К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Патриотизм и трудовое воспитание: что изменилось в школах с начала «спецоперации»

Занятие по начальной военной подготовке (Фото Николая Михальченко / ТАСС)
Занятие по начальной военной подготовке (Фото Николая Михальченко / ТАСС)
За более чем полтора года с момента начала «спецоперации» в российском образовании появилось много новых инициатив — от символичных (еженедельное поднятие государственного флага России) до фундаментальных (например, введение единых федеральных стандартов обучения). Forbes Life поговорил с экспертами о самых резонансных изменениях в школах

31 августа стало известно, что 1 сентября 2023 года президент России Владимир Путин проведет для школьников открытый урок «Разговор о важном». Введенные в сентябре прошлого года, эти уроки стали одними из первых в череде больших изменений, произошедших в школах с 24 февраля 2022 года. И если родители, согласно опубликованному 25 августа опросу, в основном довольны качеством среднего образования в России, у экспертов новые инициативы скорее вызывают вопросы. 

Forbes Life рассказывает, что именно менялось в среднем образовании в последние полтора года. 

Единый стандарт обучения

С 1 сентября 2023-го все российские школы должны выстраивать обучение на основе Федеральных основных образовательных программ (ФООП) — единых стандартов обучения, где указаны базовые объемы материала и то, что необходимо рассказывать на уроках литературы, истории, обществознания, географии, русского языка и основ безопасности жизнедеятельности (с 1 сентября — «Основы безопасности и защиты Родины»). Для других предметов ФООПы остаются только ориентиром. 

 

По словам Ольги Казаковой, председателя комитета Госдумы по просвещению, депутата «Единой России», «золотой» стандарт должен убрать «момент стресса» во время сдачи ЕГЭ, так как исключает ситуации, когда те или иные темы, встречающиеся в экзаменационных материалах, не затрагивались на уроках, поскольку в школе была другая программа. А первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова отметила, что введение единых стандартов уравняет всех детей страны, что особенно важно при переходе из одной школы в другую. 

Фото Юрия Смитюка·ТАСС

Однако эта новость сразу вызвала волну критики. Литературовед и публицист Александр Архангельский в разговоре с Forbes Life вспоминает, что в изначальной версии закона «Об образовании» 2012 года, который прорабатывал нынешний ректор МГПУ Игорь Реморенко, вариативность была прописана в качестве основы образовательного процесса в России: «Закон, во-первых, был очень прогрессивным, во-вторых, очень внятным, и, в-третьих, составители этого закона издали разъяснения к нему, чтобы невозможно было сказать о непонимании его норм».

 

Появление ФООПов отменяет вариативность закона. Александр Архангельский объясняет это на примере уроков литературы. Раньше в примерных образовательных программах (именно на них и Федеральные государственные стандарты опирались учителя при составлении программ) было три колонки: колонка А представляла конкретный перечень произведений, обязательных для изучения, колонка В — перечень авторов, которых необходимо пройти, колонка С — перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому), то есть в этом случае авторов и произведения подбирал сам учитель. Теперь же федеральные стандарты предлагают жесткий список с минимальной вариативностью.

«Если вы дадите блестящий список без права выбора, то он все равно будет ужасен — будет ли там авангард или соцреализм, Пушкин или Бродский, Z-поэт или Нестор Кукольник из XIX века. Даже Пушкин, попадая в этот список, как бы обнуляется. Мы имеем дело с сужением поля выбора, а не с расширением. Идея единого списка ужасна, а идея, что во всех школах страны, во всех классах можно изучать одни и те же произведения, порочна вдвойне», — комментирует нововведение Архангельский.

Принимая единые стандарты обучения, депутаты объяснили это желанием упростить адаптацию детей, сменивших одну школу на другую, однако, по мнению Архангельского, эта проблема решается гораздо проще — одним письмом министра, которое рассылается по школам, где будет сказано, что любой ребенок, недавно пришедший из другой школы, освобождается на одну четверть от аттестации. Более того, именно для таких случаев программы должны быть вариативными, чтобы можно было подстроить образовательный процесс под конкретный класс. По словам собеседника, учителя, конечно, могут писать в журнале одно, а преподавать другое, но «это будет учить вранью».

 

Депутат Ксения Горячева из партии «Новые люди» также выступила с критикой единых стандартов и предупредила, что их одобрение приведет к «потере идентичности инновационных и частных школ». Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга, в разговоре с Forbes Life объяснил: «Саму по себе идею привести всех к одному и тому же темпу изучения материала вне зависимости от класса, школы, обстоятельств внешней жизни (типа карантинов, морозов и т. п.) я считаю утопической».

Однако добавил, что, по его мнению, для многих школ единые стандарты — это возможность отказаться «от бумажной возни с разработкой образовательных программ». Также он уверен, что их лицею потеря идентичности не грозит: «В существенно более строгие советские времена идентичность была — полагаю, что и сейчас останется». 

