К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Все везде и сразу» и Навальный: рекордсмены и дебютанты на вручении «Оскара-2023»

Джейми Ли Кертис и Мишель Йео (Фото Mike Blake / Reuters)
Джейми Ли Кертис и Мишель Йео (Фото Mike Blake / Reuters)
В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премии «Оскар» — главной кинонаграды в западной киноиндустрии. Абсолютным триумфатором церемонии стал независимый фильм Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта «Все везде и сразу», а лучшим документальным фильмом был объявлен «Навальный». Кинокритик Тамара Ходова рассказывает подробнее о победителях и самых ярких моментах церемонии

«Оскар» в этом году прошел настолько спокойно, насколько это возможно. Американская академия решила повременить с экспериментами, видимо, опасаясь совсем отпугнуть зрителей, которые уже не первый год не очень жалуют церемонию вниманием. Так, например, в прошлом году восьми так называемым «техническим» номинациям статуэтки вручили еще до начала эфира, что возмутило киносообщество, которое посчитало такое обращение неуважительным.

Поэтому в этом году церемония прошла в полном объеме — без сокращенных номинаций, c музыкальными номерами Леди Гаги и Рианны и торжественными речами. Единственным нововведением Академии в этом году стал ковер цвета шампанского, заменивший традиционный красный, что оказалось неожиданностью не только для журналистов, но и для многих гостей, слившихся с дорожкой в кремовых и белоснежных нарядах. 

В отсутствие непредвиденных скандалов за «острые», но при этом тщательно спланированные моменты церемонии отвечал ведущий Джимми Киммел, который вел «Оскар» в третий раз. В открывающей речи он покритиковал академию за отсутствие женщин в главных номинациях, прошелся по новому фильме Дэмьена Шазелла «Вавилон», который был практически проигнорирован академиками, и прокомментировал прошлогодний скандал с Уиллом Смитом, который дал пощечину ведущему Крису Року.

 

Также от внимания Киммела не ушло отсутствие Тома Круза и Джеймса Кэмерона. Их проекты «Топ Ган: Маверик» и «Аватар: Путь воды» попали в номинацию «Лучший фильм». Как пошутил ведущий, люди, которые так активно всех зазывали вернуться в кинотеатр, сами не смогли туда приехать (церемония вручения традиционно проходила в театре «Долби»). Напомним, что «Аватар: Путь воды» стал шестым фильмом в истории, которому удалось заработать более $1 млрд в мировом прокате за первые две недели, и режиссер всегда подчеркивает, что его кино нужно смотреть на большом экране. 

Дэниел Кван и Дэниел Шейнерт получают «Оскар» за лучший оригинальный сценарий за фильм «Все везде и сразу». (Фото Фото Mike Blake·Reuters )

Триумф и рекорды «Все везде и сразу»

Изобретательный экшен о мультивселенных «Все везде и сразу» стал главным фильмом «Оскара-2023»: картина победила в семи номинациях из одиннадцати, в том числе в главной категории «Лучший фильм». Триумф работы двух режиссеров Дэна Квана и Дэниела Шайнерта был довольно предсказуем. «Все везде и сразу» доминировал среди других номинантов на протяжении всего наградного сезона, получив «Золотой глобус», призы Гильдий киноактеров, сценаристов, продюсеров, режиссеров и вообще, кажется, все награды, которые только можно себе представить.

 

Работа Дэниэлов стала самым награждаемым фильмом в истории, заработав с учетом «Оскара» более 158 наград и тем самым обогнав «Властелин колец: Возвращение короля» (у которого всего 101 приз). Также Кван и Шайнерт были объявлены лучшими режиссерами и получили приз за оригинальный сценарий. 

Актерский состав картины тоже не обошли вниманием. Интрига в категории «Лучшая женская роль» между Кейт Бланшетт, номинированной за «Тар», и Мишель Йео из «Все везде и сразу», исполнившей свою первую главную роль в американском фильме, разрешилась в пользу последней. Йео стала первой актрисой азиатского происхождения, получившей статуэтку в данной категории.

Логика академиков понятна: у Бланшетт уже есть два «Оскара» (один за роль второго плана в «Авиаторе» и за роль первого плана в «Жасмин»), а в копилке Йео до этого года была только одна премия BAFTA. Йео начала карьеру в середине восьмидесятых в Гонконге, стала одной из главных экшен-звезд девяностых и выполняла все свои трюки сама задолго до того, как Том Круз сделал это модным, так что свой «Оскар» она давно заслужила.

