К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Счастье не за горами»: культурный гид по Перми

Фото Доната Сорокина / ТАСС
Фото Доната Сорокина / ТАСС
Пермь отмечает 300 лет со дня своего основания. Город, связанный с именами Дягилева, Чехова и Пастернака, сегодня ассоциируется с современным искусством, оперой, балетом, Теодором Курентзисом и Пермской культурной революцией. Что сегодня можно увидеть в Перми и в какие музеи ходить, выяснил Forbes Life

Все гиды Перми начинают свой маршрут с Соборной площади у здания Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором с 1932 года расположена Пермская художественная галерея. В 2023 году городу исполнилось 300 лет. Только за последние несколько лет местные власти уже в четвертый раз пытаются переселить галерею в специально построенное  музейное пространство. В этот раз новое музейное здание действительно построено на набережной Камы рядом с Речным вокзалом. К счастью туристов, переезд запланирован на октябрь 2023 года. 

В городе к 300-летию успели привести в порядок набережную Камы, эспланаду и главную улицу, ведущую к реке, Комсомольский проспект. На улице забыли, правда, оборудовать ливневые стоки. Поэтому во время дождя вода на некоторых участках проспекта (ландшафт города — наглядное свидетельство движения ледника) поднимается едва ли не пояс прохожим. Лучшая обувь в юбилейной Перми — и резиновые сапоги, и кроссовки для долгих прогулок. Тут есть где разгуляться.

Лучше всего особая пермская атмосфера ощущается в исполинском Спасо-Преображенским соборе — картинной галерее, где по эрмитажному принципу экспонируется и русское, и западно-европейское искусство, и декоративно-прикладное, и самая эффектная часть собрания под куполом собора — деревянные боги. Сосредоточив под своими сводами огромный культурный пласт, экспозиция позволяет взглянуть на город как концептуальный план по освоению богатств недр и созданию производственных мощностей на фоне беззаветной стойкости человека перед лицом природы и политических режимов.

Пермская картинная галерея, Спасо-Преображенский собор
DR

Пермская картинная галерея, Спасо-Преображенский собор

Считается, что в соборе картинная галерея, основанная в 1922 году в числе первых государственных художественных музеев страны и первый художественный музей на Урале, выставляет только 1,5% своего собрания. Однако сакральное пространство XIX века с деревянным резным иконостасом (по легенде, барочный иконостас сплавили в 1781 году по Каме из Пыскора, села в 200 км от Перми, первой столице солепромышленников Строгановых) работает как самый эффектный экспонат.

История с иконостасом — всего лишь единичный  пример из жизни покорителей пермского края, людей стойких, энергичных, живших словно в режиме двойного ускорения. И если истории Строгановых и Демидовых еще более-менее на слуху, то историю пароходчиков Каменских этим летом музей рассказал в первый раз. Родившиеся в 1810-м и в 1814 годах крестьяне Федор и Григорий за несколько лет до проведения реформы выкупились из крепостничества, а к 1859 году уже были записаны купцами. В 1871 году их торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские» занимался перевозками грузов и пассажиров по рекам Волго-Камского бассейна и Сибири, транспортировала товары в пределах Российской империи и за границу.

Правление располагалось в Москве с филиалами в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Риге. Каменские активно строили церкви, покровительствовали искусству. То, на что Медичи потребовалось несколько столетий, пермские пароходчики преодолели за XIX век. Их большая художественная коллекция и стала основой созданных после революции государственных музеев в нескольких городах. Пермская картинная галерея показала 30 экспонатов из своих фондов, происходящих из семьи Каменских.  В том числе впервые — иконостас с 30 иконами, написанными Николаем Рерихом в 1907 году. Каменские заказали его для пермской церкви Казанской иконы  Божией Матери. В 1920-е годы иконостас вынесли из церкви и передали в Пермскую галерею.

Возвращая забытые произведения и забытые имена, галерея продолжает свою многолетнюю работу по изучению региональной культуры. В 1987 году в галерее впервые прошли «Дягилевские чтения» и выставка работ художников дягилевского круга «Пермь. Петербург. Париж». В 1989 году чтения дополнились Первым всероссийским фестивалем одноактных балетов — так возник современный Дягилевский фестиваль, сегодня знаменитый на весь мир. В 1987 году возвращение имени эмигранта Дягилева в культурную орбиту страны стоило директору пермской галереи Надежде Беляевой выговора по партийной линии.