Новый учебник истории

Принятые изменения в законе «Об образовании» меняют и процедуру разработки учебников. Теперь формировать государственный заказ на них будет Минпросвещения, оно же через подведомственную организацию будет утверждать авторский коллектив таких изданий. В целом в планах ведомства до конца 2025 года создать государственные учебники по всем школьным предметам и сделать так, чтобы практически по каждой дисциплине был один учебник.

Как объясняет Всеволод Луховицкий, член Совета межрегионального профсоюза «Учитель», несмотря на заявления по поводу одного госучебника по всем предметам, сегодня продолжает действовать старое правило: есть Федеральный перечень учебников, по которым можно преподавать. Однако, даже если учебник не попадает в рекомендованный список, а учитель начал по нему преподавать в пятом классе, он имеет право вести школьников по этой линейке учебных материалов до девятого. «Если какой-то комплект учебников не получил гриф, но преподавание по нему уже началось, то по нему можно работать до конца с этим классом. Так что в ближайшее время новый учебник по истории для 11 класса точно не будет внедрен повсеместно», — объясняет Луховицкий. 

Кроме того, школа может вести углубленный курс, тогда у учителя появится больше возможностей, в том числе для создания собственной программы и использования иных пособий. Наконец, у учителей нет запрета на использование методических пособий, хрестоматий, дидактических материалов, в том числе и из интернета, поэтому сейчас, как говорит Луховицкий, «педагог имеет право не использовать учебник на уроке вообще — главное, чтобы он дал детям прописанные в программе темы, а учебник нужен будет только для выполнения домашнего задания».

 

Тем не менее многие преподаватели и эксперты высказываются категорически против нового порядка разработки учебников. Кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ Павел Лебедев считает, что «педагогика не предполагает единых нормативных схем и жестких шаблонов. Развитие мышления и образование не укладывают в прокрустово ложе, потому что в него никогда не впишутся творческий подход, вариативность и внимание к индивидуальности. Единый общеобязательный учебник не работает на эти основополагающие для школы принципы, а значит, за его продвижением стоят какие-то иные, не педагогические мотивы».

О том, как будут выглядеть новые учебные материалы для школьников, можно судить по выпущенному летом 2023 года учебнику по истории для старшеклассников. Как отметил историк Никита Соколов колонке для Forbes, в нем полностью переписан раздел, посвященный событиям с 1970-х годов по начало 2000-х, а также добавлена информация о «спецоперации»* на Украине. Так, авторы учебника в параграфе под названием «Украина — ультранационалистическое государство» пишут, что «сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, а все русское объявлено враждебным». 

Новый учебник по истории России для старших классов (Фото Алексея Коновалова·ТАСС)

Отдельно авторы учебника, помощник президента Владимир Мединский и историк Анатолий Торкунов, рассказывают школьникам о деятельности «иностранных агентов»: «Согласно законодательству России, если лицо занимается активной общественной деятельностью и получает за это деньги из-за рубежа, оно обязано регистрироваться как иностранный агент». При этом, согласно последней редакции закона от 1 декабря 2022 года, «под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность», то есть наличие «денег из-за рубежа» может быть единственной причиной для включения в реестр.

«О новых учебниках по истории для 10-х и 11-х классов у меня сложилось преимущественно негативное впечатление. Уже во вводных разделах учебников по истории России авторы ясно дают понять, что их целью будет формирование парадного образа отечественной истории, который, вероятно, призван вдохновить школьников сплотиться перед лицом «брошенного Западом вызова» и сохранять «преемственность поколений, духовных традиций и ценностей». Учебники же по всеобщей истории с не меньшей настойчивостью предваряют основной разговор сообщениями о достижениях России как одной из ведущих мировых держав, в которой народы «с разными культурами и религиями успешно живут и развиваются в едином государстве и обществе», а также полемизируют с «попытками отрицать или принизить роль России в мировой истории». История в худших традициях оказывается политикой, опрокинутой в прошлое», — комментирует Павел Лебедев.

 

Так, по мнению историка, «введение монополии на школьное образование по истории связано со стремлением конкретного круга лиц, обладающих властью принимать такие решения, навязать старшеклассникам свой взгляд на мир как единственно верный для решения сиюминутных пропагандистских задач».

Разговоры о важном

Не меньше споров вызвало введение с 1 сентября 2022 года «Разговоров о важном» — внеклассных уроков, которые каждый понедельник проходят во всех школах и колледжах. В пресс-релизе Министерства просвещения со ссылкой на главу ведомства Сергея Кравцова отмечается, что эти занятия «призваны сформировать у школьников гордость за Россию, в увлекательной форме познакомить с историей, традициями и культурным наследием страны, а также побудить детей самостоятельно искать исторические факты и больше читать». 

