В Третьяковке назвали условие хранения «Троицы» в Троице-Сергиевой лавре
По словам генерального директора Третьяковской галереи Елены Проничевой, икона «Троица» Андрея Рублева, которую ранее передали Русской православной церкви, не сможет находиться в Троице-Сергиевой лавре, пока для ее хранения не будут созданы необходимые условия. Об этом глава музея рассказала в интервью «РИА Новости».
О том, что «Троицу» Рублева передали Троице-Сергиевой лавре в безвозмездное пользование на 49 лет, стало известно на прошлой неделе. Отвечать за ее состояние теперь будет лавра, а за создание для иконы нужных условий хранения — центр имени Грабаря. До 18 июля «Троица» находилась в храме Христа Спасителя, 19 июля икону доставили в реставрационный центр. О том, что Владимир Путин решил передать «Троицу» из Третьяковской галереи церкви, пресс-служба РПЦ сообщила в середине мая.
«Обязательства берет на себя не только Свято-Троицкая Сергиева лавра, но и Третьяковская галерея, учитывая огромнейшую художественную и духовную ценность творения Андрея Рублева, и вопрос не стоит, смогут ли: пока для «Троицы» не будут созданы необходимые условия хранения, экспонирования и обеспечения ее безопасности, размещение в соборе будет невозможно», — заявила Елена Проничева.
По словам гендиректора Третьяковки, среди условий, которые необходимо соблюсти для передачи иконы в лавру, — сохранение «Троицы» в федеральной собственности и на инвентарных номерах галереи, «которая продолжит осуществлять оперативное управление памятником». «На период постоянного пребывания на территории лавры «Троица» будет находиться исключительно в климатической витрине, где должна поддерживаться температура воздуха 19 градусов, относительная влажность от 50 до 55%, а помещение, в котором расположится витрина, будет оборудовано всеми необходимыми системами безопасности, это обязательные условия», — рассказала также Проничева.
Генеральный директор Третьяковки добавила, что сотрудники галереи будут иметь постоянный доступ в пространство, где находится икона, «разработан подробный регламент и детальная процедура мониторинга ее состояния, частоты осмотра».
Ранее в комментарии Forbes представители пресс-службы Третьяковской галереи рассказывали, что музей подготавливает дополнительный акт, регулирующий условия хранения иконы и контроль за соблюдением необходимых условий для сохранности памятника. Источник Forbes среди реставраторов рассказывал, что в храме Христа Спасителя «Троица» находилась в обычной стеклянной витрине, аналогичной той, в которой она обычно экспонировалась в Третьяковской галерее. Эта витрина защищает икону только от механического воздействия, например от прикосновений, но внутри нет специального микроклимата, необходимого для ее сохранности.
Рублев написал икону в первой четверти XV века по заказу Никона, ученика Сергия Радонежского и второго после него игумена Троице-Сергиевой лавры, с 1600 года икону поновляли не менее четырех раз, то есть писали новое изображение поверх потемневшего слоя олифы. Из-за изменений авторская живопись частично была утрачена, доски, из которых состоит основа иконы, начали расходиться. С 1929 года «Троица» хранилась в собрании Третьяковской галереи, в XX веке она покидала музей только один раз, во время Великой Отечественной войны, когда ее эвакуировали в Новосибирск. Из-за состояния иконы специалисты музея отказывались ее транспортировать, опасаясь ее утратить.