«Яндекс» на распутье: компания стоит половину от справедливой стоимости
Что случилось
Кризисный 2022 год явно не был таким для «Яндекса», если ориентироваться на финансовые результаты компании по итогам года. Выручка выросла на 46%, до 521,7 млрд рублей, скорректированный показатель EBITDA достиг 64,1 млрд рублей (вдвое больше, чем годом ранее). В 2021 году компания была убыточна на фоне высоких затрат на развитие «Яндекс Маркета», а в 2022-м заработала 47,6 млрд рублей чистой прибыли.
Крупнейшими источниками дохода для «Яндекса», на которые приходится почти 40% от общей выручки, остаются поисковик и портал. Для этого направления в 2022 году сложилась благоприятная конъюнктура. В марте 2022 года Google прекратила продавать рекламу на территории России, аналогично поступила и Meta (признана в России экстремистской и запрещена), которой принадлежит Facebook. Объявление Meta экстремистской организацией сделало покупку рекламы на ее ресурсах незаконной для россиян, и «Яндекс» стал крупнейшим игроком на рынке онлайн-рекламы в России. В итоге выручка сегмента «поиск и портал» выросла на 38%, до 224,6 млрд рублей, а EBITDA — почти в полтора раза, до 116,8 млрд рублей. Компания связывает это именно с ростом рекламной выручки.
«Впечатляющий рост заметен по всем направлениям бизнеса, финансовые показатели вышли лучше прогнозов аналитиков», — констатирует аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова. Впрочем, несмотря на хорошие результаты, акции «Яндекса» по ходу дня росли вяло, на 0,5%, а завершили основную торговую сессию и вовсе в минусе.
Российский и зарубежный «Яндекс»
На инвестиционный профиль российского IT-гиганта сейчас негативно влияет неясность по поводу разделения активов компании, считает аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. В ноябре компания заявила о таких планах, но конкретики пока не появилось. В отчетности «Яндекс» сообщил, что может выделить российскую часть бизнеса и некоторые зарубежные проекты в группу компаний, которая сохранит за собой бренд «Яндекса». При этом нидерландская Yandex N.V., акции которой и торгуются сейчас на Мосбирже, со временем выйдет из числа акционеров этой группы компаний и сменит название. Как именно будут делиться активы, компания не раскрывает. В ноябре The Bell (признан иностранным агентом) со ссылкой на источники писал, что в зарубежную часть «Яндекса» могут быть выделены сегменты беспилотных автомобилей, облачные сервисы и образовательный проект «Яндекс Практикум».
У «Яндекса» были большие планы на будущее развитие за рубежом. Американскую «дочку» компании по производству беспилотных автомобилей аналитики Morgan Stanley оценивали в $7 млрд и называли одним из лидеров отрасли. Другой зарубежный стартап, ClickHouse, основанный «Яндексом», международные инвестиционные фонды оценили в $2 млрд. Компания также развивала e-commerce направление и открывала сервисы быстрой доставки продуктов в Лондоне, Париже и Израиле. Однако с весны прошлого года стратегия компании относительно зарубежных активов изменилась. «Яндекс» приостановил работу подразделения по развитию беспилотников в США и уволил сотрудников американского офиса, закрыл зарубежные сервисы доставки продуктов.
Те активы, которые могут остаться за пределами «большого» Яндекса, на балансе нынешнего Yandex N.V., преимущественно находятся в инвестиционной стадии, то есть они генерируют убытки и требуют больших вложений, не принося существенной выручки, говорит Артем Михайлин.
Что будет с акциями
В отчете «Яндекс» не стал давать прогнозов по выручке на 2023 год, сославшись на неопределенность в геополитике и экономике. Несмотря на это, аналитики преимущественно смотрят на акции позитивно. Мария Суханова из БКС рекомендует покупать бумаги с целевой ценой 3500 рублей (плюс более 70% к нынешним уровням). Оценка «Синары» на горизонте 12 месяцев — 3600 рублей (примерно на таких уровнях они торговались в прошлом феврале). Компания фундаментально недооценена, потенциал ее роста — более 50%, считает партнер Capital Lab Евгений Шатов.
Впрочем, оптимизм разделяют не все. Стоимость акций «Яндекса» никогда сильно не коррелировала с финансовыми показателями компании, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. По его мнению, рынок достаточно долго был скептичен в отношении акций, несмотря на поступательный рост бизнеса компании, а перелом наступил благодаря появлению на рынке оптимистичных зарубежных инвесторов.