Несмотря на то, что в июне 2023 года, подводя итоги первого года проведения этих уроков, Сергей Кравцов заявил, что и родители, и школьники оценили их «в целом, очень позитивно», восприняты они были неоднозначно. Экспертное сообщество и некоторые родители усмотрели в появлении «Разговоров о важном» воскрешение советских занятий по политинформации, что, по их мнению, означает нарушение статьи 48 закона «Об образовании»: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них». В этой связи Альянс учителей и движение «Мягкая сила» (признано иноагентом) призвали бойкотировать эти встречи: «Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страxа и обязаловки. Патриотизм можно привить только своим примером: занимаясь благотворительностью, оберегая природу, изучая и соxраняя историческое наследие. И делать это должны родители, а школа должна помогать, а не мешать. Это прежде всего дело родителей, а не чиновников».

Весной 2023 года директор школы №12 с углубленным изучением немецкого языка в Перми оказалась в центре скандала из-за отказа пускать участников «спецоперации» проводить «Разговоры о важном», за что местный анонимный Telegram-канал обвинил администрацию в том, что она «втыкает палки в колеса» патриотическому воспитанию. Директор Елена Ракинцева тогда объяснила, что руководствовалась существующим законодательством: «...в случае неопределенности, в случае отсутствия официальной идеологии, а на сегодняшний момент в нашей стране, согласно Конституции РФ, она отсутствует, очень важно не вызвать гражданское противостояние в обществе, в том числе и в школе. И если мы примем одну сторону, проигнорировав мнение другой, то в конечном счете получим в наших школах бойцовские клубы. Где будут идти стенка на стенку, где будет прав тот, у кого больше силы или больше поддержки».

 
День знаний (Фото AP·TASS)

В августе стало известно, что директор школы №12 Елена Ракинцева уволилась по собственному желанию накануне начала учебного года. Следом ушли завуч по воспитательной работе и десять педагогов, один из них так прокомментировал свой уход: «Этот год мы еще работали спокойно: нам давали выбор, какую тему выбрать для «Разговоров о важном». Я на них рассказывала о любви, о дружбе, о мире. Сейчас такого выбора не будет. Когда идут «Разговоры о важном», в школах кабинеты должны быть открыты, ходит завуч и проверяет, как идет занятие. Сейчас мы не имеем права сказать другое слово».  В поддержку ушедших педагогов выступили ученики и родители, которые наклеили на воротах листовки с просьбой не уходить из школы. 

Совсем другая история произошла в Пензе в 2022 году, где учительница английского языка получила пять лет условно «за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации» об армии России — уголовное дело на нее завели после того, как ученики-восьмиклассники записала слова педагога на диктофон и обратились в полицию. Помимо условного срока, учительнице на три года запретили заниматься педагогической деятельностью.  

Но, наверное, самым резонансным случаем стала история шестиклассницы Маши Москалевой из Тульской области, нарисовавшей на уроке ИЗО антивоенный рисунок, из-за которого администрация школы вызвала полицию. Позже отец девочки, Алексей Москалев, был приговорен к двум годам общего режима за повторную «дискредитацию» армии. Девочка отправлена в приют, откуда затем ее забрала мать, которая до того сама просила, чтобы Машу передали в приют после задержания отца.

Начальная военная подготовка

Об обращении к советским практикам напоминают не только «Разговоры о важном», но и возвращение с 1 сентября 2023 года начальной военной подготовки (НВП) для старшеклассников. В единых образовательных стандартах среднего общего образования есть два варианта программ преподавания «Основ безопасности и защиты Родины» (ранее — ОБЖ): первый вариант содержит отдельный модуль, полностью посвященный основам военной подготовки, где, в частности, школьникам должны рассказать о строевой подготовке и воинском приветствии, об устройстве и принципах действия ручных гранат, а также об основах управления и применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА); второй вариант программы начальную военную подготовку не затрагивает. Какой из двух вариантов программ выбрать, остается на усмотрение школы.

 

Однако в Министерстве просвещения не планируют останавливаться лишь на отдельном модуле в рамках уроков ОБЖ: осенью 2022 года Сергей Кравцов анонсировал планы по созданию отдельного курса по НВП для учеников школы с шестого по девятый класс. Решение о включении такого курса в программу будут принимать родители и преподаватели.

«Думаю, ничего, кроме пользы, данный курс не принесет. Это хорошая идея, НВП надо вводить. После этого будет легче адаптироваться молодому человеку, который пойдет в армию или в вуз, где есть военная кафедра», — так аргументировал необходимость возвращения НВП в школы первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

Опрошенные Forbes Life на условиях анонимности педагоги и директора неоднозначно отнеслись к инициативе. Например, учитель истории одной из московских школ выразил мнение, что «все, что нужно, уже есть в составе программы предмета ОБЖ. Лучше бы добавили часы русского языка, литературы и ввели бы во внеурочные часы занятия по этике и этикету». 

