К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эффект ореола: как мы делаем выводы о человеке лишь по одной черте его характера

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Эффект ореола — это когнитивное искажение, при котором мы делаем глобальные выводы о человеке лишь потому, что хорошо или плохо оцениваем какую-то одну его характеристику. Вместе с психологом эко-системы «Псидваноль» Никитой Гегиным Forbes Life изучил, как возникает этот эффект, в чем он проявляется и почему может быть опасен

Эксперимент с солдатами 

Эффект ореола в психологии называют также гало-эффектом — и история этого феномена берет свое начало еще в первой половине ХХ века. Автором термина стал американский психолог Эдвард Торндайк: в 1920 году он упомянул об «ошибке гало» — когнитивном предубеждении, при котором одна черта личности человека становится основой того, как мы его оцениваем. Речь при этом может идти о внешности, статусе, опыте, даже одежде — в основу нашей оценки ложится все, что производит на нас первое впечатление.

«Мы смотрим на человека, и у нас сразу же складывается определенное представление о его характере, — объяснял эффект ореола психолог Соломон Эш, также исследовавший этот феномен. — Одного взгляда, нескольких произнесенных слов достаточно, чтобы сформировать впечатление о сложнейшем деле». Такие оценки, по словам психолога, мы даем «с удивительной быстротой и легкостью» — и убежденности в этом исследователю добавил исторический эксперимент Торндайка с участием солдат, который тот провел для подтверждения гипотезы. 

Участниками эксперимента стали командующие в армии: по просьбе Торндайка им нужно было оценить в баллах характеристики подчиненных солдат — их физические и интеллектуальные способности, лидерские навыки, уверенность в себе, способность работать в команде и так далее. Как оказалось, высший балл командиры дали тем солдатам, кто был наиболее привлекателен — симпатичная внешность, как отметил Торндайк, производила положительное первое впечатление о человеке в целом и напрямую влияла на оценку личных характеристик в частности. 

 

Похожие эксперименты проводились и позже — например, с участием студентов колледжей в 70-х. В одном из них 60 учащимся одного из заведений психологи предложили оценить эссе, написанные якобы первокурсницами. Часть текстов была написана хорошо, другая часть — плохо: «критикам» были предложены фотографии девушек-авторов, после чего им нужно было оценить, кто лучше всех справился с заданием. Как ни странно, лучшие эссе, по мнению юношей, написали те, кто понравился им внешне — даже в тех случаях, когда текст был написан объективно плохо.

Как возникает эффект ореола 

«Эффект ореола — это психологический трюк, когда наше общее, часто лестное, восприятие какого-то человека склоняет нас видеть его отдельные качества в более выгодном свете», — говорит психолог Никита Гегин. Этот феномен можно наблюдать не только в нашей повседневной жизни, но и в шоу-бизнесе — к примеру, когда селебрити становятся экспертами в тех вопросах, в которых они не имеют специального образования и компетенций. 

 

Как отмечает Никита Гегин, эффект ореола сложно свести только к социальным стереотипам, ведь на его возникновение могут влиять и другие факторы:

— личные убеждения;

— предыдущий опыт;

 

— культурные особенности среды.

«Стереотипы играют важную роль, но они лишь часть сложной психологической мозаики, — говорит психолог. — В этом контексте критическое мышление становится ключевым навыком, позволяющим анализировать и оценивать информацию более объективно, минимизируя влияние эффекта ореола».

Почему эффект ореола может быть опасен

Эффект ореола может искажать наше восприятие реальности — и желание судить о человеке или событии по первому впечатлению, которое они производят, делает нас «слепыми» к множеству их параметров и характеристик. 

Яркий тому пример — судебные заседания, в которых внешность подсудимого и его одежда влияют на то, как присяжные оценивают его виновность или невиновность. Дело Анны Делви в свое время превратилось в показ мод — исследования показывают, что привлекательная внешность преступника в самом деле может «помочь» ему получить более мягкий приговор. 

«Представьте ситуацию: внешне привлекательный человек получает легкое наказание за преступление, потому что судья подумал: «Ну, с таким лицом он точно не мог этого сделать», — приводит пример Никита Гегин. — Или ситуация в офисе: коллега, который хорошо выглядит, но работает так себе, получает повышение, потому что «кажется, он действительно прилагает усилия». 

 

Более того, эффект ореола может становиться причиной другого феномена — эффекта Даннинга-Крюгера. Он, в свою очередь, возникает у того, кому мы даем неадекватно положительную оценку. Такой эффект проявляется в том, что человек, понимая, что к его мнению прислушиваются, а его статус — значим, начинает убеждать себя, что он и в самом деле разбирается в вопросе — хотя в реальности это может быть совсем не так.

«Видя, что ему доверяют, человек может переоценить свою компетентность. Это лишь подчеркивает важность критического мышления как у аудитории, так и у самого человека, — объясняет взаимосвязь эффектов Никита Гегин. — Представьте, какая забавная ситуация выходит: одни решили, что если кто-то хорошо поет, то он и в любви разбирается также. А другой подумал, что если публика его все время спрашивает о любви, то он — эксперт в ней и будет раздавать всем советы налево и направо. Нетрудно вообразить, к каким последствиям это приводит». 

Как бороться с эффектом ореола

Чтобы дать отпор этому когнитивному искажению, Никита Гегин рекомендует следующее:

— признать, что все люди могут иногда судить о чем-то по первому впечатлению — и это естественно;

 

— сосредоточиться на фактах: если кто-то хорошо с чем-то справляется, это не значит, что он хорошо делает все остальное;

— использовать структурированные методы оценки — ориентироваться не то, «как выглядит человек», а на то, «что конкретно он делает»;

— развивать эмпатию и критическое мышление.

«Эмпатия позволяет нам видеть за «геройским ореолом» человека его реальные достижения, жизненный опыт и трудности, что ведет к более сбалансированному и объективному восприятию», — заключает психолог. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+