К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рейс MH370: каким получился сериал о самой загадочной катастрофе в истории авиации

Кадр из сериала «MH370: рейс, который исчез»
Кадр из сериала «MH370: рейс, который исчез»
8 марта 2014 года рейс Malaysia Airlines 370, на борту которого находились 239 человек, внезапно пропал с радаров. Даже спустя девять лет так и не удалось выяснить, что на самом деле случилось с самолетом и его пассажирами. Платформа Netflix выпустила документальный сериал о том, что могло произойти с рейсом MH370. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн объясняет, как создатели проекта пытаются обвинить во всем Россию и США и почему зрители по всему миру критикуют сериал

8 марта 2014 года в 00:42 рейс Malaysia Airlines 370 вылетел из Куала-Лумпур (Малайзия) в Пекин (Китай). На борту самолета Boeing 777-200ER находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Для авиакомпании это был обычный «красноглазый» (так называют ночные рейсы) полет, который она совершала регулярно. Boeing был полностью заправлен, топлива хватило бы на 7,5 часов — то есть самолет мог спокойно долететь до конечной точки или совершить экстренную посадку на одном из запасных аэродромов в Китае. 

Самолет набрал нужную высоту и встал на курс в штатном режиме, заняв установленный диспетчером эшелон. Борт был оборудован адресно-отчетной системой авиационной связи — ACARS, которая ежечасно отправляет наземным службам данные о скорости, высоте, запасе топлива и других параметрах самолета. Полет проходил стандартно. 

Кадр из сериала «MH370: рейс, который исчез»

В 01:19 командир судна, опытный 53-летний пилот Захари Ахмад Шах, вышел на связь с наземной службой Малайзии перед выходом в воздушное пространство Вьетнама. Диспетчер попросил экипаж перейти на новую радиочастоту Хошимина для дальнейшей связи. Захари подтвердил получение информации и сказал: «Доброй ночи, Малайзийский три семь ноль». Это была последняя фраза, которую сперва диспетчер, а затем и весь мир услышал от экипажа MH370. 

 

В 01:21 борт полностью пропал со всех радаров, потому что транспондеры, передающие информацию о местоположении самолета, были отключены. Система ACARS также была деактивирована — последний отчет о состоянии Boeing был получен в 01:07. За несколько минут до исчезновения борт находился на штатной высоте 10 500 метров и летел со стандартной скоростью 870 км/ч. MH370 находился над Южно-Китайским морем между Вьетнамом и Таиландом. 

В 01:39 диспетчер из Вьетнама попытался связаться с самолетом, но не получил ответ от экипажа. После этого операторы из Хошимина и Малайзии попробовали все доступные способы связи с бортом. Они использовали систему ACARS, радиообмен и звонки со спутникового телефона. Диспетчеров успокоили представители Malaysia Airlines, сообщившие, что рейс следует по маршруту. Из-за этого чрезвычайная ситуация была объявлена лишь спустя 6,5 часов после потери самолета. Позднее Malaysia Airlines признались, что сделали заявление, основывая на полетном плане, а не на фактическом наблюдении за бортом. Спустя год поисков самолета, все 239 человек были признаны погибшими. Борт так и не нашли. 

 

8 марта 2023 года на стриминговой платформе Netflix вышел документальный мини-сериал «MH370: рейс, который исчез». Британцы Луис Малкинсон и Гарри Хьюланд сняли проект, который рассматривает все версии о том, что могло произойти с самолетом. Сериал состоит из трех серий, посвященных трем основным теориям — «Пилот», «Угон», и «Перехват». В проекте приняли участие бывшие руководители Malaysia Airlines, родственники жертв авиакатастрофы, независимый журналист Джефф Вайз, охотник Блейн Гибсон, обнаруживший обломки самолета, представитель компании Inmarsat, исследовавшей курс и полет MH370, и французский журналист-расследователь Флоранс де Шанжи. 

Первый эпизод — «Пилот» — посвящен версии, которую активно продвигала Malaysia Airlines. Авиакомпания и представители власти Малайзии довольно оперативно обвинили в авиакатастрофе командира судна — Захари Ахмад Шаха. Министерство обороны Малайзии на следующий день после исчезновения борта заявило, что на самом деле они засекли Boeing с помощью военного радара. Эти данные говорили о том, что примерно в 01:40 самолет совершил поворот и направился в обратном направлении — в сторону Малайзии, существенно отклонившись от курса. 

Борт был также оснащен терминалами, которые каждый час передавали наземным службам техническую информацию о работе двигателей Rolls-Royce через спутники Inmarsat, благодаря которым удалось рассчитать траекторию полета. После совершения поворота самолет мог направиться либо на север — в сторону Индии, Бангладеша, Мьянмы, Таиланда, Китая и Казахстана, либо на юг — в Индийский океан. Так как все перечисленные страны заявили, что борт не входил в их воздушное пространство, специалисты Inmarsat сделали вывод о крушении самолета в Индийском океане, когда у Boeing закончилось топливо. Malaysia Airlines заявили, что пилот Захари Ахмад Шах намеренно сменил курс и утопил борт в океане, убив 239 человек. Несколько лет спустя ФБР, которые изъяли дома у Захари авиасимулятор, внезапно заявили, что командир судна совершал тренировочные полеты по аналогичному курсу, тем самым вроде бы подтверждая эту теорию. 

