Третьяковка хочет определить условия хранения «Троицы» в дополнительном акте
Третьяковская галерея подготавливает дополнительный акт, регулирующий условия хранения иконы «Троица» Андрея Рублева, которую ранее передали Русской православной церкви, и контроль за соблюдением необходимых условий для сохранности памятника. Об этом Forbes сообщили в пресс-службе музея.
Ранее на этой неделе сообщалось, что «Троицу» Рублева передали Троице-Сергиевой лавре в безвозмездное пользование на 49 лет. Отвечать за ее состояние теперь будет лавра, а за создание для иконы нужных условий хранения — центр имени Грабаря. Пока «Троица» находится в храме Христа Спасителя, РПЦ решила продлить срок ее пребывания там до 18 июля. Икону перевезли в храм 4 июня, изначально предполагалось, что там она пробудет две недели, после чего ее отправят на плановую реставрацию. О том, что Владимир Путин решил передать «Троицу» из Третьяковской галереи церкви, пресс-служба РПЦ сообщила в середине мая.
В комментарии Forbes сотрудники Третьяковки подтвердили, что в настоящий момент идет работа над соответствующим документом, в которой участвуют специалисты-реставраторы музея. По их словам, есть несколько важных вопросов, которые должны быть решены, в том числе, кто будет гарантом соблюдения условий хранения иконы, и каков рычаг воздействия в случае их несоблюдения.
«По ныне действующему договору с Храмом Христа Спасителя витрину с иконой должны были открывать и осматривать наши реставраторы дважды за месяц продления. Пока этого не случилось. Патриарх не благословлял», — рассказал Forbes источник в Третьяковской галерее.
Ранее источник Forbes Life среди реставраторов рассказывал, что в храме Христа Спасителя «Троица» находится в обычной стеклянной витрине, аналогичной той, в которой она обычно экспонировалась в Третьяковской галерее. Эта витрина защищает икону только от механического воздействия, например от прикосновений, но внутри нет специального микроклимата, необходимого для ее сохранности: влажность на уровне 55% и температура +19 градусов по Цельсию. Минкульт заявлял, что икона находится «в стабильном состоянии: резких колебаний температурно-влажностного режима в храме не зафиксировано».
Рублев написал икону в первой четверти XV века по заказу Никона, ученика Сергия Радонежского и второго после него игумена Троице-Сергиевой лавры, с 1600 года икону поновляли не менее четырех раз, то есть писали новое изображение поверх потемневшего слоя олифы. Из-за изменений авторская живопись частично была утрачена, доски, из которых состоит основа иконы, начали расходиться. С 1929 года «Троица» хранилась в собрании Третьяковской галереи, в XX веке она покидала музей только один раз, во время Великой Отечественной войны, когда ее эвакуировали в Новосибирск. Из-за состояния иконы специалисты музея отказывались ее транспортировать, опасаясь ее утратить.