К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не музейный климат: почему в храме Христа Спасителя «Троице» не хватает влажности

Икона «Святая Троица» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя (Фото Ярослава Чингаева / Агентство «Москва»)
Икона «Святая Троица» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя (Фото Ярослава Чингаева / Агентство «Москва»)
В кругу специалистов по древнерусской живописи стало известно, что условия экспонирования «Троицы» Андрея Рублева в храме Христа Спасителя, где икона выставлена по договору между РПЦ и Министерством культуры, далеки от идеальных. Вместо положенной влажности 50–55% этот показатель в храме не превышает 44%. Forbes Life узнал, чем это грозит иконе

«Троица» Андрея Рублева находится в московском храме Христа Спасителя с 4 июня. Согласно первоначальным договоренностям между Третьяковской галереей и РПЦ, она должна была вернуться в депозитарий музея 19 июня. Сообщение, что она останется в храме еще на месяц, появилось накануне этой даты. В Министерстве культуры по запросу Forbes Life информацию подтвердили, объяснив, что «это связано с просьбами представителей РПЦ дать возможность верующим поклониться образу на праздник преподобного Сергия Радонежского, чью память Церковь чтит 18 июля».

Кроме того, в ведомстве подчеркнули, что памятник находится под пристальным вниманием экспертов, в том числе сотрудников Третьяковской галереи. На вопрос Forbes Life о том, в каких условиях экспонируется «Троица», Третьяковская галерея не ответила.  Об условиях хранения иконы и ее возможном будущем Forbes Life побеседовал со специалистами по древнерусской живописи.

Условия хранения

В комментарии Министерства культуры говорится, икона находится «в стабильном состоянии: резких колебаний температурно-влажностного режима в храме не зафиксировано». Однако, по словам источника Forbes Life из среды реставраторов иконописи, в храме «Троица» находится в обычной стеклянной витрине, аналогичной той, в которой она обычно экспонировалась в Третьяковской галерее. Она защищает икону только от механического воздействия: например, если кто-то из посетителей захочет к ней прикоснуться. Но внутри не создается специального микроклимата, необходимого для ее сохранности: влажность на уровне 55% и температура +19 градусов по Цельсию.

 

Получается, разница в условиях экспонирования «Троицы» в залах Третьяковской галереи и в храме Христа Спасителя в том, что в музее поддерживается специальный, так называемый музейный климат. Все пространство музея буквально нашпиговано аппаратурой, которая фиксирует и регулирует влажность и температуру воздуха. В храме четко регулировать температуру и влажность воздуха невозможно.

Специальная витрина с музейным климатом у «Троицы» тоже есть.  Это климатический киот, вмонтированный в стену храма Святителя Николая в Толмачах. Туда сотрудники Третьяковской галереи переносили «Троицу» на время престольных праздников. Но использовать этот киот-витрину в храме Христа Спасителя невозможно, потому что он стационарный. 

 

Угрозы древнерусской иконописи

Судя по снимкам, которые дважды в день делают в храме Христа Спасителя специалисты Третьяковской галереи, температура там примерно такая, как требуется, а вот уровень влажности несколько ниже. Telegram-канал искусствоведа Ксении Коробейниковой приводит цифру 44% влажности. Это подтверждает ТАСС и гендиректор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Дмитрий Сергеев. 

Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян говорит, что при низкой влажности интенсифицируются процессы отставания и отшелушивания красочного слоя: «Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой».

Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, комментирует Forbes Life значение температурно-влажностных показателей для сохранности «Троицы»: «Любые изменения и колебания, тем более в отношении уровня влажности, сказываются на состоянии хрупкой деревянной основы, которая, безусловно, на это реагирует. Расхождение досок и так присутствует. Оно микроскопическое и незаметно глазу, но все же есть. А любой перепад влажности влияет на усыхание досок, тем более таких древних». По мнению Ирины Шалиной, в ближайшие дни состояние иконы ухудшится: «Это катастрофа. Сейчас еще не самое жаркое время, будет жарче. Там все время открываются и закрываются двери, а витрина не климатическая, и воздух свободно попадает внутрь».

 

По словам источника Forbes Life из среды реставраторов древнерусской живописи, даже климатический киот, аналогичный тому, что есть в храме Святителя Николая в Толмачах, неспособен защитить икону от вибраций, возникающих при любом ее перемещении. Раньше в храм Святителя Николая в Толмачах из Третьяковской галереи ее переносили исключительно вручную, чтобы максимально «гасить» любую вибрацию, которая неизбежна при длительной машинной транспортировке.

Реставрация или консервация?

Изначально в комментарии Министерства культуры Forbes Life о продлении сроков пребывания иконы в храме Христа Спасителя говорилось, что ее ждет «плановая реставрация». Затем специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что для сохранности иконы необходимо заняться «именно не реставрацией, а консервацией». Источник Forbes Life из круга реставраторов подчеркивает, что разногласия в терминологии вызваны исключительно разницей в профессиональном и профанном понимании самого слова «реставрация». «В сознании обычного человека оно звучит как возможность вернуть проблемный объект в исходное состояние, «починить» его, чтобы снова использовать. В музейном деле этим словом скорее обозначается комплекс мер, который нужно осуществить для реализации той или иной задачи. В случае с «Троицей» сделать так, чтобы она стала как новая, совершенно невозможно. Для этого есть только один способ — превратить икону в новодел», — говорит источник Forbes Life.

На данном этапе специалисты могут лишь попытаться сделать так, чтобы состояние иконы не ухудшалось или ухудшалось медленнее. Это и есть консервация. Первый и необходимый для этого шаг — помещение памятника в идеальные условия для его хранения. Следом идет наблюдение и точечные укрепления, которые не предполагают приведения иконы в состояние, при котором ее можно снова безбоязненно использовать при богослужениях. Это торможение процессов разрушения реставрационными методами: приклеить отстающий левкас, зафиксировать шелушащиеся фрагменты краски.

Дальнейшая судьба «Троицы»

Сейчас икона находится в храме Христа Спасителя по договору ответственного хранения, заключенного между Третьяковской галереей и РПЦ. Это стандартный документ, аналогичный тому, который составляется при выдаче экспонатов на внешние выставки. Этот договор предполагает пролонгирование, которое в итоге и произошло. «Любое продление срока без полного согласия самого музея — это всегда очень подозрительная ситуация, — говорит Ирина Шалина. — Но в данном случае, как я понимаю, этот шаг был вынужденным. Третьяковской галерее в невозможные сроки был поставлен ультиматум о заключении нового договора о передаче иконы в Центр Грабаря. (Сейчас идет речь о том, что она будет происходить не в реставрационной мастерской депозитария Третьяковской галереи, а во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря — Forbes Life). Почему именно туда, никто не объясняет, никакой мотивировки нет».

Передача памятника на реставрацию должна регулироваться отдельным договором, который пока не составлен. Никакого документа о передаче иконы РПЦ пока что тоже не существует, подтверждают Forbes Life источники в Министерстве культуры и Третьяковской галерее. «Раз сроки были продлены, у этого может быть два объяснения: либо за это время будут искать возможность вернуть икону в Третьяковскую галерею, что законно и правильно, либо составлять новый договор, что незаконно и неправильно», — считает Ирина Шалина.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+