Концы в воду: почему новый законопроект о бездомных животных вызвал такую критику
Зачем депутаты решили вносить поправки в закон
В проведенном в 2022 году Фондом «Общественное мнение» опросе 43% россиян заявили, что там, где они живут, бездомных собак много. Почти половина респондентов — 47% — отметили, что в их населенном пункте такие собаки угрожают безопасности людей. В целом, согласно подсчетам специализирующейся на производстве кормов организации Mars Petcare, в 2021 году в России проживали 4,1 млн бездомных животных, из которых 735 000 — бродячие собаки, хотя очевидно, что цифры носят самый приблизительный характер.
16 апреля 2023 года в Оренбурге стая бездомных собак насмерть загрызла ребенка. Сразу после трагедии многие официальные лица выступили за реформирование существующего федерального закона «Об ответственном обращении с животными». В частности, глава Оренбурга Сергей Салмин заявил, что «если собака агрессивная и не нашла своего хозяина, то нужно гуманным способом ее усыплять», что не предусмотрено нынешними положениями закона, поэтому, по его мнению, «закон действительно требует серьезной доработки».
Спустя месяц, 16 мая, Госдума приняла в первом чтении поправки в этот закон, согласно которым у регионов появится возможность самим определять, как поступать с собаками без владельцев с «учетом географической, климатической, социально-экономической и иной специфики региона». Эти законодательные новеллы уже вызвали критику со стороны экспертного сообщества и зоозащитников, которые боятся, что это дает «зеленый свет» эвтаназии животных.
На сайте Change.org уже запустили четыре петиции, под одной подписались порядка 130 000 человек, где люди выступают против умерщвления бездомных животных. Россияне также стоят в очереди к приемной президента России, чтобы оставить обращение против законопроекта, а в некоторых городах даже прошли одиночные пикеты экоактивистов.
Вносить поправки в нашумевший законопроект можно до 30 мая, и пока у экологов есть надежда, что его не примут или хотя бы уберут из него самые спорные предложения, поскольку, как пишут «Ведомости», поправки вызвали отрицательную реакцию в государственно-правовом управлении (ГПУ) президента. По информации издания, не поддержали законопроект и в комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, и региональные власти Москвы и Санкт-Петербурга.
Глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Совфеда Андрей Клишас также уже предложил проверить, насколько эффективно регионы исполняли действующий закон: «Мы пока призываем к следующему: давайте взвесим ситуацию с исполнением того закона, который был принят в 2018 году, а потом будем решать, нужно его менять или нет».
Как сегодня регулируют проблему и почему это не работает
Проблему контроля над бродячими собаками пытались решить принятием в 2018 году закона «Об ответственном обращении с животными», что в целом положительно встретило большинство зоозащитников, так как закон запретил умерщвлять бездомных животных, за исключением тяжелой болезни или травмы, несовместимой с жизнью.
- Программа «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат» (ОСВВ)
Главной новацией закона в сфере контроля над бездомными собаками стало внедрение программы «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат в прежнее место обитания» (ОСВВ). Ее суть сводится к тому, что специализированные организации на основе договоров с местными властями занимаются отловом безнадзорных животных, не применяя при этом вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных.
Затем животных отвозят в приют, где их вакцинируют от болезней, опасных для человека, стерилизуют, и, если животное не проявляет немотивированной агрессии, отпускают в прежнее место обитания. При этом процесс отлова и выпуска животного на волю должен записываться на камеру. Так, во-первых, снижается популяция бездомных собак, во-вторых, уменьшается риск нападений собак на людей и распространения опасных заболеваний.
Однако на местах выполнение этой программы оставляет желать лучшего. Как сигнализируют зоозащитники, иногда вместо следования пунктам программы, подрядчики составляют поддельные отчеты об отлове и стерилизации животных, на самом деле убивая их, чтобы получить деньги как за выполненную работу, или отпуская без проведения необходимых процедур в произвольных местах, часто в сельской местности.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов на пресс-конференции в 2022 году заявил, что ряд регионов просто саботируют исполнение федерального законодательства, в частности, не заключают контрактов на отлов, вакцинацию и стерилизацию бездомных животных. Такое отношению к закону имело место, по мнению депутата, в Оренбурге, где бездомные собаки насмерть загрызли ребенка.
Подобные случаи характерны не только для маленьких городов и поселков: в Волгограде, городе с миллионным населением, согласно отчету Роспотребнадзора, с января по март 2023 года количество лиц, обратившихся в медицинские организации по поводу укусов и ослюнений животными, составило 1528 человек, то есть, как подсчитали журналисты, в среднем собаки кусали 21 человека в день.
«Ряд регионов действительно саботируют закон и целый «букет» постановлений правительства, с ним связанных. Добавлю, что эти регионы саботируют и поручение президента от 15 мая 2021 года (в нем президент предложил вести учет домашних питомцев и создать систему реагирования на обращения о причинении животными вреда гражданам — Forbes Life). Примечательно, что в этих же регионах время от времени происходят резонансные случаи нападения якобы «бродячих стай», но зачастую выясняется, что напавшие собаки были хозяйские», — комментирует директор Центра реабилитации бездомных животных Игорь Молоков.