 
Кадр из сериала «MH370: рейс, который исчез»

Второй эпизод — «Угон» — посвящен версии, которой придерживается независимый авиационный журналист Джефф Вайз, сотрудничавший с командой экспертов, пытавшихся выяснить, что на самом деле произошло с рейсом MH370. Вайз уверен, что самолет действительно отправился на север после совершенного поворота, но при этом он убежден, что за катастрофой стоят русские, которые угнали борт. Веских доказательств, зачем России нужно было похищать рейс MH370, у Вайза нет.

Он делает большой акцент на том, что Россию и так обвиняли в том, что она причастна к крушению другого малайзийского Boeing — MH17 в Донецкой области в том же 2014 году, а значит, и к этой катастрофа может иметь отношение. Причина для такого преступления — отвлечь внимание мира от событий в Крыму весной 2014 года. При этом Вайз заявляет, что самолет мог приземлиться в Казахстане, который сотрудничает с Россией, а не упасть в океан. 

По его мнению, на борту находились трое российских пассажиров, которые проникли в пункт управления самолетом, отключили транспондеры, чтобы рейс пропал с радаров, и перехватили управление. Другие эксперты заявляют, что таким образом стереть борт с экранов наземных служб действительно можно, но вот управлять Boeing из этой каморки совершенно точно нельзя. Одним из пассажиров рейса MH317 действительно было россиянин — 43-летний предприниматель Николай Бродский, который возвращался из отпуска на Бали. Никаких официальных связей между Бродским и спецслужбами установлено не было. 

Вайз также настаивает на том, что Россия намеренно навела спасателей, которые пытались найти обломки MH370, на ложный след. Страна подкупила охотника Блейна Гибсона, который вызвался искать обломки судна в Индийском океане. Гибсон стал первым человеком, нашедшим явные доказательства того, что борт действительно повернул на юг и упал именно в Индийском океане. Вайз выяснил, что в 1990-х годах Блейн занимался бизнесом с русскими и сохранил связи с ними. 

Третий эпизод — «Перехват» — это теория французского журналиста-расследователя Флоранс де Шанжи, которая заявляет, что борт вовсе не совершал поворот в сторону Малайзии, и самолет сбили американцы в Южно-Китайском море на подлете к Вьетнаму. Флоранс удалось выяснить, что на борту MH370 находились 2,5 тонны неустановленной электроники, которая попала в грузовой отсек без досконального осмотра. Журналист считает, что в те годы китайцы очень хотели заполучить некоторые американские технологии, связанные с системами слежения и дронами. Американцы, узнавшие, что на борту MH370, находился груз, угрожающий национальной безопасности США, решили перехватить управление над самолетом. 

 

По мнению де Шанжи, американские спецслужбы использовали два самолета AWACS — особый вид воздушного судна, который способен отключить транспондеры и все другие каналы связи на другом борту. Пилоты этих AWACS пытались убедить командира Захари Ахмад Шаха совершить экстренную посадку. После отказа Захари исполнить приказ американцы были вынуждены сбить самолет, чтобы груз не попал в Китай. 

Флоранс убеждена, что MH370 не мог незаметно совершить поворот в сторону Малайзии и существенно отклониться от курса, потому что этот регион находится под тщательным мониторингом со стороны различных государств. В Малайзии находится крупная военная база США, где именно в марте 2014 года проходили учения. Американцы просто не могли оставить воздушное пространство без внимания — их радары непременно должны были заметить малазийский Boeing. 

Все родственники жертв, принявшие участие в сериале «MH370: рейс, который исчез», не верят, что самолет разбился в Индийском океане, и считают версию, где угонщиком стал пилот, выдумкой властей. Они, как и эксперты, снявшиеся в проекте, полагают, что катастрофа связана с действиями одного или нескольких государств, преследовавших свои цели. 

При этом зрители по всему миру массово критикуют сериал, подчеркивая, что «MH370: рейс, который исчез» не дает никаких фактов, четких доказательств и очевидных ответов на вопросы. Это лишь конспирологические теории, которые запутывают следствие и никак не помогают выяснить, что же на самом деле случилось с рейсом. 

 

Безусловно, верить этому сериалу крайне сложно. Да, команда проекта собрала сотни деталей, мнений и фактов вместе, чтобы дать зрителям полную картину произошедшего. Но при этом они так свободно играют с данными, что, кажется, при желании смогут убедить зрителя в любой безумной идее, которую им озвучил какой-то эксперт. Статистика всегда была, есть и будет самым удобным инструментом для подкрепления теории фактами в руках людей, умеющих с ней обращаться. 

Сериал «MH370: рейс, который исчез» талантливо напоминает о том, что даже во времена, когда, казалось бы, весь мир опутан технологиями, позволяющими отслеживать машины, самолеты, корабли, поезда и людей, чудовищные и загадочные катастрофы могут случиться в любой момент. Рейс, на борту которого находились 239 человек, просто исчез с лица земли. И уже девять лет ни одна спасательная операция, ни одна независимая группа исследователей, ни одна страна не может доказать, что же все-таки случилось с самолетом и его пассажирами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+