Сейчас смотрительницы уже на входе в галерею автоматически сообщают, что «деревянные боги на третьем этаже по лестнице». И это действительно зрелище, которое нужно успеть увидеть. Под куполом собора, на фоне навершия того самого, сплавленного по Каме деревянного иконостаса со следами былой позолоты, сидят, стоят, застыли в движении деревянные Иисусы, святые, ангелы и архангелы. Есть даже резные царские врата XVIII–XIX веков. Все произведения успел собрать и спасти от уничтожения ученый Николай Серебренников, ездивший в 1920-е годы с экспедицией по храмам Пермского края. Сейчас под куполом церкви-музея витает особенный дух, театральный, игривый и вместе с тем величественный, представляя особое народное православие, доброе, наивное, проникновенно-жалостливое.

Соборная площадь
Тара-Амингу·CC0 1.0

Соборная площадь

Соборная площадь — стартовая точка всех маршрутов путеводителей по Перми. Многочисленные памятники словно стремятся охватить весь период освоения Пермского края. Тут и бюст писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, уроженца Пермской губернии, ученика духовной семинарии, здание которой фасадом выходит на Соборную площадь. Среди именитых семинаристов  — сказочник Павел Бажов и изобретатель радио Александр Попов. По соседству с Маминым-Сибиряком стоит бронзовая фигура Николая Чудотворца, произведение эпохи 2000-х.

К Николаю ветер приносит фрагменты речей экскурсоводов. С особой страдательной интонацией они рассказывают, как через Пермь по Сибирскому тракту гнали каторжников в кандалах. Этап из Санкт-Петербурга в Пермь занимал два года. Прабабушка Дягилева, например, из-за этого не любила Пермь: «Кроме арестантов в кандалах, милочка моя, никого не видно», — говорила она.

Со сменой режима традиция репрессий и подневольного труда не прекращалась. Об этом тоже свидетельствуют памятники на Соборной. На мемориальной доске в доме на углу Монастырской улицы сообщается, что в революционные годы в садике духовной академии большевики расстреливали несогласных. Именно в Перми работает единственный в стране Музей истории политических репрессий «Пермь-36». Музей открыт в 1994 году на месте бывшего лагеря для политзаключенных, прежде исправительно-трудовой колонии НКВД.

Впрочем, боль и горечь пермской истории конфликтуют с красотой и величием окружающей природы. А Соборная площадь сегодня служит еще и гастрономическим центром города. Тут находятся два заведения, неизменно присутствующие во всех ресторанных рейтингах.

Задуматься над вечными темами можно, расположившись за столиком кафе Happy в центре площади (отличный том ям с морепродуктами, шоколадный фондан и белое вино производства шато Capion, французского виноградника, что купил после отставки бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов, протагонист Пермской культурной революции). Отсюда хорошо смотреть на золотой 73-метровый шпиль колокольни и на серо-жемчужную, серебристую поверхность огромной Камы. А завернув за угол, в гастро-баре Robb Roy можно съесть отменный тартар и большой зеленый салат c рикоттой, тыквой и медово-горчичным соусом. Цены — московские, но еда стоит того.

Набережная реки Камы, «Счастье не за горами»
Донат Сорокин·ТАСС

Набережная реки Камы, «Счастье не за горами»

Отремонтированная к юбилею набережная Камы ведет от Соборной площади к зданию Речного вокзала. Идея пешеходных прогулок по Перми с составлением маршрута, оформлением стендов с историей зданий, их владельцев и жителей возникла в городе в 2010 году по инициативе губернатора Чиркунова.

Объект Бориса Матросова «Счастье не за горами» был установлен на набережной Камы напротив здания Речного вокзала в 2009 году во время выставки «МосквАполис» и фестиваля уличной культуры и искусства «Живая Пермь». «Счастье не за горами» стало символом современной Перми. Объект попадал в кадр в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил» и в клипе Канье Уэста White dress. На него неоднократно нападали вандалы и разрушали. Надпись тиражировали на магнитах, шоколадках, открытках без авторских отчислений художнику.

После того как Борис Матросов пригрозил иском, пермские власти взяли ситуацию под контроль. Шоколадки со «Счастьем» на обложке больше не продают, остались только граффити на заборах, да буквы на маршруте детского поезда в Парке культуры. К юбилею оригинальные буквы Матросова были отреставрированы и надежно закреплены на парапете набережной.

