Все должно быть идеально: что такое синдром отличника и как его распознать
Термин, которого нет
Синдром отличника всегда шел бок о бок с перфекционизмом — во многом потому, что и то, и другое помогает достичь одной и той же цели: выполнить поставленные задачи идеально. Речь при этом может идти не только о работе или учебе, но и о повседневных делах, например уборке квартиры, записях в личных дневниках, ведении соцсетей, и не только. Главная разница же между обычным перфекционизмом и синдромом отличника в том, что перфекционизм человек может осознать, а свои действия — адекватно оценивать, в то время как синдром отличника — это скорее пагубная привычка, которая в конце концов берет верх над человеком. Впрочем, существует и иная точка зрения, согласно которой синдром отличника — лишь один из компонентов перфекционизма.
Тем не менее в научной среде термина «синдром отличника» не существует — ни его самого, ни тем более истории этого понятия нельзя найти в академической или исследовательской литературе. Эта формулировка, отмечает когнитивно-поведенческий психолог Анастасия Гостева, знакома большинству людей благодаря медиа и текстам о психологии, ориентированным на широкую аудиторию, в реальности же психологи, говоря о том, что мы привыкли называть синдромом отличника, подразумевают перфекционизм со своими специфическими чертами. «Говоря «синдром отличника», психологи имеют в виду перфекционизм, при котором упор делается на оценку наших достижений другими людьми, и стремление быть хорошими для окружающих. Отличник здесь тот, кого оценили на отлично, например, ученик или подчиненный в крупной компании», — объясняет Гостева разницу между двумя понятиями.
Таким образом, перфекционист смотрит на себя, в то время как человек с синдромом отличника пытается увидеть себя чужими глазами, получить одобрение или высокую оценку своим достижениям со стороны окружающих его людей. Психолог также подчеркивает: обычно человек четко понимает, что достижение успеха невозможно без неудач, однако перфекционисты об этом забывают и стремятся достичь идеала, не совершив ни одной ошибки и оставаясь безупречными.
Откуда берется перфекционизм и при чем тут родители
«Перфекционизм — это та история, которая начинается в детстве, когда ребенок или подросток еще не критично воспринимает слова взрослых и расценивает их как истину, — рассказывает Анастасия Гостева. — Довольно разные типы родителей и их поведение могут привести к тому, что у ребенка впоследствии сформируется перфекционистское отношение к жизни». По словам эксперта, «подтолкнуть» к развитию у детей синдрома отличника могут, например, чересчур требовательные родители, которые хотят от них безупречности и безошибочности и ставят высокие планки достижений в виде отличных отметок в школе. «Это такой директивный, диктаторский метод воспитания, который наносит урон самооценке ребенка, а одно из его последствий — что дети, взрослея, становятся слишком требовательны к самим себе», — поясняет психолог одну из причин возникновения синдрома отличника.
Стремление быть идеальным также может проявляться и у детей тех родителей, кто невербально транслирует им собственный перфекционизм. «Они могут просто своим видом демонстрировать ребенку или подростку, что важно все делать безукоризненно, показывать ценность идеальных семьи или карьеры, где все должно быть не ниже какой-то определенной планки», — говорит Гостева. Кроме того, синдром отличника рискует появиться у ребенка, чьи родители отстраненны или равнодушны: в случае, когда взрослый уделяет мало внимания детям и их потребностям, им приходится хорошо проявлять себя в чем-то, например в учебе или хобби, чтобы заслужить внимание мамы или папы. «В таких случаях причиной синдрома отличника может быть то, что хотя родители не требуют от детей безупречности, своим поведением они все равно транслируют им идею, что те могут получить любовь и принятие только с помощью каких-то достижений», — говорит психолог.
Нестабильная обстановка в семье тоже может быть причиной возникновения синдрома отличника. В таких случаях, говорит Гостева, ребенок или подросток, наблюдая ссоры родителей, думает, что если он будет идеальным и во всем достигать успехов, то они станут меньше ругаться. Так, потребность в безопасности подталкивает детей быть безукоризненными, а свои успехи они видят как «каркас в условиях хаотичной и нестабильной жизни». Более того, сфера, на которую направлен их перфекционизм, будь то школа или спортивные секции, становится для них зоной контроля в условиях, когда ни на что другое повлиять они не могут.
