К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кризисный лидер: почему бизнес привлекает «темную триаду»

Илон Маск (Фото Marlena Sloss / Bloomberg via Getty Images)
Илон Маск (Фото Marlena Sloss / Bloomberg via Getty Images)
«Темная триада» — три самые порицаемые личностные черты. Нарциссы, макиавеллисты, люди с психопатией — все они несут потенциальный вред окружающим. Почему обладатели таких вредоносных характеристик часто встречаются на лидерских позициях, рассказывает руководитель Академии лидерства СберУниверситета Филипп Гаврилец

Сам термин «темная триада» ввели в употребление канадские психологи Делрой Паулюс и Кевин Уильямс в 2002 году. Он объединял, на их взгляд, схожие черты личности: неклинические нарциссизм, психопатию и макиавеллизм. Однако, еще до Паулюса и Уильямса, проводилось большое количество исследований, которые показывали корреляцию между этими личностными чертами, наличие у них так называемого «общего ядра». Согласно большинству исследований таким ядром является отсутствие эмпатии. В поведении такая сниженная эмпатия проявляется не столько в невозможности распознавать эмоции и состояния других, сколько в эмоциональной холодности и отсутствии сопереживания.

В чем же особенности этих личностных черт?

Нарциссов можно охарактеризовать как «самопромоутеров», которые отличаются чрезмерным самомнением и эгоистичным поведением. Стремление к уникальности и грандиозные фантазии помогают очаровывать окружающих и добиваться карьерных высот. Такие люди — профессионалы в харизматичной самопрезентации, они часто конкурируют, стремятся к превосходству. Иногда такие амбиции могут быть даже агрессивными: нарциссам свойственно обесценивание достижений других, чтобы сохранять веру в собственную идеальность. 

 

Макиавеллисты свое название получили в честь Никколо Макиавелли в связи с его трудом «Государь». Они — искусные манипуляторы, всегда знающие, как добиться желаемого. Присутствует в них и определенная зацикленность на своих целях, на пути достижения которых такие люди могут легко пренебрегать чувствами окружающих и выбирать любые способы, в том числе противоречащие морали и закону. Лицемерие и ложь — их излюбленные инструменты, а мотивация сосредоточена на получении денег, власти и статуса.

Для людей с психопатией характерна чрезмерная импульсивность, жажда острых ощущений. Порой они обескураживают бессердечностью в межличностных коммуникациях. Они зависимы от риска — это буквально их естественная среда обитания.

 

Известные «темные лидеры»

Среди известных в мире личностей есть люди с чертами «темной триады». Мы все их отлично знаем, ежедневно читаем новости о них, их посты в социальных сетях, слышим их высказывания и знаем об их успехе. Однако есть определенная сложность в том, чтобы уверенно заявить о проявлении тех или иных личностных черт: в каждом случае мы имеем дело не с конкретным человеком, а с его образом, за которым стоит работа пиарщиков, консультантов по имиджу и других специалистов. Мы можем опираться на мнение их окружения, но и здесь нужно учитывать субъективный характер такой обратной связи.

То, что показывается миру, — уже довольно наглядно. Например, всем нам известный Илон Маск. В его поведении прослеживаются нарциссические черты: подчеркнутая элитарность, самовлюбленность, стремление оставить свой след в истории, отсутствие эмпатии. 

Известно, что многие его сотрудники после увольнения жаловались на невыносимый режим работы, его нацеленность на результат, несмотря ни на что. Многие их них говорили о том, что Илон Маск не воспринимает никаких аргументов. 

 

Его проекты также являются отражением его эго. Автопилотируемые автомобили Tesla, сервис PayPal, полеты кораблей Space X, планируемые полеты на Марс и т.д. — некоторые из проектов уже реализованы и вошли в нашу жизнь, многие — разрабатываются. В этих проектах прослеживается навязчивая идея быть первым, первопроходцем и новатором.

Маск может позволить себе нелестные публичные высказывания в отношении других людей, считая, что то, «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Вспомните его многочисленные спорные и даже провокационные высказывания в сети, которые сразу же подхватываются всеми СМИ и гремят на весь мир.

Другой возможный представитель «темной триады» — Стив Джобс. Энди Херцфельд, член команды Macintosh, описывает его характер как «причудливую смесь харизматичной риторики, несгибаемой воли и стремления видоизменить любой факт, чтобы он соответствовал текущей цели». Биограф Джобса Уолтер Айзексон говорил о его намеренном игнорировании реальности. Джобс не принимал никаких аргументов, вся его жизнь была посвящена достижению своих целей. Работа была и его близкими, и его семьей, и его друзьями. Ему трудно было принять, что идеи коллег могут быть удачными, он сразу называл их глупыми. Он был уверен, что обладает выдающимися интеллектуальными способностями и знает больше остальных. Для него единственно верным был его путь.

Джобсу были присущи самолюбование, эгоизм, отсутствие такта и эмпатии. Он пренебрежительно относился к окружающим, позволял себе нелицеприятные высказывания, игнорировал общественные правила, а также правила человеческого общения. Близкие его называли эгоцентричным. В общем, он был человеком со сложным характером. 

Все эти черты позволили Стиву Джобсу достичь неимоверных высот в бизнесе, но они же привели к тому, что в какой-то момент его автократический стиль стал мешать интересам компании, и в итоге это стоило ему работы. Джобс был уволен. Такое поведение, как говорили его коллеги, могло быть разрушительным для компании.

 

Надо признать, что, несмотря на сложный характер и искажение реальности, Стив Джобс после смерти остался героем для миллионов людей, которые считают его творческим гением. 

