«В Эрмитаже монархия»: как Михаил Пиотровский управляет главным российским музеем
Михаил Пиотровский, востоковед, филолог и археолог, стал директором Эрмитажа в 1992 году, а до этого, в течение 26 лет (с 1964 по 1990 год) должность занимал его отец, археолог и востоковед Борис Пиотровский, создатель стратегии развития Эрмитажа как универсального музея развития мировой культуры.
Когда речь заходит о том, что преемником Михаила Пиотровского на должности директора станет его сын Борис, 42-летний вице-губернатор Санкт-Петербурга, петербуржцы шутят: «В Эрмитаже монархия». Это и отличает его от большинства (или даже от всех) российских музеев: у него отдельная строка финансирования в бюджете страны, а его директор — лидер российского музейного сообщества, которому покровительствует президент (первый президентский указ об особом статусе Эрмитажа датирован 1991 годом и подписан Борисом Ельциным). Под руководством Михаила Пиотровского были разработаны и впервые опробованы многие из механизмов и стратегий развития постперестроечных музеев в России.
Эрмитаж — огромный организм, имперский по своей сути. Его телодвижения всегда связаны с большой политикой, а иногда музей сам ей занимается. При Пиотровском экспансия главного музея страны долго была направлена вовне — в 1990-е Эрмитаж вводил мораторий на участие музейных вещей в выставках на территории России из соображений безопасности и высоких финансовых рисков.
Поставленный в условия выживания в 1990-е, Эрмитаж под руководством Михаила Пиотровского усилил связи с западными музеями и фондами, расширил выставочное пространство, открыл в Санкт-Петербурге экспозиционный центр «Новая деревня» и Главный штаб на Дворцовой площади и выставочные центры-посольства Эрмитажа в разных странах мира, добился особого статуса и финансирования отдельной строкой в бюджете в 1996 году, научился фандрайзингу. «Эрмитаж — консервативный музей, который, для того чтобы сохранять свою консервативность, должен использовать всякие новейшие технологии», — объясняет Пиотровский.
Сохранение и приумножение коллекции вкупе с наращиванием присутствия Эрмитажа там, где это возможно, пожалуй, основной курс Михаила Пиотровского на посту директора. Сам он видит музей так: «Мой образ — это музей, как монастырь. У него высокие стены, у него свои правила внутри, он может защищаться, но вообще-то двери его открыты, и ярмарки тут рядом проходят, и людям он рад. Он защищается в том числе строгими правилами — с чужими в наш монастырь не ходят».
Весной 2022 года Эрмитаж старался не поддаваться панике из-за разговоров о реституции работ из коллекции музея, выставленных за границей. «Разговоры об этом — типичная провокация, — говорил в начале марта 2022 года Михаил Пиотровский Forbes. — Существуют государственные гарантии французского правительства, абсолютно исключающие всякие аресты. Существование таких гарантий — одно из важнейших достижений нашей культуры, культурной жизни Европы и мира за последнее время». Пиотровский отмечал, что культура оказалась в заложниках большой политики: «Понятие cancel culture к культуре не имеет никакого отношения. Это имеет отношение к манере поведения, но не к тому, что мы называем культурой с большой буквы». Однако ситуация развернулась так, что музею пришлось досрочно закрыть выставку в центре «Эрмитаж-Амстердам» и вывозить работы из европейских музеев до того, как заканчивался договор аренды.
В июне 2022 года, спустя несколько месяцев после начала «спецоперации»* Михаил Пиотровский обозначил свою позицию. «С одной стороны, война — это кровь и убийство, а с другой — самоутверждение людей, самоутверждение нации, — сказал он в интервью «Российской газете». — Все мы милитаристы и имперцы (смеется)». По мнению Пиотровского, разделять позицию действующей власти сегодня означает быть патриотом. Интервью Пиотровского вызвало такой резонанс в обществе, что пару недель спустя «Российская газета» посвятила отдельный обзор кампании, развернувшейся вокруг директора Эрмитажа, о том, почему его высказывание о «большом культурном наступлении» воспринято как «имперско-фашистское».
После 24 февраля 2022 года связи с европейскими музеями оказались прерванными. Эрмитажные вещи активно путешествуют по России, а внешняя экспансия музея направлена в сторону Китая и арабских стран. В 2005 году открылся первый в России центр-спутник «Эрмитаж-Казань», сейчас есть центры в Выборге, Омске, Екатеринбурге, Владивостоке, Оренбурге. Центр в Оренбурге открылся в сентябре 2024 года, и там есть, например, мемориальное пространство, посвященное семье Пиотровских в Оренбурге (семья Бориса Пиотровского жила там с 1915 по 1921 год) — красноречивое свидетельство слияния брендов семьи и музея.
Рассказываем о том, как менялась работа главного петербургского музея за те годы, что им руководит Пиотровский.