Речной вокзал
Alexxx1979·CC BY-SA 4.0

Речной вокзал

Здание Речного вокзала в стиле сталинского ампира построено по проекту архитектора Гринберга в 1940 году. Однако история пассажирского судоходства на Каме началась задолго до этого, в 1858 году, когда его открыла компания «Кавказ и Меркурий». Об удовольствиях такой прогулки речь не шла — первые пассажиры спускались на берег, пропахшие дымом, в одежде, прожженной искрами. В 1886 году на пермском заводе в Мотовилихе построили первый на Каме заднеколесный пароход «Гражданин» — и появилось понятие пассажирского комфорта.

В 1837 году в Пермь по реке прибыл наследник престола, цесаревич Александр Николаевич, будущий Александр II. В 1914 году на пароходе «Межень» — великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны. Весь путь от пароходной конторы до набережной был устлан красным сукном и уставлен кадками с деревьями. Под несмолкаемые крики «ура» и звон колоколов великая княгиня сошла на землю и проследовала на молебен в Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Свой главный триумф здание вокзала работы Гринберга пережило уже в обветшавшем состоянии, когда в 2008 году в нем открылась выставка «Русское бедное», ознаменовавшая начало Пермской культурной революции. Хотя проект, задуманный галеристом Маратом Гельманом (внесен в список иноагентов) при поддержке губернатора Пермского края Олега Чиркунова и московских и пермских бизнесменов, просуществовал недолго, он изменил отношение властей к современному искусству, паблик-арту и к городской среде. Проекты в Екатерибурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Иванове, Выксе, Казани и капковская урбанизация Москвы так или иначе наследовали идеям Пермской культурной революции.

Дом Мешкова, Пермский краеведческий музей
A.Savin·WikiCommons

Дом Мешкова, Пермский краеведческий музей

Дом пароходчика Николая Мешкова, построенный с размахом и большим числом архитектурных излишеств, считается одним из самых интересных исторических особняков Перми. В 1885 году участок, заброшенный после пожара 1842 года (столь же значимого в истории города, как пожар 1812 года для Москвы) купил купец Мешков и заказал проект начинающему архитектору Александру Турчевичу. К 1889 году архитектор, почувствовав купеческих размах, выстроил особняк в классическом стиле, соединив историзм, классицизм и модерн. Здесь и ажурный чугунный балкон, как у Османа, и эффектный ложноклассический портик, и фантазийные колонны.

Неравнодушный ко всему новому, в том числе к искусству, Мешков отдает залы особняка под первую художественную выставку в городе. Камнерез, художник Алексей Денисов-Уральский, поставщик Cartier, конкурент Фаберже, на волне своего успеха в Париже в 1900 году пожинает заслуженную славу на Урале. Однако радушный хозяин увлечен не только новым искусством, но и новыми политическими идеями. В 1904–1905 годах в доме Николая Васильевича проходят конспиративные встречи революционеров. Мешков среди тех, кто поддерживает коммунистов Перми. В 1916 году при активном участии Мешкова в Перми открывают университет. Николай Васильевич отдает под учебные корпуса несколько принадлежащих ему зданий и жертвует 500 000 рублей.

Финал истории особняка не печален. В 2006 году руины, оставшиеся после пребывания в доме многочисленных советских контор, а во время Гражданской войны и штаба 3-й армии Восточного фронта, выкупил город. После ремонта в здании с 2008 года располагается Пермский краеведческий музей. Сейчас профиль бывшего владельца Мешкова, вырезанный из картона, робко выглядывает с балкона особняка. Возможно, некая скованность и застенчивость действительно были свойственны Николаю Васильевичу. Также он робеет на фотографии 1901 года, выставленной в музее, рядом с сибаритом Федором Шаляпиным, который покровительственно кладет руку на плечо Мешкова.

Сейчас в доме Мешкова  показывают: хозяйскую гостиную с воссозданным интерьером конца XIX века, металлическую пластику I тысячелетия н.э., так называемый «пермский звериный стиль», костюм шамана, маску участника «медвежьего праздника» манси, посох Стефана Пермского, оконную раму со вставками слюды вместо стекла конца XVII века из Соликамска, предметы мебели середины XVIII века, портреты и фотографии приказчиков и заводчиков, среди них — портреты пароходчиков Григория Козьмича и Федора Козьмича Каменских, рояль, произведенный на первой русско-уральской фабрике музыкальных инструментов в 1890 году, посуду, каретные часы, камзолы, курительные трубки, а также орудия наказания, применявшиеся на уральских заводах в XVIII – первой половине XIX веков.

