Торжество «Оппенгеймера» и скучающие звезды: как прошел «Золотой глобус» — 2024
В последние годы Голливуд пережил череду тяжелых потрясений: пандемия и мировой кризис видеопроката, развенчание мифа о стримингах, оказавшихся не такими всемогущими, как казалось, падение популярности супергеройского кино, которое лидировало по кассовым сборам на протяжении 15 лет, недавние забастовки Гильдии сценаристов и актеров, заморозившие киноиндустрию на долгие шесть месяцев. После такой тяжелой лихорадки очевидно желание киноиндустрии вернуться к чему-то понятному и привычному, во что можно было бы укутаться, как в старый, но уютный халат, чтобы на время забыть о невзгодах. Таким старым и привычным guilty pleasure остаются награды, и какими бы коррумпированными, бесполезными и непопулярными они ни были, кажется, ничто не может их уничтожить. И самый яркий этому пример — премия «Золотой глобус».
После двух лет скандалов, болезненной реструктуризации, бойкота и постепенного возвращения в привычное русло, кажется, что премия снова на коне, она проходит в привычном формате уже второй раз. Правда, теперь за нее отвечает не Голливудская ассоциация иностранной прессы (HFPA), которую в 2021 году обвинили в коррупции, а коммерческая организация Dick Clark Productions and Eldridge. Последнюю, в свою очередь, приобрела медиакорпорация Penske Media Corporation, которая отвечает за такие издания, как Variety, Rolling Stone, The Hollywood Reporter и Billboard. HFPA при этом была полностью расформирована. Вместо этого новые владельцы объявили другой состав голосующих. В него вошли 300 журналистов из 75 стран: из них 47% женщин и 60% этнически и расово диверсифицированных участников. При этом в эти 300 человек входят 75 членов бывшей HFPA.
Как это повлияло (и повлияло ли вообще) на идеологию и характер премии, пока до конца не понятно, но ее намерения точно стали более прямолинейными. Теперь «Золотой глобус» не пытается прикрываться высокими целями, а прямо заявляет о том, что стал коммерческой организацией. То есть красные дорожки, банкеты, звезды, освещение в СМИ и пышная церемония проводятся с целью заработать денег. В этом плане тоже ничего не поменялось, но все перестали делать вид, что их волнуют судьбы искусства. «Золотой глобус» — чистое развлечение, даже если весело от него только довольно узкой прослойке голливудских небожителей.
Чтобы уж точно никого не обидеть и охватить весь возможный спектр проектов, премия увеличила число кандидатов в каждой категории с пяти до шести и ввела две новые: «Лучшее стендап-шоу» и «Лучший кассовый фильм», что напоминает неудачную попытку «Оскара» ввести номинацию «Лучший блокбастер». В первой номинации символично выиграл британский комик и экс-ведущий «Золотого глобуса» Рики Джервейс, который в прошлом ужасал почтенную публику злыми монологами на протяжении нескольких церемоний. Правда, сам комик снова красноречиво продемонстрировал свое мнение о премии, не почтив ее своим присутствием.
«Барбенгеймер» правит
В остальном новые владельцы премии слишком импровизировать не стали: в фокусе по-прежнему селебрити на красной дорожке и в зале за богато накрытыми столами, на сцене — комик (на этот раз филиппинец Джо Кой), произносящий умеренно острые шутки. К сожалению, звезды не смогли оценить нового ведущего премии. Кой шутил про голого Барри Кеогана в драме «Солтберн» Эмиральд Феннел, о 80-летнем Роберте Де Ниро, который недавно стал отцом в седьмой раз, и о слишком длинном трехчасовом «Оппенгеймере» Кристофера Нолана. Публика оказала комику холодный прием, но тот не растерялся: «Я получил эту работу 10 дней назад. Вы ожидали идеальный монолог? Да идите вы».
Главным событием церемонии, как и всего прошедшего киногода, стал так называемый «Барбенгеймер» — соперничество «Барби», веселого феминистского манифеста в розовом цвете от Греты Гервиг, и мрачной драмы Кристофера Нолана «Оппенгеймер» о физике и «отце атомной бомбы» Роберте Оппенгеймере. Фильмы вышли в один день в конце июля и стали первыми премьерами, прошедшими на фоне одной из крупнейших совместных забастовок актеров и сценаристов Голливуда. Хайп в соцсетях сделал свое дело: «Барби» стал самым кассовым фильмом года, заработав $1,4 млрд, а «Оппенгеймер» оказался на третьей позиции в рейтинге самых прибыльных проектов года со сборами $952 млн.