Наконец, развитию перфекционизма, или синдрома отличника, способствуют медиа, например соцсети, в которых культивируется «успешный успех». «У нас достигаторско-ориентированное общество, где активно транслируется образ идеальной семьи, отношений, карьеры, жизни вообще. За кадром остается все, что этому идеалу не соответствует», — поясняет Гостева. Такая «картинка» не только стирает понимание, что за любым успехом могут стоять неудачи и в этом нет ничего плохого или постыдного, но и вызывает у потребителей такого контента ощущение, что они недостаточно хороши в чем-либо, вынуждая их стремиться к недостижимому идеалу, путь к которому показан не совсем реалистичным.
Катастрофизация любой неудачи
В психологии выделяют три основных компонента перфекционизма. В основе первых двух лежат жесткие требования, направленные либо к себе, либо к окружающим («Я должен делать все идеально, следовательно, другие должны поступать так же»). Третья же категория подразумевает, что идеала требует от нас общество и мы должны воплотить эти ожидания. В частности, об этом говорится в модели перфекционизма Хьюитта — Флетта. По мнению Гостевой, все эти категории могут комбинироваться и дополнять друг друга. «Эти убеждения, которые появляются у нас в детском или подростковом возрасте, по мере взросления не меняются, — добавляет Гостева. — Перфекционизм, или синдром отличника, может проявляться и в семье, и на работе, в спорте, хобби — любой деятельности».
Психолог также отмечает: перфекционистам, или людям с синдромом отличника, свойственны когнитивные искажения. «Если разбирать их мысли и убеждения, то становится понятно, что они связаны с дихотомическим, черно-белым мышлением. Это значит «все или ничего», например, если ты совершил ошибку, то ты ужасный сотрудник и непрофессионал», — объясняет психолог. Кроме того, обладатели синдрома отличника склонны к катастрофизации, например, им может казаться, что если они сделают что-то плохо или вовсе не справятся на работе, то их неизбежно уволят.
В детском или подростковом возрасте синдром отличника приводит к низкой самооценке: думать о себе позитивно не получается, если не получилось достигнуть максимума и чего-то добиться. Похожий сценарий актуален и для взрослых: стремясь сделать все идеально, человек может прийти к стрессу и переработке, ухудшению отношений с окружающими и выгоранию. В некоторых случаях мышление человека начинает строиться на негативной я-концепции, в которой главенствует плохое отношение к самому себе, хроническая неудовлетворенность собой, страхи и ожидание провала. Наконец, синдром отличника может провоцировать прокрастинацию — из-за того, что человек боится сделать что-то недостаточно хорошо, он может откладывать выполнение задач и обязанностей до последнего. Причина тому — страх, что он не сможет сделать что-то на том уровне, который он ждет от себя или который, как ему кажется, ждут от него другие люди.
Опора на себя в приоритете
Избавиться от синдрома отличника, по мнению Анастасии Гостевой, можно, начав с признания проблемы и понимания, что человек предъявляет к себе слишком жесткие стандарты и пытается жить согласно требованиям, которые он или общество якобы ставят. Определить, насколько высоки те стандарты, на которые вы ориентируетесь, можно, ответив себе на следующие вопросы:
- «Причиняет ли отступление от плана страдания или тяжелые переживания?»
- «Обесценивается ли результат, который недотягивает, на ваш взгляд, до идеала или был достигнут слишком малыми, по-вашему, усилиями?»
- «Являются ли ваши ожидания от себя нереалистичными?»
- «Кажется ли достигнутый вами результат неуникальным?»
