Когда: до 8 сентября
В Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге выставили 400 работ из недавно переданного в музей собрания «Товарищества «Свободная культура», известного как арт-центр «Пушкинская-10». Проект представляет работы 200 авторов, среди которых такие имена, как Владимир Духовлинов, Рихард Васми, Юрий Нашивочников, Геннадий Устюгов, Анатолий Басин, Владлен Гаврильчик, Иван Сотников, Николай Сажин, Сергей Ковальский, Тимур Новиков, Евгений Орлов. Все они вписаны в концептуальное выставочное пространство, символизирующее ковчег ленинградского неофициального искусства — образ, придуманный художниками Юлием Рыбаковым и Сергеем Ковальским, отцами-основателями арт-центра «Пушкинская-10».
Этот проект «Манежа» получился очень резонансным, начиная с внешнего облика — здание внутри и по фасаду оделось в красные в белый горох панели, в цвета флага «Пушкинской-10». Наряд создан художником Андреем Хлобыстиным. Внутри устроен стилизованный сквер на Пушкинской улице с памятником Пушкину в центре. По легенде художников сообщества памятник взглядом указал на дом номер 10. Работы разместили в боксах, и они одновременно символизируют контейнеры, которыми нагружен ковчег, и мастерские.
Те, кто бывал на Пушкинской, 10, знает, что здание поделено на множество мастерских. Если называть вещи своими именами, долгое время все это скопление представляло собой сквот, а с 1998 года художники переехали в ту часть здания, которая выходит на Лиговский проспект, и формально арт-центр утратил легендарный адрес.
Но не только яркий облик (архитекторы Сергей Падалко и Игорь Мусанов) создает вокруг выставки ажиотаж. Выставлено 400 работ, но в переданном собрании их гораздо больше — около 5000, и высказываются предположения, что не все они будут оформлены в госсобственность, тем более что процесс принятия коллекции на хранение еще не завершен. При этом директор «Манежа» Анна Ялова официально заявила, что коллекция едина и неделима.
Но пока с экспозиции убрали несколько работ, а одного ныне здравствующего автора объявили умершим. Впрочем, если вдуматься, то все происходящее — логичное продолжение образа жизни легендарного арт-пространства, которое всегда было пронизано акционизмом, как и деятельность художественных группировок, представленных на «Пушкинской-10»: Арефьевского круга, Газаневщины, ТЭИИ, Круга Стерлигова, Митьков.
Для них запреты, снятия с экспозиции, скандалы — дело привычное, достаточно вспомнить знаменитую историю с «Ноль-объектом». В 1982 году во время одной из первых разрешенных выставок Тимур Новиков и Иван Сотников объявили случайное прямоугольное отверстие в выставочном стенде произведением искусства. Не учтенный и, соответственно, не имевший разрешений объект тогда спровоцировал большой скандал. Так что, пока бушуют страсти, дух легендарного сквота жив.