Приближаясь к современности, в витринах появляются пластмассовые телефоны, крепдешиновые платья на манекенах, передовицы советских газет. Отдельный раздел посвящен театральным традициям Перми. В витрине — сценические костюмы балерины Надежды Павловой, выпускницы Пермского хореографического училища, звезды Большого театра. В разделе постсоветского времени улыбается на фотографии 1997 года бизнесмен Андрей Кузяев, один из протагонистов Пермской культурной революции, меценат Пермской оперы и Теодора Курентзиса, в 1990-х — президент Пермской товарной биржи. А вот пермского мамонта и другие ископаемые находки показывают в другом здании Краеведческого музея, в Музее пермских древностей.

Дом Грибушина из романа «Доктор Живаго»
A. Savin·WikiCommons

Дом Грибушина из романа «Доктор Живаго»

Еще одно произведение архитектора Александра Турчевича 1897 года. Всего архитектор построил более 150 зданий и был прозван пермским Гауди. В 1905 году особняк выкупил чаеторговец Сергей Грибушин и заказал Турчевичу перестройку дома. Стены из лиственницы обложили кирпичом и богато украсили лепниной. Фасад украсили маскароны, рельефные изображения женских лиц, по легенде, вылепленные по фотографиям дочерей купца. Борис Пастернак описал дом Грибушина как дом с фигурами в Юрятине в романе «Доктор Живаго». А напротив поселил свою героиню Лару.

«У кого-то осведомившись, Юрий Андреевич узнал, что выражение «дом с фигурами» в Юрятине настолько же ходячее, как наименование околотков по церковным приходам в Москве или название «у пяти углов» в Петербурге. Так назывался темно-серый стального цвета дом с кариатидами и статуями античных муз с бубнами, лирами и масками в руках, выстроенный в прошлом столетии купцом-театралом для своего домашнего театра», — писал Пастернак в «Докторе Живаго».

Зиму и весну 1916 года он провел на севере Пермской губернии, в доме Бориса Збарского, управляющего химическими заводами Саввы Мамонтова. В Пермь выбрался в компании жены хозяина в мае 1916 года. Под впечатлением от атмосферы города — ужинали, например, до рассвета в кают-компании парохода, пришвартованного у набережной, — Пастернак написал стихотворение о Каме. Как выглядели фасады домов, интерьеры салонов и кают-компании, воспроизводит специальный стенд с фотографиями в Краеведческом музее.

В конце 1990-х дом отреставрировали, реконструировали облик фасадов и интерьеров, но закрыли для публики. В здании расположен Пермский научный центр Уральского отделения РАН. При входе — злая вахтерша.

Театр оперы и балета имени П.И. Чайковского
DR

Театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

Мачеха Сергея Дягилева Елена Валериановна в своих «Записках о Дягилевых» так описывала родовые черты, «air de famille, бросающийся в глаза. Это не то сходство, которое делает иногда одного брата дубликатом другого; их никогда никто не принимал друг за друга, но зато каждому из них приходилось неоднократно натыкаться в обществе ли, на железной дороге ли, где хотите, на знакомых кому-нибудь из сестер или братьев, но ему лично совершенно неизвестных людей, которые прямо подходили с вопросом: «Не из Дягилевых ли вы?» По мнению Елены Валериановны, Дягилевых отличал природный аристократизм, добрый открытый нрав и огромная страсть к искусствам, прежде всего к музыке.

Сосредоточившись на фигуре мужа Павла Павловича, Елена Валериановна описывает и предков Дягилевых: «Дмитрий Васильевич Дягилев, дед Павла Павловича, был не чужд литературе, публиковался в журнале «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Его сын Павел Дмитриевич жертвовал деньги на монастыри и был известным меценатом в Перми: в свое время он выделил крупную сумму на строительство оперного театра». К той поре часть семьи Дягилева перебралась из Петербурга в имение Бикбарду под Пермью, где владела винокуренным заводом.

В 1874 году Дягилев ходатайствовал в Пермской городской думе о постройке каменного театра. В 1876–1878 годах он пожертвовал на стройку 4300 рублей. Театр был закончен в 1878 году. К 1890-м годам Пермь уже считалась театральным городом, про который говорили: «Летом живет навигацией на Каме, а зимой — оперой».