Положительные ответы на эти вопросы сигнализируют о категоричности суждений, в которых результаты любой деятельности могут быть либо «хорошими», либо «плохими». «В основе такого мышления лежат страхи неудачи, критики, отвержения, разоблачения, ошибки. Это формирует поведение, свойственное людям с синдромом отличника, поэтому важно вовремя понять, насколько реален провоцирующий такие страхи сценарий и оправданы ли они на самом деле», — говорит Гостева.
Также понять, есть ли у человека синдром отличника, поможет онлайн-опросник, разработанный специалистами в области консультативной психологии и психотерапии. В его основе лежит все та же модель перфекционизма Хьюитта — Флетта. «Синдром отличника — один из компонентов этой модели перфекционизма. Его база — это ориентация на других людей в оценке себя. Когда этот компонент более выражен, то в таком случае можно сказать, что мы имеем дело с синдромом отличника», — объясняет психолог.
Еще один важный аспект в «лечении» синдрома отличника — вовремя понять, насколько сильны становятся когнитивные искажения. Перфекционисты не всегда видят «золотую середину», для них существует лишь две категории: «плохо», когда совершена даже одна ошибка, и «хорошо», когда их работа сделана идеально. Реальность же искажается тогда, когда человеку начинает казаться, что окружающие мыслят с ним одинаково — и не только смотрят на вещи так же, как и он, но и ждут от него соответствия тем же стандартам и требованиям, которые он себе поставил. «Такие мысли рождаются в нашей голове и не всегда могут быть правдивыми», — предупреждает психолог.
У перфекционистов, как правило, чересчур силен голос самокритики — его психолог советует сменить на голос самосострадания. «Будучи перфекционистами, мы не сочувствуем себе — наоборот, относимся к себе как к провинившемуся школьнику, предъявляем себе требования, критикуем, называем лентяями и неудачниками, если что-то не получается. Доброжелательное отношение к себе гораздо более эффективно, так как умение себя поддерживать помогает больше, чем демотивирующий голос внутренней критики», — объясняет Гостева. Иными словами, в случае неудачи лучше фокусироваться не на том, что вы выполнили свою задачу плохо и поэтому недостаточно хороши или профессиональны в чем-то, а на том, что объективного результата, который вам поставили, вы все равно достигли, а трудности возникают у всех, в них нет ничего страшного, и от этого вы не становитесь хуже в глазах других и тем более не должны становиться таковыми в собственных.
В борьбе с перфекционизмом помогает и осознанность — важно уметь находить баланс между теми сферами жизни, в которых вы замечаете за собой синдром отличника. Гостева напоминает: перфекционизм приводит к запуску одного и того же «маршрута»: завышенные самоожидания — прокрастинация — переработки — выгорание — депрессия. Избежать этого поможет умение отделять отдых от работы или другой деятельности, где перфекционизм «просыпается»: замечая за собой, что вы становитесь чересчур жесткими по отношению к себе, стоит сделать перерыв, а в дни отдыха не заниматься ничем, что может быть связано с триггерными для вас активностями.
«Поскольку синдром отличника нередко имеет привязку к чужому мнению, важно выстроить опору на себя, то есть понимать, каким бы вы человеком хотели бы быть и какой вы есть», — объясняет психолог. Чтобы сделать это, стоит задать себе вопрос: «Что для меня важно?» Например, если человеку важно быть честным, то стоит помнить: дать однажды неверную информацию — не значит стать человеком, который не ценит искренность. То же самое работает и с ответственностью как ценностью: ошибка в работе, даже замеченная другими, не превращает хорошего специалиста в плохого.
«Опора на себя — это представления о себе, которые не может пошатнуть чье-то частное мнение обо мне. Я с собой провожу 24/7 времени, и я тот человек, который имеет о себе самое полное представление. Никто не может говорить, какой я человек», — напоминает Гостева, подчеркивая: одна неудача не может обесценить качеств личности. «Школьник, получивший двойку, не стал от этого менее эрудированным ребенком, а сотрудник, забывший слайд в презентации, не превратился в бездельника, которого нужно уволить. Это только остановка, которая не перечеркивает весь путь, который они прошли», — заключает эксперт.