 

«Это символ надежды для всех маленьких мальчиков и девочек, которые смотрят [церемонию] сегодня. Это доказательство того, что мечты сбываются. Дамы, не позволяйте никому говорить вам, что ваши лучшие годы уже прошли», — отметила актриса, получая награду.

То же самое можно сказать и про ее партнера по фильму Джейми Ли Кертис, получившую статуэтку за роль сварливой бухгалтерши Даэдры. Для 64-летней актрисы это первая номинация на «Оскар» и, соответственно, первая победа. Еще один актер «Все везде и сразу» Ке Хюи Куан, исполнивший сорок лет назад роль Коротышки в «Индиане Джонсе и Храме судьбы», тоже унес домой статуэтку за роль второго плана.

Несмотря на то, что Ке Хюи Куан в этом наградном сезоне выходит на сцену не в первый раз, он всегда умудряется быть одним из самых трогательных лауреатов. На этот раз прослезившийся актер вспомнил свой впечатляющий путь от обычного ребенка беженцев до «Оскара».

Брендан Фрейзер на 95-й церемонии вручения премии «Оскар». (Фото Mike Blake·Reuters )

Не менее впечатляющим путь к главной кинонаграде США был и у Брендана Фрейзера. Звезда фильмов 90-х и начала 2000-х давно перестал сниматься в кино (отчасти, как выяснилось несколько лет назад, из-за сексуальных домогательств президента Голливудской ассоциации иностранной прессы Филиппа Берка). Фрейзер вернулся на большие экраны благодаря невероятно эмоциональной роли в «Ките» Даррена Аронофски, в котором он сыграл 200-килограммового преподавателя литературы, пытающегося наладить отношения с семьей. Голливуд любит яркие камбэки — и это, безусловно, один из них. 

Дорогу новичкам

Примечательно, что фаворитами «Оскара-2023» стали «новички», выдвинутые на премию в первый раз, в то время как «старички», для которых номинация американской киноакадемии далеко не в новинку, например, Стивен Спилберг, Мартин Макдона или Роджер Дикинс, номинированный за операторскую работу в «Империи света» Сэма Мэндеса, ушли домой ни с чем.

 

Дикинс проиграл дебютанту Джеймсу Френду, оператору фильма «На Западном фронте без перемен». Картина немецкого режиссера Эдварда Бергера по классическому роману Эриха Марии Ремарка стала второй по популярности после «Все везде и сразу» — он взял четыре «Оскара» из девяти, в том числе за «Лучший международный фильм». Так, вместо традиционной студии Disney, обычно доминирующей по количеству номинаций и побед, главными на прошедшей церемонии стали независимая студия A24 и Netflix. В копилке последней также «Оскар» за «Пиноккио Гильермо Дель Торо» как лучший анимационный фильм и за документальную короткометражку «Заклинатели слонов». 

Главным документальным фильмом этого года по версии академиков стал «Навальный» молодого канадского режиссера Дэниела Роэра (до этого он уже стал лауреатом премий BAFTA и Гильдии продюсеров Америки). Роэр запечатлел, как  оппозиционер Алексей Навальный расследовал собственное отравление. Российские зрители, скорее всего, знакомы с обстоятельствами этого запутанного дела из видео, опубликованных самим политиком, а для западной аудитории эта история не так очевидна. 

Кадр из документального фильма «Навальный»

Съемочная группа Роэра сопровождала Навального и его семью во время лечения оппозиционера от последствий отравления в Германии, а также при его возвращении в Россию. На церемонии присутствовала вся семья политика — жена Юлия, дочь Дарья и сын Захар. Роэр посвятил свою победу политическим заключенным по всему миру: «Алексей, мир не забыл твой важный призыв: мы не должны бояться противостоять диктаторам и авторитарным режимам». 

Присоединившись к режиссеру на сцене, Юлия Навальная сказала: «Мой муж в тюрьме только за то, что сказал правду. Мой муж сидит в тюрьме только за то, что защищает демократию. Алексей, я мечтаю о том дне, когда ты будешь свободен, и наша страна будет свободной. Будь сильным, моя любовь». 

 

В целом 95-я юбилейная церемония вручения «Оскара» превысила квоту по эфирному времени всего на 34 минуты, что является неплохим результатом для премии. Ее можно назвать одной из самых спокойных за последнее время — никто никого не ударил, а конверты с именами победителей не перепутали. Поэтому ведущий Джимми Киммел со спокойным сердцем перевернул табличку «Число церемоний без инцидентов» с нуля до единицы. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+