«Яндекс» закрыл сервисы доставки продуктов в Париже и Лондоне
«Яндекс» свернул работу сервисов экспресс-доставки продуктов в Европе, рассказали Forbes два источника — близкий к «Яндекс.Лавке» и близкий к Yandex.Go. По словам последнего, компания уже ликвидирует французское подразделение, процесс завершится «максимум через два–три месяца». Лондонский бизнес по доставке продуктов тоже закрывается, так как «Яндекс» не смог найти покупателя на него, утверждает источник, близкий к Yandex.Go. Он рассказывает, что «Яндексу» требовался «новый игрок с деньгами», но таких на рынке пока нет. «А у существующих игроков есть свои платформы», — объясняет собеседник Forbes.
Представитель «Яндекса» сообщил Forbes, что в Лондоне и Париже компания сменила бизнес-модель и теперь предлагает IT-решения по управлению доставкой сторонним заказчикам. Этим займется новое подразделение «Яндекса» — Yango Deli Tech. «Мы предлагаем потенциальным партнерам настроить и оптимизировать все процессы — от системы управления складом, приложения для сборщика, маршрутизации «последней мили» и BI-дашбордов (мониторинга доставки. — Forbes) в реальном времени до систем автозаказа и роботов-кладовщиков», — рассказали в компании. В качестве потенциальных клиентов в Европе «Яндекс» рассматривает сервисы экспресс-доставки, представителей онлайн-торговли и традиционного ретейла. Успел ли Yango Deli Tech договориться с кем-то из таких клиентов, в компании не раскрыли.
О возможном уходе «Яндекса» с европейского рынка стало известно еще в марте 2022 года. Компания планировала закрыть французское подразделение и продать бизнес в Великобритании, писал Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники. Тогда представитель «Яндекс.Лавки» подтвердил Forbes, что компания приостанавливает операции в Париже, и рассказал об интересе конкурентов и инвесторов к британскому бизнесу.
В «Яндексе» отказались комментировать судьбу переговоров о продаже бизнеса в Лондоне. В компании уверяют, что решили сосредоточиться на продаже технологий, так как на рынке пока нет «готовых пакетных решений» для бизнеса. Интерес к таким технологиям «Яндекс» уже видит в СНГ и на Ближнем Востоке, рассказал представитель компании. По модели экспресс-доставки «Яндекс» продолжит работать в России и Израиле.
Ранее аналогичный пивот совершил другой сервис доставки продуктов за 15 минут с российскими корнями — Jiffy. Его запустили в Великобритании в 2020 году Артур Шамалов, Игорь Демишев и Владимир Холязников. Партнеры задумались о смене бизнес-модели зимой 2022 года, когда обратили внимание на спад эйфории вокруг сервисов экспресс-доставки и снижение активности инвесторов. Окончательное решение приняли весной, когда закрылись похожие американские сервисы доставки с основателями из России — Fridge No More и Buyk. Jiffy отказался от экспресс-доставки продуктов и теперь будет разрабатывать и продавать программное обеспечение для ретейлеров, которые хотят развивать работу в онлайне, рассказывал Forbes Демишев.
«Яндекс» вышел за рубеж с экспресс-доставкой продуктов в ноябре 2020 года, открыв подразделение под брендом Deli в Израиле. Затем компания совершила экспансию в Европу: в августе 2021 года сервис заработал в Париже и в октябре того же года — в Лондоне. На европейском рынке сервис назывался Yango Deli.