К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Биеннале в Серпухове, фрески в Вологде, еда в Самаре: куда стоит поехать в августе

Василий Перов, «Охотники на привале», Третьяковская галерея
Василий Перов, «Охотники на привале», Третьяковская галерея
На российской карте культурного туризма — большие перемены. Помимо крупнейших музейно-выставочных центров Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга этим летом значимые выставочные проекты создали такие города, как Серпухов, Вологда, Самара. Forbes Life рассказывает, куда поехать в августе
«Маяковский. Трибьют», Санкт-Петербург, Центр искусства и музыки Библиотеки имени Маяковского

«Маяковский. Трибьют», Санкт-Петербург, Центр искусства и музыки Библиотеки имени Маяковского

Когда: до 20 августа 

На площадке петербургского Центра искусства и музыки Библиотеки имени Маяковского проходит выставка «Маяковский. Трибьют» (кураторы — Анастасия Пронина и Елизавета Закураева). Проект-посвящение знаменитому поэту объединил работы современных уличных художников, которые размышляют о влиянии творчества Маяковского. За основу произведений многие из них взяли переписку поэта с Лилей Брик.

В выставке участвуют такие авторы, как Максим Има, Алексей Лука, Миша Маркер, Синий Карандаш, Маха Вебер, Саня Закиров, Иван Симонов. В рамках проекта открыт лекторий, который работает в ротонде центра, также идут кураторские экскурсии и проходят лекции о современном уличном искусстве.

«Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган», Нижний Новгород, выставочный Пакгауз
Василий Кандинский, «Рок. Красная стена» (АГКГ)

«Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган», Нижний Новгород, выставочный Пакгауз

Когда: до 25 августа 

В нижегородском выставочном Пакгаузе продолжается выставка, проект которой готовили искусствовед Аркадий Ипполитов, умерший в прошлом году, и куратор Зельфира Трегулова. Экспозиция посвящена культурному феномену ярмарки и его отражению в изобразительном искусстве. Произведения — более 100 экспонатов от древнерусских икон до полотен Ильи Репина, Виктора Васнецова, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и других художников — происходят из более чем 30 государственных и частных российских собраний России. Среди них выделяется обширная подборка работ Бориса Кустодиева, в том числе и из коллекции Нижегородского художественного музея, который располагает одной из лучших в стране монографических коллекций художника.

«Архитектура авангарда», Казань, Национальная библиотека Республики Татарстан
«Архитектура авангарда» (НБРТ)

«Архитектура авангарда», Казань, Национальная библиотека Республики Татарстан

Когда: до 31 августа 

Персональная выставка Саши Браулова «Архитектура авангарда» проводится в Национальной библиотеке Республики Татарстан совместно с петербургской галереей современного искусства DiDi Gallery. В экспозицию вошло более 100 вышивок художника из масштабной серии «Архитектура авангарда», то есть примерно треть цикла.

В текстильных работах Браулов исследует образы как уцелевших, так и утраченных или нереализованных памятников советской архитектуры 1920–1930-х годов. Их география охватывает несколько стран и десятки городов, включая Баку, Витебск, Иваново, Казань, Ленинград, Москву.

«Пушкинская-10. Ковчег ХХI века», Санкт-Петербург, «Манеж»
«Пушкинская-10. Ковчег ХХI века», «Манеж»

«Пушкинская-10. Ковчег ХХI века», Санкт-Петербург, «Манеж»

Когда: до 8 сентября 

В Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге выставили 400 работ из недавно переданного в музей собрания «Товарищества «Свободная культура», известного как арт-центр «Пушкинская-10». Проект представляет работы 200 авторов, среди которых такие имена, как Владимир Духовлинов, Рихард Васми, Юрий Нашивочников, Геннадий Устюгов, Анатолий Басин, Владлен Гаврильчик, Иван Сотников, Николай Сажин, Сергей Ковальский, Тимур Новиков, Евгений Орлов. Все они вписаны в концептуальное выставочное пространство, символизирующее ковчег ленинградского неофициального искусства — образ, придуманный художниками Юлием Рыбаковым и Сергеем Ковальским, отцами-основателями арт-центра «Пушкинская-10».

Этот проект «Манежа» получился очень резонансным, начиная с внешнего облика — здание внутри и по фасаду оделось в красные в белый горох панели, в цвета флага «Пушкинской-10». Наряд создан художником Андреем Хлобыстиным. Внутри устроен стилизованный сквер на Пушкинской улице с памятником Пушкину в центре. По легенде художников сообщества памятник взглядом указал на дом номер 10. Работы разместили в боксах, и они одновременно символизируют контейнеры, которыми нагружен ковчег, и мастерские.

Те, кто бывал на Пушкинской, 10, знает, что здание поделено на множество мастерских. Если называть вещи своими именами, долгое время все это скопление представляло собой сквот, а с 1998 года художники переехали в ту часть здания, которая выходит на Лиговский проспект, и формально арт-центр утратил легендарный адрес.

