Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы
Дирижер, худрук Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского Теодор Курентзис покидает свой пост, как сообщается в пятницу в официальном пресс-релизе. По данным интернет-издания Meduza, один из самых титулованных дирижеров в мире сосредоточится на дальнейшем развитии оркестра и хора musicAeterna, а также останется художественным руководителем Международного Дягилевского фестиваля в Перми.
Причиной ухода Курентзиса стала ситуация со строительством новой сцены. Пермский оперный театр, ведущий музыкальный театр страны (на «Золотой маске-2019» у театра —22 номинации и две награды), располагается на площадке исторической сцены конца XIX века. Здание построено в 1874-1880 годах группой меценатов. Однако сегодня ни размеры зрительного зала, ни сцены (балеты идут в усеченном составе исполнителей), ни оркестровой ямы (полный симфонический оркестр — 100 человек, а оркестровая яма Пермской оперы вмещает 50 музыкантов), ни технические возможности не соответствуют современным требованиям к балетным и оперным постановкам. И хотя театр был реконструирован в 1957 году, последние 25 лет активно поднимается тема строительства новой сцены оперы.
Восемь лет без движения вперед
Новое здание театра было одним из аргументов при переезде Курентзиса в Пермь. Сделать это в 2011 году музыканту предложил экс-губернатора Пермского края Олег Чиркунов. «На переговорах Теодор Курентзис был максимально корректен, никакиx условий и ультиматумов не ставил, — рассказывает Forbes Life проживающий сейчас во Франции Чиркунов. — Но и мы, администрация области, и Теодор как руководитель оперы понимали, что новая сцена должна быть построена как можно скорее. Это важнейшее условие для существования и развития театра».
Еще в 2010 году в Перми прошел конкурс архитектурных проектов, победу в котором одержало бюро Дэвида Чипперфильда. Проект предусматривал сохранение исторической сцены и пристройку новой сцены по соседству. Так, как это было сделано в Мариинском театре. Начать реконструкцию театра планировалось еще в 2012-м, а закончить — за три года.
По словам Чиркунова, Курентзис был активно вовлечен в работу над проектом реконструкции театра. «Иначе и быть не могло. Это была открытая информация, вся область обсуждала проект и следила за реконструкций. В 2012 году резерв бюджета Пермской области был больше 10 млрд рублей. Мы могли позволить себе построить не один, а три оперных театра», — вспоминает Чиркунов.
Первоначально бюджет создания новой сцены оценивался в 6,9 млрд рублей, пишет Meduza. Но цифру вскоре пересмотрели. Это произошло после того, как 28 апреля 2012 года Олег Чиркунов ушел с поста губернатора. При новом главе региона Викторе Басаргине бюджет уменьшился до 2,7 млрд рублей, а британское бюро Дэвида Чипперфильда исчезло из авторов проекта. Губернатор Максим Решетников, возглавивший край в 2017-м году, пообещал вернуться к чипперфильдовскому проекту, назвав его приоритетным для Перми. Бюджет вновь оценили в 7 млрд рублей, а планы по постройке здания перенесли на 2022 год.
Но тут проект вызвался курировать Владимир Кехман, бизнесмен-банкрот, бывший глава банановой компании JFC, который с легкой руки губернатора Петербурга Валентины Матвиенко с 2007 года возглавляет Михайловский театр, а с 2015 года еще и Новосибирский театр оперы и балета в должности гендиректора.
Последняя капля
В театральном мире Кехман заслужил репутацию руководителя экстравагантного и непостоянного в своих решениях: он выходил на сцену в костюме Принца-лимона, инициировал бегство из Большого театра Натальи Осиповой и Ивана Васильева, отменял премьеры и постоянно назначал на должности и увольнял руководство Михайловского театра. Череда худруков в Михайловском была головокружительной: театром успели поруководить и Елена Образцова, и Начо Дуато, и Михаил Мессерер, и Петер Феранец. В Новосибирске Владимир Кехман первым делом попытался переименовать театр в Большой театр Сибири, но столкнулся с сопротивлением директора московского Большого театра Владимира Урина, который запретил использовать бренд столичной площадки.
Терпение Курентзиса лопнуло, когда 19 апреля у губернатора Пермского края прошло обсуждение проекта новой сцены, куда худрука Пермской оперы даже не пригласили. Вел совещание Владимир Кехман. «Ситуация вполне понятная. Там, где Кехман — не может быть Курентзиса», — уверен собеседник Forbes Life в «Золотой маске».
Побег из Перми
По контракту Курентзис должен работать в Перми до конца 2021 года. В своих интервью он не раз говорил, что остается верен мечте превратить Пермь в мировую культурную столицу. Удалось ли ему приблизиться к этой цели?
Выручка от продажи билетов свидетельствует о том, что интерес к Пермской опере есть. В 2018 году Пермский край потратил на площадку 600 млн рублей. А заработок театра составил 355 млн рублей.
Впрочем, даже в пермском минкульте не склонны измерять достижения тетра его заработками. «У театра есть своя особая миссия — развитие пермской культуры. Благодаря деятельности театра идет продвижение Пермского края как в нашей стране, так и за ее пределами», — говорится в письменном ответе пермского минкульта на запрос Forbes Life. На вопрос о сцене чиновники пишут, что «проектирование нового здания уже идет, состоялся конкурс, согласно которому оно должно быть завершено к ноябрю 2019 года. В 2020 году планируется начать строительные работы».
Ожидается, что в ближайшее время на сайте Пермской оперы появится объяснение Теодора Курентзиса. Но уже сейчас очевидно, что к бегству из Перми он мог подготовиться основательно. Дягилевский фестиваль в 2021 году планируют провести в Париже. По данным источника Forbes Life, новая площадка оркестра и хора musicAeterna может оказаться в Санкт-Петербурге. А юридическое лицо musicAeterna уже зарегистрировано в Дании.
Пресс-секретарь Романа Абрамовича Джон Манн на вопрос о том, продолжит ли миллиардер поддерживать Дягилевский фестиваль, отвечать отказался.