- Приюты
Выполнение программы ОСВВ требовало и регламентации работы приютов, где должны были временно находиться миролюбивые собаки и постоянно — собаки, проявляющие немотивированную агрессию. Закон прямо запретил убивать находящихся там животных, за исключением тех ситуаций, когда животное испытывает непереносимые физические страдания, что должно быть подтверждено специалистом.
Однако в России налицо отсутствие достаточного количества приютов. Так, в 2021 году была создана лишь треть необходимого количества мест в приютах, а в некоторых регионах их просто не существует. Для выхода из тупика еще в 2021 году на федеральном уровне говорилось о необходимости строительства типовых помещений для животных с участием средств из федерального бюджета. Но прогресса в этой сфере нет, поскольку, как озвучивают сами депутаты, «общая обеспеченность субъектов необходимым количеством приютов для животных составляет не более 25 %».
При этом даже если все необходимые приюты будут возведены, по мнению президента Центра защиты прав животных «ВИТА» Ирины Новожиловой, то ситуацию с бродячими собаками это кардинально не изменит, ведь «в отсутствие в стране механизмов ограничения разведения приюты будут, переполняясь, быстро превращаться в конвейеры смерти».
«Если бы закон обязывал регионы выделять деньги на создание инфраструктуры, то возможностей для саботажа были бы меньше. Во-вторых, в законе, на наш взгляд, отсутствуют механизмы решения проблемы, где основополагающим шагом должно быть введение жесткого государственного контроля за разведением животных-компаньонов (собак, кошек). При отсутствии этого шага (а это целый алгоритм действий) все остальное будет борьбой со следствием, включая строительство приютов», — комментирует Ирина Новожилова.
Многие приюты действительно становятся для животных «конвейерами смерти», как, например, приют в деревне Карлук Иркутской области, где в 2020 году произошло массовое убийство собак: некоторых убили сразу после отлова, а раненых бросили в вольерах с живыми собаками. Не менее шокирующий случай произошел в 2022 году в Астрахани, где обнаружили скотомогильник с 60 трупами собак — в убийстве животных подозревали сотрудников местного приюта.
«Деньги, выделяемые на регулирование численности бездомных собак, разворовываются, как это установил Следственный комитет в Астрахани, например. И те же самые регионы выступают инициаторами узаконивания убийства собак. Резонансный законопроект №335106-8 эти же регионы поддержали и активно продвигают. Кстати, если этот законопроект примут, это будет означать ни много ни мало поощрение саботажников во властных структурах», — обозначает свою позицию Игорь Молоков.
Отсутствие прогресса в регулировании численности бездомных животных в ряде регионов также приводит к актам самосуда над ними: активизируются догхантеры — люди, добровольно занимающиеся истреблением бродячих собак, хотя часто гибнут от их рук именно домашние животные.
Как помогают частные приюты и волонтеры
В сложившейся ситуации роль негосударственных приютов остается огромной, хотя их положение шатко, ведь они зависят от поддержки людей. Несмотря на то что россияне, по данным сервиса «Если быть точным», предпочитают жертвовать деньги в первую очередь структурам, занимающимся экологией и животными, после 24 февраля 2022 года ситуация с пожертвованиями НКО не внушает оптимизма. Так, исследователи продолжают фиксировать стагнацию третьего сектора — уже шестой месяц подряд НКО собирают меньше, чем год назад.
В частных приютах, как описывает Игорь Молоков, сталкиваются с тем, что «выброшенные животные — результат безответственности владельцев, изувеченные животные — результат безнаказанности живодеров». Есть еще сложности с дефицитом и/или резким удорожанием необходимых препаратов, кормов. «После 24 февраля резкого скачка [пожертвований] не было, но постепенное уменьшение налицо. Сильнее бьют цены, вот они скакнули резко, нередко в разы», — обрисовывает положение приютов Игорь Молоков.
Московский приют для бездомных собак «Красная Сосна» является муниципальным, то есть земля принадлежит городу: вольеры, вода, корм, работа сотрудников — все это оплачивается местными властями, однако организация также зависит от пожертвований. Именно за их счет проводятся операции и закупаются лекарства и специализированные корма. «Сначала было такое, что помощь сократилась, но по прошествии времени она возобновилась и кажется, что больше людей стали переключать внимание на помощь животным», — комментирует волонтер приюта Дарья Семина.
Приют, как отмечает Дарья, очень сильно зависит не только от финансовой поддержки населения, но и от волонтеров. По ее личному опыту — Дарья пришла в приют добровольцем 8 лет назад — ситуация сильно изменилась в лучшую сторону, так как больше людей стало приходить, больше волонтеров появилось. Люди начали понимать, что «такое приют и что собакам нужна помощь не меньше людей, а может, и больше».
Почему новые поправки только ухудшают ситуацию
В 2022 году Генеральная прокуратура обратила внимание на низкую эффективность деятельности органов власти и общества в сфере решения проблем с бездомными животными, что вкупе с недавними нападениями собак подстегнуло депутатов внести поправки в действующее законодательство.