Здание театра, построенное в стиле классицизма, обладало прекрасной акустикой, но вышло камерным. 900 зрительных мест в зале, небольшая сцена и оркестровая яма. В 1956–1959 годах театр был реконструирован — вокруг исторической коробки сцены были достроены новые пространства.  Число мест в зрительном зале увеличилось до 1020, но нерасширенная оркестровая яма по-прежнему вмещала только 50 музыкантов. К 300-летию города фасад театра обновили, перестелили крышу, но размер сценических площадей остался прежним.

Однако, несмотря на несовременный, камерный формат сцены, Пермская опера много лет остается ведущим музыкальным театром страны. С 2003 года театральная сцена стала основной площадкой Дягилевского фестиваля. Идею сосредоточить дягилевские празднества на оперной сцене пришла худруку Георгию Исаакяну, возглавлявшему театр до 2011 года.

О том, что размеры строения мешают развитию театра, было известно давно: с  1986-го по 2008-й было представлено около шести проектов строительства новой сцены Пермской оперы. Однако ни один из них не был реализован. Международный конкурс проектов — 2010 выиграло британское архитектурное бюро David Chipperfield Architects. Как сообщили Forbes Life в театре, подготовку проектной документации оплатил миллиардер Роман Абрамович. В 2019 году художественный руководитель Пермской оперы, дирижер Теодор Курентзис, возглавлявший театр и Дягилевский фестиваль с 2011 года, уволился из театра. На качестве балетов это не отразилось. А Дягилевский фестиваль после развода маэстро с Оперой по-прежнему проходит в Перми под руководством Теодора Курентзиса, но для своих проектов по возможности выбирает другие площадки в городе.

Частная филармония «Триумф»
DR

Частная филармония «Триумф»

Проект, ставший возможным только благодаря Пермской культурной революции и расцвету Дягилевского фестиваля. Музыкальный магазин конца XIX века, где купцы Журавлевы продавали рояли, в 1913 году был превращен в первый в Перми электротеатр, где показывали немое кино. Городские газеты описывали его как самый респектабельный в городе: со струнным оркестром, в бархате и позолоте, с экзотическими деревьями и фонтаном в фойе. В 1932 году «Триумф», переименованный в «Художественный», первым в Перми показал звуковой фильм «Златые горы».

Кинотеатр «Триумф» не пережил перестройки. Он закрылся в 2008 году, просуществовав до этого несколько лет как ночной клуб. Его владелец бизнесмен Александр Флегинский сделал ставку на развитие территории внутреннего двора. Бары и кафе, устроенные в кирпичных сводах бывших подсобных пространств, так называемом Старокирпичном переулке, очень быстро вошли в моду: гастробар «Совесть» с не менее затейливыми названиями коктейлей, пиццерия Toropomodoro. Соседнее со Старокирпичным переулком кафе «Дом Демидовых», например, предлагает в меню шоколадный торт «Ночь с маэстро» (320 рублей). Говорят, торт пользуется особым успехом во время Дягилевского фестиваля. Очевидно, название — дань признательности Курентзису, который в 2016 году уговорил владельца проводить в залах «Триумфа» мероприятия Дягилевского фестиваля. А большой исторический зал превратить в современный концертный зал.

Музей ПЕРММ (PERMM)
DR

Музей ПЕРММ (PERMM)

ПЕРММ — единственный нестоличный региональный музей современного искусства в стране. ПЕРММ возник почти за одно мгновение из ничего: миллиардер Сергей Гордеев, одержимый идеей создать в городе музей по примеру Гуггенхайма в Бильбао, привез осенью 2008 года на выставку «Русское бедное» гостей из Москвы. Гости-бизнесмены купили почти все экспонаты выставки. Так началась коллекция и возник музей ПЕРММ.

Сегодня на выставки в ПЕРММ по-прежнему прилетают коллекционеры и зрители из Москвы. Музей — такая же важная точка на карте современной культуры, как и Пермская опера. Он делает порядка шести выставок в год, сотрудничая с художниками всех поколений, живущими в Перми и вне ее. Проект музея, спродюсированный директором Наилей Аллахвердиевой, аудиовизуальный перформанс «Рабочий поселок» в 2022 году получил Премию Сергея Курехина. В новом пространстве, которое ПЕРММ получил к юбилею, музей представит свою знаменитую коллекцию. Собрание насчитывает 1500 произведений, больше 80% — это дары художников, московских и пермских бизнесменов.

До октября музей работает в старом пространстве на бульваре Гагарина в районе Мотовилихи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+