Но не только яркий облик (архитекторы Сергей Падалко и Игорь Мусанов) создает вокруг выставки ажиотаж. Выставлено 400 работ, но в переданном  собрании их гораздо больше — около 5000, и высказываются предположения, что не все они будут оформлены в  госсобственность, тем более что процесс принятия коллекции на хранение еще не завершен. При этом директор «Манежа» Анна Ялова официально заявила, что коллекция едина и неделима.

Но пока с экспозиции убрали несколько работ, а одного ныне здравствующего автора объявили умершим. Впрочем, если вдуматься, то все происходящее — логичное продолжение образа жизни легендарного арт-пространства, которое всегда было пронизано акционизмом, как и деятельность художественных группировок, представленных на «Пушкинской-10»: Арефьевского круга, Газаневщины, ТЭИИ,  Круга Стерлигова, Митьков.

Для них запреты, снятия с экспозиции, скандалы — дело привычное, достаточно вспомнить знаменитую историю с «Ноль-объектом». В 1982 году во время одной из первых разрешенных выставок Тимур Новиков и Иван Сотников объявили случайное прямоугольное отверстие в выставочном стенде произведением искусства. Не учтенный и, соответственно, не имевший разрешений объект тогда спровоцировал большой скандал. Так что, пока бушуют страсти,  дух легендарного сквота жив.

«Время собирать», Вологда, Дом Корбакова
Анастасия Дорогова, «Бабочка» (Дом Корбакова)

«Время собирать», Вологда, Дом Корбакова

Когда: до 8 сентября 

Выставка «Время собирать» в Музейно-творческом центре народного художника России Владимира Корбакова составлена из произведений монументального искусства восьмерых участников творческого объединения «Пространство». Все они — выпускники Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Свои работы они создают на поверхностях стен, куполов, сводов, в оконных проемах — это фрески, мозаики, сграффито, витражи.

В их послужном списке — оформление собора Казанской иконы Божией матери в Казани, храма Св. Саввы в Белграде. Они занимались росписью детских больниц и образовательных учреждений, участвовали в реставрации павильонов ВДНХ и росписей Московского государственного театра эстрады. В экспозицию вошло более 60 работ разных лет, выполненных с использованием самых разных материалов (камень, смальта, керамика, дерево, металл).

«Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения», Екатеринбург, «Эрмитаж-Урал»
Альбрехт Дюрер, «Носорог» (Государственный Эрмитаж)

«Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения», Екатеринбург, «Эрмитаж-Урал»

Когда: до 15 сентября

Центр «Эрмитаж-Урал» работает в Екатеринбурге с лета 2021 года как спутник главного петербургского музея. До середины сентября здесь проходит выставка гравюр Альбрехта Дюрера из его самых знаменитых графических циклов, таких как «Апокалипсис», «Жизнь Марии» и «Страсти Христовы» из собрания Эрмитажа. По словам директора петербургского музея Михаила Пиотровского, эти гравюры впервые показываются за пределами Северной столицы. Экспозиция, состав которой регулярно меняется, так как графика очень чувствительна к свету, состоит из нескольких разделов, рассказывающих о художественном пути Дюрера и главных мотивах его творчества.

А в постоянной экспозиции центра до 25 января следующего года остаются экспонаты, привезенные в Екатеринбург в рамках проекта «Пермское посольство» (опознать их можно по красной выкраске стен). Их соседство с постоянными экспонатами позволяет сравнить разные трактовки одного сюжета (Святой Себастьян или Мадонна с младенцем) или работы одного автора (например, Йорданса), которые раньше никогда вместе не выставлялись.

Галина Смирнская, «Ткань времени», Серпухов, СИХМ
«Ткань времени» (СИХМ)

Галина Смирнская, «Ткань времени», Серпухов, СИХМ

Когда: до 29 сентября 

Проект Галины Смирнской «Ткань времени» в Серпуховском историко-художественном музее — это выставка-интервенция. Произведения художницы — расшитые советские фотографии женщин в рамках — интегрированы в постоянную экспозицию музея. Они представлены на столах и комодах, а также на стене в отдельном зале. Снимки, преображенные Смирнской при помощи вышивки и аппликации, взяты из музейных фондов. Проект реализован в рамках Биеннале визуальных искусств (куратор — Алина Сапрыкина).

 «Сны Сибири», Владивосток, Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева
«Сны Сибири» (Музей-заповедник истории Дальнего Востока)

«Сны Сибири», Владивосток, Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева

Когда: до 6 октября 

Выставка во владивостокском Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени Арсеньева посвящена истории и культуре Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Экспозиция, созданная частным фондом «Таволга» совместно с ведущими силами российской археологической науки, показывает археологические находки и произведения современного искусства.

