Дом пароходчика Николая Мешкова, построенный с размахом и большим числом архитектурных излишеств, считается одним из самых интересных исторических особняков Перми. В 1885 году участок, заброшенный после пожара 1842 года (столь же значимого в истории города, как пожар 1812 года для Москвы) купил купец Мешков и заказал проект начинающему архитектору Александру Турчевичу. К 1889 году архитектор, почувствовав купеческих размах, выстроил особняк в классическом стиле, соединив историзм, классицизм и модерн. Здесь и ажурный чугунный балкон, как у Османа, и эффектный ложноклассический портик, и фантазийные колонны.
Неравнодушный ко всему новому, в том числе к искусству, Мешков отдает залы особняка под первую художественную выставку в городе. Камнерез, художник Алексей Денисов-Уральский, поставщик Cartier, конкурент Фаберже, на волне своего успеха в Париже в 1900 году пожинает заслуженную славу на Урале. Однако радушный хозяин увлечен не только новым искусством, но и новыми политическими идеями. В 1904–1905 годах в доме Николая Васильевича проходят конспиративные встречи революционеров. Мешков среди тех, кто поддерживает коммунистов Перми. В 1916 году при активном участии Мешкова в Перми открывают университет. Николай Васильевич отдает под учебные корпуса несколько принадлежащих ему зданий и жертвует 500 000 рублей.
Финал истории особняка не печален. В 2006 году руины, оставшиеся после пребывания в доме многочисленных советских контор, а во время Гражданской войны и штаба 3-й армии Восточного фронта, выкупил город. После ремонта в здании с 2008 года располагается Пермский краеведческий музей. Сейчас профиль бывшего владельца Мешкова, вырезанный из картона, робко выглядывает с балкона особняка. Возможно, некая скованность и застенчивость действительно были свойственны Николаю Васильевичу. Также он робеет на фотографии 1901 года, выставленной в музее, рядом с сибаритом Федором Шаляпиным, который покровительственно кладет руку на плечо Мешкова.
Сейчас в доме Мешкова показывают: хозяйскую гостиную с воссозданным интерьером конца XIX века, металлическую пластику I тысячелетия н.э., так называемый «пермский звериный стиль», костюм шамана, маску участника «медвежьего праздника» манси, посох Стефана Пермского, оконную раму со вставками слюды вместо стекла конца XVII века из Соликамска, предметы мебели середины XVIII века, портреты и фотографии приказчиков и заводчиков, среди них — портреты пароходчиков Григория Козьмича и Федора Козьмича Каменских, рояль, произведенный на первой русско-уральской фабрике музыкальных инструментов в 1890 году, посуду, каретные часы, камзолы, курительные трубки, а также орудия наказания, применявшиеся на уральских заводах в XVIII – первой половине XIX веков.
Приближаясь к современности, в витринах появляются пластмассовые телефоны, крепдешиновые платья на манекенах, передовицы советских газет. Отдельный раздел посвящен театральным традициям Перми. В витрине — сценические костюмы балерины Надежды Павловой, выпускницы Пермского хореографического училища, звезды Большого театра. В разделе постсоветского времени улыбается на фотографии 1997 года бизнесмен Андрей Кузяев, один из протагонистов Пермской культурной революции, меценат Пермской оперы и Теодора Курентзиса, в 1990-х — президент Пермской товарной биржи. А вот пермского мамонта и другие ископаемые находки показывают в другом здании Краеведческого музея, в Музее пермских древностей.