До начала церемонии в этой схватке снова побеждала «Барби» с 10 номинациями — это рекорд за всю 81-летнюю историю премии (столько же было только у «Кабаре» Боба Фосси в 1972 году). «Оппенгеймер» шел немного позади с восемью номинациями. Однако по итогам церемонии стало понятно, что 300 журналистов, решавших судьбу «Глобусов», в отличие от Джо Коя, не побоялись трехчасового опуса Нолана — и отдали предпочтение именно ему. «Оппенгеймер» стал абсолютным триумфатором церемонии, собрав пять наград в таких категориях, например, как «Лучшая драма», «Лучшая режиссура». А Киллиан Мерфи и Роберт Дауни-младший стали победителями в актерских номинациях за лучшую главную роль и роль второго плана соответственно.
При этом «Барби» в номинации «Лучшая комедия или мюзикл» проиграла главному лауреату Венецианского фестиваля-2023, «Бедным-несчастным» Йоргоса Лантимоса, еще одной феминистской истории по книге шотландского писателя Аласдера Грея, а в категории «Лучший сценарий» — француженке Жюстин Трие и ее «Анатомии падения», победившей на Каннском фестивале в прошлом году. Работе Гервиг достались утешительные призы: премия за лучшую песню, которую вручили Били Айлиш и ее брату Финнеасу Берду О’Коннелу, и как лучшему кассовому фильму, что отражает объективную реальность — «Барби» возглавляет десятку самых прибыльных фильмов в 2023 году.
Главным телепроектом по версии «Золотого глобуса» стал сериал Джесси Армстронга «Наследники», который показал свой финальный сезон в мае прошедшего года. Шоу объявили лучшей ТВ-драмой, а Киран Калкин, Сара Снук и Мэттью Макфэдиен победили в актерских номинациях. За «Наследниками» следует сериал о чикагском ресторане «Медведь» с тремя призами — в номинации «Лучший комедийный сериал или мюзикл» и Джереми Аллен Уайт и Айо Эдебири в актерских категориях. Лучшим мини-сериалом стало шоу Netflix «Грызня» о неприязни состоятельной предпринимательницы и неудачника без определенного рода деятельности в исполнении Али Вонг и Стивена Яна.
Более или менее неожиданным решением жюри стало награждение Жюстин Трие не только за лучший фильм на иностранном языке, но и за лучший сценарий, где «Анатомии падения» уступила «Барби». А главным облегчением церемонии стало награждение фаворита критиков — «Оставленных» Александра Пейна. Пол Джаматти и Давайн Джон Рэндольф получили по заслуженному призу. За роль в «Бедных-несчастных» Эмма Стоун получила награду как лучшая актриса в комедии или мюзикле, а лучшей драматической актрисой была признана Лили Гладстоун за ее работу в фильме «Убийцы цветочной луны».
В остальном премия прошла ровно, может быть, даже слишком ровно — без взлетов, падений, скандалов, вдохновенных речей, сплетен и подвыпивших знаменитостей. В общем всего того, за что гости «Золотого глобуса» любили церемонию, а зрители с увлечением за ней следили. Такая безликость вряд ли поспособствует коммерческим целям организаторов церемонии и привлечет новую аудиторию. Скорее докажет старой, что в премии нет больше смысла. Кажется, что проблему «Золотого глобуса» нельзя решить, просто удалив ее гнилой корень — Голливудскую ассоциацию иностранной прессы. Премия находится в затянувшемся кризисе, и ей явно необходим тотальный ребрендинг, а не косметический ремонт.
«Золотой глобус» потерял свои позиции среди не только зрителей, но и профессионалов. Раньше он был конкретным индикатором, по которому можно было судить о распределении сил и о будущих лауреатах «Оскара». Сейчас же премия абсолютно не отражает среднюю температуру по больнице. Она превратилась в скучный процедурал, за которым следят по привычке. Однако рано или поздно Голливуду придется очнуться от забвения, выбросить старый уютный халат и столкнуться лицом к лицу с реальным миром.