Например, образцы пермского звериного стиля (художественные изделия из бронзы) соседствуют со скульптурами Даши Намдакова. Специально для проекта «Сны Сибири» на основе трехмерных моделей созданы копии тысячелетних каменных стен в натуральную величину. Редкие экспонаты прибыли во Владивосток из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Сургута, Томска, Новосибирска и других городов.

«На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», Самара, филиал Третьяковской галереи
Борис Кустодиев, «Московский трактир» (ГТГ)

«На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», Самара, филиал Третьяковской галереи

Когда: до 3 ноября 

Самарский региональный филиал Третьяковской галереи открылся в конце мая в отреставрированном здании Фабрики-кухни, памятнике конструктивизма 1932 года. Пилотным проектом новой институции стала выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». В числе 92 приехавших из Москвы работ есть хрестоматийные шедевры отечественной живописи от «Охотников на привале» Василия Перова до полотна «За завтраком» Зинаиды Серебряковой.

Выставка охватывает период с 1820-х годов до наших дней. В разделе, посвященному «второму русскому  авангарду», представлены работы мастеров послевоенного неофициального искусства: Михаила Рогинского, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида, Оскара Рабина и Виктора Пивоварова.

Илья и Эмилия Кабаковы, «Памятник исчезнувшей цивилизации», Санкт-Петербург, Эрмитаж
Фрагмент инсталляции «Памятник исчезнувшей цивилизации», Эрмитаж

Илья и Эмилия Кабаковы, «Памятник исчезнувшей цивилизации», Санкт-Петербург, Эрмитаж

Когда: до 1 июня 2025 года

Эрмитаж выставил в Главном штабе отреставрированную инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации», которая была создана в 1999 году и в этом же году впервые показана в Палермо. Эта тотальная инсталляция, одна из самых масштабных в творчестве Кабаковых, представляет собой проект утопического города-музея, посвященного исчезнувшей советской цивилизации. Она была подарена Эрмитажу авторами в 2014 году.

Выставка представляет собой своеобразную и очень подробную экспликацию музейного проекта, о котором мечтали Кабаковы, от макетов здания внутри и снаружи до наполнения залов. Кабаковы предстают архиваторами, хранителями, кураторами, а также и деконструкторами советского наследия. Описано и практически «разложено» по витринам и настенным стендам все предполагаемое содержимое музея-памятника.

Парадоксальным образом своей скрупулезностью и вниманием к мелким подробностям экспозиция наводит на мысль о грандиозности центрального замысла и, конечно же, его художественной актуальности: блуждая по отдельным комнатам-инсталляциям, зритель, который не знаком с советской цивилизацией, может составить о ней собственное представление. Каждая инсталляция отображена на настенном стенде, однако некоторые из них можно увидеть «живьем» — в частности, «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу» находятся как раз в Главном штабе.

«Костюмы «Прекрасной эпохи», Санкт-Петербург, «Старая Деревня»
телеканал «Санкт-Петербург»

«Костюмы «Прекрасной эпохи», Санкт-Петербург, «Старая Деревня»

Когда: до 31 октября 2025 года

В галерее костюма Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая Деревня» представлена экспозиция «Костюмы «Прекрасной эпохи» с 1870-х до 1914 года, от Чарлза Ворта до Поля Пуаре. Выставлены повседневные и вечерние ансамбли последних российских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, членов императорской фамилии и ближайшего окружения, созданные как модными домами Ворта и Пуаре, так и российскими мастерскими. Некоторые из этих вещей уже можно было увидеть на эрмитажных выставках, другие представлены впервые.

Эрмитаж обладает внушительной коллекцией платьев Ворта, и в 2000 году даже устраивал тематическую выставку. Императрица Мария Федоровна была верной клиенткой кутюрье на протяжении 30 лет. Как гласит легенда, заказывала платья по телеграфу, доверяя Ворту окончательный выбор ткани и фасона, тем более что  объем талии на протяжении всех этих лет императрица сохраняла неизменным.

Термин «прекрасная эпоха» (belle époque) появился уже после окончания этого исторического периода: человечество оглянулось назад, и стало понятно, что прекрасная эпоха прошла безвозвратно. Это можно ощутить и в затемненных залах галереи костюма в «Старой Деревне». Хрупкое кружево, нежный шелк, ряды обтянутых тканью пуговичек, маленький «утюжок белошвейки» —  материальный мир исчезнувшей навсегда культуры.

Костюм нельзя выставлять на постоянной экспозиции, так как вещи разрушаются на свету и на вешалках, они должны отдыхать лежа в сундуках. Этой экспозицией Эрмитаж отдает дань памяти легендарному эрмитажному хранителю Тамаре Коршуновой, умершей в 2019 году, автору первой в Советском Союзе монографии о костюме «Костюм в России XVIII — начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа» 1979 года. Коршунова была организатором первых советских выставок о моде и модельерах, в частности выставки Ворта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+