Отложенный успех: как Брендан Фрейзер вернулся в большое кино и выиграл «Оскар»
В конце 1990-х и начале 2000-х годов Брендан Фрейзер был на пике славы — за его плечами были съемки в нескольких масштабных приключенческих кинофраншизах и боевиках. Зрители хороши знали 30-летнего актера по ролям в фильмах «Джордж из джунглей», «Мумия», «Боги и монстры», «Путешествие к центру Земли» и многих других, а глянцевые журналы называли его новым «секс-символом». Однако с началом нового десятилетия, в 2010-х годах, актер без каких-либо известных на тот момент причин на много лет перестал сниматься в большом кино, и его популярность резко пошла на спад.
Все изменилось в 2022 году, когда на Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма «Кит» Даррена Аронофски с Фрейзером в главной роли — драмы об одиноком преподавателе, страдающим от тяжелой формы ожирения, который отчаянно пытается понять себя и окружающих. Фильм, который принес актеру первую в его карьере номинацию на «Оскар» и статуэтку, ознаменовал возвращение артиста в киноиндустрию. Forbes Life рассказывает, почему Брендан Фрейзер больше десяти лет оставался в стороне и как вернулся в Голливуд с помощью, возможно, главной драматической роли в своей карьере.
На вторых ролях
«Он источает мужественность и очарование прошлого, которые отсылают ко временам ранней голливудской эпохи и напоминают о таких именах, как [Эррол] Флинн и [Кларк] Гейбл», — так в 2008 году Фрейзера описывали журналисты газеты The Los Angeles Times. Издание The Guardian называло актера «одной из самых прибыльных и дружелюбных к публике звезд в индустрии». Тем не менее, в 2009-2010 годах, после выхода третьей и заключительной части франшизы «Мумия», карьера Фрейзера пошла на спад — он стал все реже появляться на большом экране.
С 2010 по 2016 год в фильмографии Фрейзера было не более шести фильмов, и только в половине из них он играет главную роль — в боевике «Полный абзац» (2011), комедии «Опрометчивый» (2013) и триллере «Свидетели должны замолчать» (2013). Кроме того, в этот карьерный период актер не снялся ни в одной крупнобюджетной картине, которая отбила бы в прокате затраченный на нее бюджет, или хотя бы получила больше шести баллов рейтинга на киноагрегаторе IMDb. Персонажи, которых играл артист, представляли собой либо второстепенных героев, слабо влияющих на сюжетную линию, либо ходячие стереотипы из любой комедии или боевика.
Вспоминая тот период своей карьеры в интервью GQ в 2018 году, Фрейзер рассказал, что «сделать перерыв» он захотел самостоятельно. Актеру, по его словам, тогда нужно было сосредоточиться на своей семье (после развода в 2007 году с супругой Эфтон Смит, с которой он провел в браке девять лет и завел троих детей), а также решить проблемы со здоровьем. Многие из них были связаны с нагрузками из-за частых съемок в боевиках и травмами.
«К моменту съемок третьей «Мумии» в Китае, а это было в 2008 году, я почти полностью состоял из изоленты и льда — я ежедневно строил себе из них новый экзоскелет», — рассказывал актер. По его словам, на протяжении семи лет, начиная с 2008 года, он перенес несколько операций: удаление части позвонка, операцию на пояснице, частичную замену колена, восстановление голосовых связок и другие хирургические манипуляции.
В том же интервью GQ Фрейзер назвал еще одну причину, по которой он решил на время уйти из большого кино. Актер поделился, что летом 2003 года на званом обеде, организованном Голливудской ассоциацией иностранной прессы, присуждающей ежегодно премию «Золотой глобус», он подвергся сексуальным домогательствам. По словам Фрейзера, когда он покидал мероприятие, Филип Берк, на тот момент глава организации, схватил его за ягодицы и коснулся промежности. В тот момент его, по воспоминаниям актера, охватили паника и страх: «Меня начало мутить. Я чувствовал себя маленьким ребенком. Мне казалось, что у меня в горле комок. Я думал, что просто-напросто заплачу».
Представители актера сообщили о произошедшем в Голливудскую ассоциацию иностранной прессы и потребовали от Берка письменных извинений. Позже в своих мемуарах глава организации признался, что написал актеру в ответ дежурное «Если я сделал что-то, что расстроило мистера Фрейзера, это было непреднамеренно, и я приношу свои извинения». Однако актер рассказал, что тот инцидент настолько травмировал его и испортил его представление о том, «кем я был и что делал», что какое-то время он хотел «стать затворником» и вообще не сниматься больше в кино. К тому же, как рассказал Фрейзер, с того момента ассоциация, по его мнению, внесла его в «черный список» — его почти не приглашали и не номинировали на премию «Золотой глобус». В 2023 году Фрейзер все же получил номинацию на «Золотой глобус», но уступил Остину Батлеру («Элвис»).
Начало «Бренессанса»
Постепенный «Бренессанс» актера, как позже этот период в его карьере начали называть в сети, начался в 2015-2016 годах. Именно тогда артист впервые с момента эпизодических съемок в ситкоме «Клиника» в 2004 году начал появляться в сериалах — однако снова зачастую на второстепенных ролях. Выбор проектов стал более прицельным. Так, в 2015 году Фрейзер появился в пяти эпизодах исторического вестерна «Восстание Техаса», сыграв техасского рейнджера. В 2016 году актер появился в шести сериях хита канала Showtime «Любовники».
Спустя два года Брендана Фрейзера уже пригласили на второстепенную роль в сериале «Траст», режиссером которого выступил Дэнни Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб», «Пистол»). Шоу рассказывало о похищении в 1973 году в Риме Джона Пола Гетти III — наследника нефтяной компании Getty Oil. Фрейзер сыграл в сериале Джеймса Флетчера Чейса, начальника службы безопасности и отца похищенного мальчика — Джона Пола Гетти. Его герой в сериале часто ломает «четвертую стену» — говорит со зрителем напрямую, поясняя некоторые детали сюжета.
