажется недостаточно, то деньги будут распределяться равными долями между инвесторами, которые пожелают продать заблокированные активы, говорил в пятницу, 10 ноября заместитель председателя Банка России Филипп Габуния.
Пойдут ли иностранцы на «обмен»
С точки зрения чиновников — да. Нужны лишь деньги на счетах типа «С», а разрешения на вывод активов со стороны правительственной комиссии по иностранным инвестициям не требуется. При этом для каждого нерезидента есть закон его страны, который на такие сделки может смотреть неоднозначно. «Если активы были заблокированы в Euroclear, то их покупателям потребуется разрешение Казначейства Бельгии. Регулятор может негативно отнестись к использованию российского механизма и отказать в выдаче такой лицензии», — говорит юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян.
Юристы сходятся во мнении, что разрешение на разблокировку выкупленных активов иностранцам придется получать в любом случае. Возможно и то, что европейские регуляторы упростят процедуру получения лицензии «для своих», допускает соруководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Кира Винокурова. Сложности у иностранных инвесторов могут возникнуть и в России — при открытии так называемых транзитных счетов депо, на которые попадут обменянные на деньги бумаги, говорит партнер NSP адвокат Арам Григорян. «Следует ожидать длительных проверок со стороны российских банков и проблем на стадии проверки документов», — говорит он.
Будут ли желающие
С российской стороны речь идет о подавляющем большинстве инвесторов с заблокированными активами — так оценивает ситуацию ЦБ. Объем желающих поучаствовать в «обмене» иностранных инвесторов оценить невозможно. Арам Григорян из NSP осторожно говорит, что может быть потенциальный интерес с их стороны. «Мы периодически получаем запросы от иностранцев продумать сделки, похожие на обмен активами. Поэтому следует ожидать, что иностранные инвесторы хотя бы подумают об участии в торгах», — говорит он.
Минусы — необходимость получать разрешения иностранных регуляторов и довольно большое число мелких операций, говорит Артем Касумян из Delcredere. Стоимость пакетов бумаг, выставленных на торги, не должна превышать 100 000 рублей, по нынешнему курсу это чуть больше €1000. Это скромный портфель, при этом покупатель берет на себя издержки и риски — разблокировку бумаг с неизвестным результатом, говорит эксперт. Касумян предполагает, что иностранцы будут рассчитывать на дисконт от стоимости этих бумаг, если вообще захотят участвовать.
Сколько получат россияне
В 100 000 рублей оценивается стоимость ценных бумаг, которые можно выставить на торги по новому механизму. Однако это не значит, что именно эту сумму россияне получат за свой пакет иностранных акций. Механизм такой: нерезиденты смогут выйти на торги и делать ставки — победит тот, кто сделает высшую ставку, объясняет Арам Григорян из NSP. «Ценные бумаги будут проданы по предложенной высшей цене, и она может быть как больше, так и меньше 100 000 рублей. Главное, чтобы совокупная начальная стоимость отчуждаемых ценных бумаг не превышала 100 000 рублей», — уточняет Кира Винокурова из Pen & Paper.
Будет ли это работать
Будет ли это работать — неизвестно, многое зависит от деталей. Например, должен появиться механизм определения начальной стоимости пакета бумаг, который в указе не прописан. Там же сказано, что решения, необходимые для реализации нового механизма, должен принять совет директоров ЦБ. Пока этих решений нет. Неизвестно, на какой торговой площадке и в каком режиме торгов будут проходить сделки, будут ли в этом участвовать Московская биржа или СПБ Биржа, какие депозитарии будут использовать иностранцы для вывода купленных у россиян ценных бумаг. ЦБ сможет давать разъяснения нового указа. Forbes направил запрос ЦБ, но ответа к моменту публикации не получил.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.