Согласно одобренным в первом чтении положениям федерального закона, регионам будет делегировано право самостоятельно определять перечень и порядок организации мероприятий при обращении с бродячими животными с учетом местной специфики. При этом на пресс-конференции, посвященной новым поправкам, Владимир Бурматов уточнил, что в законопроекте «не содержится терминов «эвтаназия», «гуманное умерщвление», «отстрел», а дополнительные полномочия регионам даются в вопросах регистрации животных, самовыгула, льготной стерилизации, просветительских мероприятий и программы по пристройству.
Однако зоозащитники уверены: проблема не в законе, а лишь в его исполнении отдельными регионами, тогда как новые поправки приведут к «хаосу». В разговоре с Forbes Life Владимир Гройсман, директор нижегородского благотворительного фонда «Сострадание НН», объяснил, что сегодняшнее законодательство позволяет решить проблему с бездомными собаками, но ситуация упирается в выполнение его норм на местах. А вот принятые в первом чтении поправки «раскалывают общество, нарушают Конституцию страны, где прописано ответственное и гуманное отношение к животным, нарушают права владельцев потерявшихся животных и многое другое».
По мнению Гройсмана, отмена статей действующего закона, предлагаемая поправками (разрешение практически любых действий по отношению к животным, включая эвтаназию, необязательность нахождения животных в приютах, которых во многих регионах просто нет) приведет не только к хаосу и непредсказуемым социальным последствиям, но и вызовет взрыв коррупции в муниципалитетах.
«Профессиональное ветеринарное сообщество на совещании в Госдуме не только раскритиковало законопроект, но и подтвердило, что действующее законодательство полностью позволяет решить все проблемы с бездомными собаками. Пример тому — многолетняя успешная работа во многих регионах — Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Нижний Новгород и многие другие. В этих регионах в разы снизилось количество животных на улицах, количество покусов людей. Кратно снизились и бюджеты на эти цели. А как раз в регионах-инициаторах законопроекта «осваиваются» огромные средства на эти цели, но работа не ведется, открыты уголовные дела на чиновников — и именно там есть смертельные покусы людей бездомными животными. Понятно, что это попытка «спрятать концы в воду», прикрыть собственное бездействие», — уверен Владимир Гройсман.
Какие изменения могут действительно помочь
Россия — не единственная страна в мире, которая сталкивается с проблемой беспризорных собак. Так, например, схожая проблема остро стоит в Индии, где бродячие собаки несут опасность не только людям, но и животным. В частности, считается, что сокращение численности черношейного журавля в Ладакхе (местность в Индии) непосредственно связано с тем, что бродячие собаки питаются яйцами и птенцами этого вида птиц.
Несмотря на специфику ситуации в отдельных странах и регионах, у экспертов имеются универсальные решения. В первую очередь речь идет о создании единого реестра животных, чтобы у властей было точное понимание, во-первых, количества домашних питомцев, во-вторых, имелись данные о владельцах, чтобы в случае чего связаться с ними. С такой инициативой еще в прошлом году выступили в Российской кинологической федерации (РКФ).
«Реестр, то есть учет домашних животных, безусловно нужен, мы до сих не знаем сколько в стране домашних собак и кошек. Учет поможет быстрее найти потерявшегося питомца, позволит наказать хозяев, которые плохо или жестоко относятся к животным. А также позволит решить проблему так называемого «самовыгула», как раз вследствие которого на улицах появляются бездомные и брошенные животные», — объясняет необходимость систематизации информации о питомцах Владимир Гройсман.
Для этого можно ввести обязательное чипирование животных, которое позволит опознать потерянного или агрессивного пса или найти владельца. Движение в эту сторону уже идет: с 1 сентября 2023 года вступит в силу закон правительства Московской области о регистрации домашних животных, который коснется только собак и кошек: первых нужно будет регистрировать обязательно, а вторых — по желанию владельцев.
Еще один способ покончить со стаями беспризорных собак — это введение специального налога на домашних питомцев. В прошлом году первый зампредседателя комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов заявил, что «налогов на домашних животных в России никто собирать не будет», однако эксперты видят в этой системе преимущества.
Во-первых, деньги могут пойти в первую очередь на обустройство и содержание инфраструктуры мест для выгула и дрессировки собак, уборку территорий. Во-вторых, исследователи приводят в пример Нидерланды как страну, где решили проблему бездомных собак без их умерщвления — вместо этого были введены высокие налоги на домашних животных и, как следствие, у людей распространился взвешенный подход к тому, чтоб их заводить.
Пока же зоозащитники, по словам Владимира Гройсмана, надеются, что «президент не подпишет этот жестокий по отношению к животным и совершенно бесполезный с экономической точки зрения законопроект». Игорь Молоков добавляет: «Закон работает там, где его исполняют, и не работает там, где его саботируют. Закон, несомненно, нужно совершенствовать, но сохраняя его милосердную направленность, то есть перекрывать каналы поступления животных на улицу (регистрация, ответственность владельцев и программы льготной стерилизации домашних животных)».