Сибирский шаманизм: почему выставка об археологии стала хитом и где ее можно увидеть
Первый город в турне «Снов Сибири» — Владивосток, Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева. На очереди — музеи Красноярска и Китая. В выставке участвуют 50 археологических артефактов из 11 музеев со всей страны, от Исторического музея и Этнографического музея до Музея археологии и этнографии Дальнего Востока.
В Москве, в Историческом музее, выставку продлевали дважды, и в итоге она шла с 28 октября по 6 мая 2023 года, ее посетило больше 55 000 человек, в среднем 300 человек в день. При этом показатели рекордсменов музея, блокбастеров «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» — 87 468 человек, 658 человек в среднем в день; «Придворный костюм середины XIX — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» — 75 307 человек, 710 посетителей в день.
Безусловно, успех выставке обеспечило участие Даши Намдакова, одного из самых успешных и известных художников современности. В сценографии, созданной художником Петром Бирюковым, четыре скульптуры Намдакова разных лет за счет стопроцентной узнаваемости работают как проблесковые маячки сознания в мрачном макабрическом мире.
Сами организаторы описывают созданное ими пространство как «своеобразный квест для зрителя, в котором много загадок: деревянный лабаз — возможное обиталище духов, к которому устремляется стая сов, саблезубый тигр, охраняющий древние хакасские стелы, и собирательный образ Сибири — красивая и одновременно суровая девушка, стоящая рядом с медведем».
Аттракцион сценографии преподносит подборку археологических хитов. Кураторы, приглашенные фондом «Таволга», археологи Николай Смирнов и Василий Новиков, собрали в «Снах Сибири» уникальные экспонаты. Заполучить их было непросто: например, экспонаты из Чердынского краеведческого музея впервые оказались на выставке в Москве, а навершие в виде волка из Забайкальского краеведческого музея и гляденовский идол из Национального музея Республики Коми музеи выдали из постоянных экспозиций.
«Большим достижением было привезти таштыкские гипсовые маски, поскольку они очень хрупкие, — рассказывает координатор выставки, руководитель проектов фонда «Таволга» Анна Миронова, — такая же проблема с экспонатами пазырыкской культуры, сохранившаяся органика — на вес золота».
По мнению археолога, заведующего кафедрой археологии Исторического факультета МГУ Анатолия Канторовича, выставка «Сны Сибири» — это удачный рассказ о специфике искусства Сибири, его экзотичности, о взаимодействии разных народов и стилей. «Представлено много произведений искусства местного, своеобразного, иногда малоизученного, от неолита и бронзового века до неоархаики, — говорит Анатолий Канторович. — В частности, и лесной, и лесостепной и степной (скифо-сибирский) миры эпохи раннего железа, где антропоморфные образы пересекаются с зооморфными».
Рядом с археологическими артефактами установлены их тактильные копии оригинального и увеличенного размера. Так что каждый желающий может потрогать скульптуру лосихи с лосенком VI в. до н. э. — V в. н. э. или прикоснуться к «Кондонской Нефертити» IV— III тыс. до н. э. Как уверен куратор выставки, археолог Николай Смирнов, древний артефакт сегодня — «выставочный лидер». Он обращает внимание на то, что за редким исключением хорошо известных шедевров древнего искусства из крупных мировых музеев, археологические предметы все еще мало известны неспециалистам.
Если отказаться от классического музейного подхода, заложенного еще в эпоху Просвещения, и представлять «результаты исследования прошлого человечества именно как актуальные и современные сюжеты» — успех гарантирован, уверен Смирнов. «Археология как наука и древности как объект показа вызывают огромный интерес в силу заведомой сенсационности, загадочности, необъяснимости и соотнесенности с историей каких-то племен, народов, наций или фактов исторического события», — рассказывает Николай Смирнов.
Основательница и председатель попечительского совета фонда «Таволга» Марина Бондарева уверена: важность археологии возрастает с каждым часом. «Археология — единственная наука, которая работает с материальными свидетельствами прошлого и способна объединять людей, народы и выстраивать диалог», — говорит Марина Бондарева.