Трудовая повинность

20 июля российские законодатели в третьем чтении одобрили очередные поправки в закон «Об образовании», согласно которым школьники будут обязаны участвовать в общественно полезном труде. Теперь для этого не понадобится согласие родителей несовершеннолетних обучающихся. Изменения вступят в силу 1 сентября.

 

«Сегодня в школьной среде, к сожалению, начало формироваться потребительское отношение, когда дети думают, что им все должны. Поэтому я считаю, что такие изменения нужны. Это тот общественно полезный труд, который позволяет человеку получить определенные трудовые навыки и с детства воспитывает уважение к своему и чужому труду», — объяснил необходимость этих поправок депутат, заместитель председателя комитета Государственной Думы по молодежной политике Михаил Киселев. 

Российский педагог и общественный деятель Евгений Ямбург призывает избегать крайностей. Он напоминает, как в советские времена в Узбекистане школьников на первую четверть увозили собирать хлопок, а сельских детей — на картошку, и в итоге у них было отставание по программе. В 1990-е годы маятник качнулся в обратную сторону: было запрещено использовать детский труд, но, по словам педагога, «было смешно и противно, когда говорили, что дети не должны убирать классы». 

«Есть дети с умной головой, а есть — с умными руками. Кто-то лучше познает физику в лабораториях и на лекциях, а кто-то — при ремонте автомобиля. У нас в школе есть гончарная мастерская, кузница, парикмахерская, чтобы дети смогли все попробовать, а потом уже выбирать. Поэтому не надо говорить, что это повинность, это восстановление баланса», — ответил Forbes Life Ямбург.

Образование учителей

В новом статистическом сборнике из серии «Индикаторы образования», регулярно издаваемом специалистами ВШЭ, говорится, что в 2021/2022 году укомплектованность педагогическими кадрами в государственных школах составляла 97%, а в частных — 93,7%. Однако эксперты часто обращают внимание на хронический кадровый голод в системе школьного образования. На это указывала, например, глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко: по ее подсчетам, на 2021 год в школах не хватало 250 000 педагогов.

 

В июне 2023 года в Министерстве просвещения предложили начать подготовку учителей для 5-9-х классов в колледжах, где уже готовят педагогов для дошкольных учреждений и начальной школы. По мнению Всеволода Луховицкого, ситуацию это кардинально не изменило: «Привлечение студентов колледжей не решит проблему дефицита учителей. Во-первых, потому, что те студенты педколледжей, которые планируют работать в школе, стараются получить высшее педагогическое образование и, значит, работать в школе или детском саду с полной нагрузкой не могут. Во-вторых, придя в садики или школы, они очень скоро захотят искать другую работу, потому что зарплата воспитателей и учителей начальной школы для современного молодого человека (19-20 лет) унизительно мала, а сама работа не относится к числу легких. В-третьих, вряд ли родители и дети радостно встретят такую преподавательницу (без высшего образования, да еще и без большого жизненного опыта)».

Фото Дмитрия Рогулина·ТАСС

Председатель комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович отметил, что для преподавания отдельных дисциплин в средней школе требуется «очень высокая квалификация». Он подчеркнул: «Если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом».

Одновременно Всеволод Луховицкий обращает внимание, что «на таких работников — молодых, неопытных и невысокой квалификации — гораздо легче давить, чем на преподавателей постарше (вуз заканчивают в 22-23 года, а не в 19 лет, как колледж) и с высшим образованием». 

По результатам опроса, опубликованного в августе 2023 года, 71% российских преподавателей не хотели возвращаться на работу после лета, потому что были не удовлетворены текущими условиями труда.  Среди основных трудностей участники опроса называли низкую зарплату (38%), негибкий рабочий график (31%) и токсичный коллектив (24%).

 

Движение в прошлое

«Российская школа сейчас ужасно забюрократизирована и подвергается все большему идеологическому давлению. Учителя и школьники имеют очень малое пространство для творческого поиска и расширять его могут только собственными силами на свой страх и риск. Все это, естественно, снижает эффективность школы как важного института формирования гражданского общества. Ответственного гражданина, который умел бы критически мыслить и был готов менять свою страну и мир к лучшему, в таких условиях подготовить очень и очень сложно», — считает кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ Павел Лебедев.

Литературовед и публицист Александр Архангельский соглашается с ним: «Система школьного образования как бюрократический институт однозначно движется в прошлое. Я бы сказал, лет на 50 назад». А по мнению Всеволода Луховицкого, члена Совета межрегионального профсоюза «Учитель», школа «все еще существует исключительно на энтузиазме одиночек — учителей и директоров, без какой-либо помощи государственных органов власти, а часто и несмотря на неумные действия чиновников».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+