Еще один более однозначный пример — Элизабет Холмс, основательница компании Theranos. Идея Холмс состояла в том, что специальный аппарат «Эдисон» должен был проводить диагностику и выявлять заболевания всего лишь по одной капле крови. Эта идея помогла ей привлечь огромные инвестиции и стать миллиардером. 

Холмс описывали как харизматичную, обаятельную и амбициозную личность. При этом коллеги отмечали ее упрямство, эмоциональную холодность и скрытность.

Она установила полный контроль над деятельностью сотрудников, включая слежку за переписками. Использовала манипуляции, шантаж и угрозы для достижения своих целей. Унижала и увольняла несогласных («Вы не подходите Кремниевой долине!») Пресекала свободу коммуникаций между отделами, дабы скрыть сомнительность своей бизнес-идеи.

 

Спустя годы стало ясно, что бизнес Холмс является «пустышкой». Якобы уникальная технология анализа крови использовалась только в 15 видах анализов при заявленных 200. Все остальные тесты проводились при помощи обычных технологий с использованием оборудования других компаний. «Джобс в юбке» потеряла все свое состояние и была осуждена на 11 лет за мошенничество. Компания закрылась.

Лидерство и «темная триада» 

Приведенные выше примеры не единичны. Итальянские ученые специально изучили связь нарциссизма и продвижения по карьерной лестнице. Они проанализировали резюме CEO крупнейших компаний и попросили их ответить на вопросы из нарциссического опросника личности NPI-40. Исследование показало, что нарциссы на 29% быстрее продвигаются по карьерной лестнице.

В 2021 году группа клинических психологов из Мадридского университета Комплутенсе провела поиск и анализ данных по теме психопатии в базах публикаций по психологии и медицине. В частности, анализ показал, что среди руководителей, менеджеров по закупкам и маркетологов число имеющих психопатические черты оценивается в 12,9 %, среди студентов — в 8,1 %, а в общих выборках без привязки к профессии — всего в 1,9 %.

Почему люди, обладающие такими вредоносными чертами, достигают таких высот?

 

Мы все чаще слышим от различных теоретиков и практиков в области психологии и менеджмента, что современный менеджер должен быть хорошим эмпатом. А «темная триада», как мы уже выяснили, не про эмпатию. Так что же может объяснить это противоречие?

Как считает голландский психолог и экономист Манфред Кетс Де Врис, акцент на эмоциональном интеллекте лидера не означает пренебрежение такими факторами, как экономия за счет масштабов производства, позиция компании на рынке и ее технологические возможности.

Современный лидер вынужден все время балансировать между собственными интересами, интересами его команды и интересами бизнеса. И в ряде случаев интересы бизнеса могут напрямую конфликтовать с интересами команды. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды, когда ресурсы и возможности ограничены, а производительность, наоборот, должна увеличиваться, чтобы обеспечить жизнестойкость бизнеса. И вот тогда людей приходиться «выжимать». И «темному лидеру» это дается гораздо легче.

Исследование 2011 года группы американских ученых во главе с Эрнестом О’Бойлом и Донелсоном Форситом о взаимосвязи между «темной триадой», эффективностью работы и деструктивно-конфликтным поведением на работе показало положительную взаимосвязь между психопатией и краткосрочной эффективностью команды. Люди с психопатией, способные занять более высокие должности в компаниях, лучше контролируют свою импульсивность и антисоциальное поведение и добиваются хороших результатов, которые, однако, потом заметно снижаются.

 

Американские ученые из Оклахомского университета в своем исследовании показали, что компании с руководителями-макиавеллистами имеют экономию чистой прибыли более 6,6% по сравнению с издержками фирмы.

В статье о лонгитюдном исследовании 2016 года немецкие ученые рассказали, что нарциссизм лидера оказывает положительное влияние на субъективный (например, удовлетворенность карьерой) и объективный (например, зарплата и продвижение) карьерный успех его подчиненных.

Как носители «темной триады» могут приносить пользу бизнесу

Как говорил Парацельс: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом или лекарством». Любая черта имеет свою степень выраженности. Яркая выраженность «темной триады» в конечном счете вредит и людям, и бизнесу, но если говорить об умеренной степени проявления этих черт, то они могут носить адаптивный характер.

Например, нарциссам свойственна грандиозность, у них есть идеи достижений, они хотят большего и готовы ввязываться в конкурентную борьбу. Такое желание высоких достижений определенно полезно команде и бизнесу. Другой вопрос, какие средства в этом процессе будут задействованы, как именно результат отразится на людях. Нарциссы склонны проявлять визионерское лидерство, которое вдохновляет команду в сложные периоды. Они находят новых последователей, обаятельно транслируя желаемое будущее.

 

Макиавеллист лучше всех видит лазейки для достижения целей и нестандартные способы в стандартных условиях. Вопрос в том, насколько эти способы остаются в легальном поле.

Людям с психопатией присуще высокое принятие риска. А готовность рисковать — важный навык для бизнеса, особенно в краткосрочной перспективе. Агрессивность также способна превратиться в преимущество, если она осознанно регулируется. Например, в сложных переговорах, где лидеру нужно отстаивать границы и «продавливать» жизненно важные для компании условия.

Если вернуться к яркой стороне тьмы (пусть это и звучит, как оксюморон), то за этим любопытно наблюдать, например, на экране. Ведь, как отмечал Отто Ранк в своей работе «Искусство и художник», произведения искусства — это способ «вкусить запретный плод» через наблюдение за не одобряемым в реальности поведением. Но столкновение с реальным «темным лидером» в жизни (например, в работе) — это серьезный вызов.  Ведь бизнес — это прежде всего отношения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+