К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Яндекс» на распутье: компания стоит половину от справедливой стоимости

Фото Романа Пименова / ТАСС
Фото Романа Пименова / ТАСС
«Яндекс» в прошлом году продолжил наращивать выручку двузначными темпами. Несмотря на хорошие финансовые результаты, в акциях техногиганта существует важный фактор неопределенности — готовящийся раздел компании на российскую и зарубежную, считают аналитики

Что случилось

Кризисный 2022 год явно не был таким для «Яндекса», если ориентироваться на финансовые результаты компании по итогам года. Выручка выросла на 46%, до 521,7 млрд рублей, скорректированный показатель EBITDA  достиг 64,1 млрд рублей (вдвое больше, чем годом ранее). В 2021 году компания была убыточна на фоне высоких затрат на развитие «Яндекс Маркета», а в 2022-м заработала 47,6 млрд рублей чистой прибыли.

Крупнейшими источниками дохода для «Яндекса», на которые приходится почти 40% от общей выручки, остаются поисковик и портал. Для этого направления в 2022 году сложилась благоприятная конъюнктура. В марте 2022 года Google прекратила продавать рекламу на территории России, аналогично поступила и Meta (признана в России экстремистской и запрещена), которой принадлежит Facebook. Объявление Meta экстремистской организацией сделало покупку рекламы на ее ресурсах незаконной для россиян, и «Яндекс» стал крупнейшим игроком на рынке онлайн-рекламы в России. В итоге выручка сегмента «поиск и портал» выросла на 38%, до 224,6 млрд рублей, а EBITDA — почти в полтора раза, до 116,8 млрд рублей. Компания связывает это именно с ростом рекламной выручки. 

«Впечатляющий рост заметен по всем направлениям бизнеса, финансовые показатели вышли лучше прогнозов аналитиков», — констатирует аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова. Впрочем, несмотря на хорошие результаты, акции «Яндекса» по ходу дня росли вяло, на 0,5%, а завершили основную торговую сессию и вовсе в минусе. 

 

Российский и зарубежный «Яндекс» 

На инвестиционный профиль российского IT-гиганта сейчас негативно влияет неясность по поводу разделения активов компании, считает аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. В ноябре компания заявила о таких планах, но конкретики пока не появилось. В отчетности «Яндекс» сообщил, что может выделить российскую часть бизнеса и некоторые зарубежные проекты в группу компаний, которая сохранит за собой бренд «Яндекса». При этом нидерландская Yandex N.V., акции которой и торгуются сейчас на Мосбирже, со временем выйдет из числа акционеров этой группы компаний и сменит название. Как именно будут делиться активы, компания не раскрывает. В ноябре The Bell (признан иностранным агентом) со ссылкой на источники писал, что в зарубежную часть «Яндекса» могут быть выделены сегменты беспилотных автомобилей, облачные сервисы и образовательный проект «Яндекс Практикум».

У «Яндекса» были большие планы на будущее развитие за рубежом. Американскую «дочку» компании по производству беспилотных автомобилей аналитики Morgan Stanley оценивали в $7 млрд и называли одним из лидеров отрасли. Другой зарубежный стартап, ClickHouse, основанный «Яндексом», международные инвестиционные фонды оценили в $2 млрд. Компания также развивала e-commerce направление и открывала сервисы быстрой доставки продуктов в Лондоне, Париже и Израиле. Однако с весны прошлого года стратегия компании относительно зарубежных активов изменилась. «Яндекс» приостановил работу подразделения по развитию беспилотников в США и уволил сотрудников американского офиса, закрыл зарубежные сервисы доставки продуктов. 

 

Те активы, которые могут остаться за пределами «большого» Яндекса, на балансе нынешнего Yandex N.V., преимущественно находятся в инвестиционной стадии, то есть они генерируют убытки и требуют больших вложений, не принося существенной выручки, говорит Артем Михайлин. 

Что будет с акциями 

В отчете «Яндекс» не стал давать прогнозов по выручке на 2023 год, сославшись на неопределенность в геополитике и экономике. Несмотря на это, аналитики преимущественно смотрят на акции позитивно. Мария Суханова из БКС рекомендует покупать бумаги с целевой ценой 3500 рублей (плюс более 70% к нынешним уровням). Оценка «Синары» на горизонте 12 месяцев — 3600 рублей (примерно на таких уровнях они торговались в прошлом феврале). Компания фундаментально недооценена, потенциал ее роста — более 50%, считает партнер Capital Lab Евгений Шатов. 

Впрочем, оптимизм разделяют не все. Стоимость акций «Яндекса» никогда сильно не коррелировала с финансовыми показателями компании, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. По его мнению, рынок достаточно долго был скептичен в отношении акций, несмотря на поступательный рост бизнеса компании, а перелом наступил благодаря появлению на рынке оптимистичных зарубежных инвесторов. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+