Не музейный климат: почему в храме Христа Спасителя «Троице» не хватает влажности
«Троица» Андрея Рублева находится в московском храме Христа Спасителя с 4 июня. Согласно первоначальным договоренностям между Третьяковской галереей и РПЦ, она должна была вернуться в депозитарий музея 19 июня. Сообщение, что она останется в храме еще на месяц, появилось накануне этой даты. В Министерстве культуры по запросу Forbes Life информацию подтвердили, объяснив, что «это связано с просьбами представителей РПЦ дать возможность верующим поклониться образу на праздник преподобного Сергия Радонежского, чью память Церковь чтит 18 июля».
Кроме того, в ведомстве подчеркнули, что памятник находится под пристальным вниманием экспертов, в том числе сотрудников Третьяковской галереи. На вопрос Forbes Life о том, в каких условиях экспонируется «Троица», Третьяковская галерея не ответила. Об условиях хранения иконы и ее возможном будущем Forbes Life побеседовал со специалистами по древнерусской живописи.
Условия хранения
В комментарии Министерства культуры говорится, икона находится «в стабильном состоянии: резких колебаний температурно-влажностного режима в храме не зафиксировано». Однако, по словам источника Forbes Life из среды реставраторов иконописи, в храме «Троица» находится в обычной стеклянной витрине, аналогичной той, в которой она обычно экспонировалась в Третьяковской галерее. Она защищает икону только от механического воздействия: например, если кто-то из посетителей захочет к ней прикоснуться. Но внутри не создается специального микроклимата, необходимого для ее сохранности: влажность на уровне 55% и температура +19 градусов по Цельсию.
Получается, разница в условиях экспонирования «Троицы» в залах Третьяковской галереи и в храме Христа Спасителя в том, что в музее поддерживается специальный, так называемый музейный климат. Все пространство музея буквально нашпиговано аппаратурой, которая фиксирует и регулирует влажность и температуру воздуха. В храме четко регулировать температуру и влажность воздуха невозможно.
Специальная витрина с музейным климатом у «Троицы» тоже есть. Это климатический киот, вмонтированный в стену храма Святителя Николая в Толмачах. Туда сотрудники Третьяковской галереи переносили «Троицу» на время престольных праздников. Но использовать этот киот-витрину в храме Христа Спасителя невозможно, потому что он стационарный.
Угрозы древнерусской иконописи
Судя по снимкам, которые дважды в день делают в храме Христа Спасителя специалисты Третьяковской галереи, температура там примерно такая, как требуется, а вот уровень влажности несколько ниже. Telegram-канал искусствоведа Ксении Коробейниковой приводит цифру 44% влажности. Это подтверждает ТАСС и гендиректор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Дмитрий Сергеев.
Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян говорит, что при низкой влажности интенсифицируются процессы отставания и отшелушивания красочного слоя: «Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой».
Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, комментирует Forbes Life значение температурно-влажностных показателей для сохранности «Троицы»: «Любые изменения и колебания, тем более в отношении уровня влажности, сказываются на состоянии хрупкой деревянной основы, которая, безусловно, на это реагирует. Расхождение досок и так присутствует. Оно микроскопическое и незаметно глазу, но все же есть. А любой перепад влажности влияет на усыхание досок, тем более таких древних». По мнению Ирины Шалиной, в ближайшие дни состояние иконы ухудшится: «Это катастрофа. Сейчас еще не самое жаркое время, будет жарче. Там все время открываются и закрываются двери, а витрина не климатическая, и воздух свободно попадает внутрь».
По словам источника Forbes Life из среды реставраторов древнерусской живописи, даже климатический киот, аналогичный тому, что есть в храме Святителя Николая в Толмачах, неспособен защитить икону от вибраций, возникающих при любом ее перемещении. Раньше в храм Святителя Николая в Толмачах из Третьяковской галереи ее переносили исключительно вручную, чтобы максимально «гасить» любую вибрацию, которая неизбежна при длительной машинной транспортировке.
Реставрация или консервация?
Изначально в комментарии Министерства культуры Forbes Life о продлении сроков пребывания иконы в храме Христа Спасителя говорилось, что ее ждет «плановая реставрация». Затем специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что для сохранности иконы необходимо заняться «именно не реставрацией, а консервацией». Источник Forbes Life из круга реставраторов подчеркивает, что разногласия в терминологии вызваны исключительно разницей в профессиональном и профанном понимании самого слова «реставрация». «В сознании обычного человека оно звучит как возможность вернуть проблемный объект в исходное состояние, «починить» его, чтобы снова использовать. В музейном деле этим словом скорее обозначается комплекс мер, который нужно осуществить для реализации той или иной задачи. В случае с «Троицей» сделать так, чтобы она стала как новая, совершенно невозможно. Для этого есть только один способ — превратить икону в новодел», — говорит источник Forbes Life.
На данном этапе специалисты могут лишь попытаться сделать так, чтобы состояние иконы не ухудшалось или ухудшалось медленнее. Это и есть консервация. Первый и необходимый для этого шаг — помещение памятника в идеальные условия для его хранения. Следом идет наблюдение и точечные укрепления, которые не предполагают приведения иконы в состояние, при котором ее можно снова безбоязненно использовать при богослужениях. Это торможение процессов разрушения реставрационными методами: приклеить отстающий левкас, зафиксировать шелушащиеся фрагменты краски.
Дальнейшая судьба «Троицы»
Сейчас икона находится в храме Христа Спасителя по договору ответственного хранения, заключенного между Третьяковской галереей и РПЦ. Это стандартный документ, аналогичный тому, который составляется при выдаче экспонатов на внешние выставки. Этот договор предполагает пролонгирование, которое в итоге и произошло. «Любое продление срока без полного согласия самого музея — это всегда очень подозрительная ситуация, — говорит Ирина Шалина. — Но в данном случае, как я понимаю, этот шаг был вынужденным. Третьяковской галерее в невозможные сроки был поставлен ультиматум о заключении нового договора о передаче иконы в Центр Грабаря. (Сейчас идет речь о том, что она будет происходить не в реставрационной мастерской депозитария Третьяковской галереи, а во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря — Forbes Life). Почему именно туда, никто не объясняет, никакой мотивировки нет».
Передача памятника на реставрацию должна регулироваться отдельным договором, который пока не составлен. Никакого документа о передаче иконы РПЦ пока что тоже не существует, подтверждают Forbes Life источники в Министерстве культуры и Третьяковской галерее. «Раз сроки были продлены, у этого может быть два объяснения: либо за это время будут искать возможность вернуть икону в Третьяковскую галерею, что законно и правильно, либо составлять новый договор, что незаконно и неправильно», — считает Ирина Шалина.