Кроме того, в 2019 году в фильмографии Брендана Фрейзера появилась первая комикс-роль — она же стала первой в составе главных персонажей в сериале. Актер начал играть в сериале «Роковой патруль» по киновселенной DC. Он получил роль Клиффа Стила — Роботмена — члена группы супергероев-неудачников и бывшего гонщика NASCAR. По сюжету, его мозг был пересажен в роботизированное тело после того, как несчастный случай уничтожил его собственное. Карьера Фрейзера в большом кино в то же время продолжала быть «на паузе».
«Я всегда что-то делал каждый год. Что бы это ни было, я никогда не думал о том, чтобы полностью бросить съемки. Я актер. Я не знаю, что бы я еще сделал», — объяснял позже Фрейзер.
На своем месте
Человеком, сыгравшим решающую роль в возвращении Фрейзера в большое кино стал режиссер Даррен Аронофски, снявший фильмы «Реквием по мечте» с Джаредом Лето, «Черный лебедь» с Натали Портман, «Мама!» с Дженнифер Лоуренс и другие. В январе 2021 года стало известно, что кинематографист снимет фильм «Кит» по одноименной пьесе Сэмюэля Д. Хантера, и на главную роль в своей новой драме он выбрал именно Фрейзера, который на тот момент уже более десяти лет не снимался в крупнобюджетных полнометражных лентах.
Главный герой «Кита» — затворник-преподаватель английского языка по имени Чарли, который страдает тяжелой формой ожирения и уже давно не покидает собственный дом. Он изо всех сил пытается наладить общение со своей 17-летней дочерью (Сэди Синк) после долгой разлуки (когда-то он бросил семью ради любовника) и окружающими в целом. К бесконтрольному перееданию Чарли привело чувство вины из-за смерти любимого, который покончил с собой.
По словам Аронофски, он потратил почти десять лет на попытки экранизировать пьесу Сэмюэла Д. Хантера, встретившись «почти со всеми актерами определенного возраста» в Голливуде в поисках исполнителя главной роли в фильме, и боялся, что никогда не сможет найти своего Чарли. Поворотным для производства ленты, как рассказывал режиссер, стал момент, когда он увидел трейлер к некоему малобюджетному бразильскому фильму, в котором появился Фрейзер. В актере, по мнению Аронофски, было нечто «затравленное и уязвимое» — идеальные качества для главного героя предстоящей драмы кинематографиста.
«Как только он вышел из моего офиса после нашей первой встречи, я почувствовал это. Я знал, что он может сыграть кого-то, кого большинство людей сначала отвергнет, однако через пять минут они начнут что-то чувствовать к нему. Затем, в течение 20 минут, зрители начнут влюбляться в персонажа, потому что в Брендане есть что-то особенное. Довольно скоро он начинает разбивать тебе сердце», — рассказывал Аронофски.
Чтобы сыграть Чарли в «Ките», Фрейзер носил костюм-протез, который прибавлял ему в весе от 20 до 130 кг в зависимости от сцены. Актер проводил шесть часов в кресле гримера каждый день, чтобы полностью перевоплотиться в персонажа. Позже он рассказывал, что его искусственный костюм был «громоздким и не совсем удобным», добавляя: «Торс был почти как смирительная рубашка с рукавами, которые были отшлифованы вручную, чтобы выглядеть реалистично — как человеческая кожа, вплоть до вшитых вручную волос».
По словам Брендана Фрейзера, не снимаясь в течение многих лет в крупных полнометражных фильмах, он стремился вложить всего себя в производство — как физически, так и эмоционально: «Я играл ва-банк. Если я не отношусь к съемкам так, будто это первый и последний раз, когда я играю, то я не тот человек, который подходит для этой работы. В этом фильме все, что я мог предложить, — это все, что вы видите на экране».
Сезон наград
Премьера «Кита» состоялась спустя почти полтора года — в сентябре 2022-го на 79-м Венецианском кинофестивале. После показа на смотре зал осыпал Фрейзера бурными шестиминутными овациями стоя. Как отмечал журналист Variety Рамин Сетудех, присутствовавший на мероприятии, актер даже сначала смутился из-за такой реакции и попытался покинуть зал, но «аплодисменты были настолько громкими», что он не смог сдержать слез. Видео, на котором Фрейзера переполняют эмоции и он плачет, благодаря зрителей и обнимая Аронофски после титров «Кита», мгновенно стало вирусным в Twitter (соцсеть заблокирована в России) и TikTok.
«Это было так вдохновляюще. Я был взволнован, потому что это было признанием того, что то, что мы сделали, оказывает влияние на людей. И такая реакция была чем-то совершенно новым в моей профессиональной жизни», — вспоминал позже Фрейзер. Ажиотаж вокруг фильма нарастал. Так, уже на следующем ограниченном показе фильма на Международном кинофестивале в Торонто организаторам пришлось заставлять толпу гостей замолчать и завершить аплодисменты, чтобы начать конференцию с актерами и создателями ленты после показа, а на Лондонском кинофестивале ему вновь аплодировали стоя.
В широкий прокат лента вышла в декабре 2022 года, собрав кассу в $35 млн при бюджете всего в $3 млн. В том же месяце в Голливуде начался традиционный «сезон наград» — серия объявлений номинантов на различные кинопремии и церемонии их вручения. И Брендан Фрейзер, чье возвращение в большое кино было уже неоспоримым, стал одной из его главных звезд. Так, в январе актер получил первую в своей карьере номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».
«[Я испытывал] удивление, счастье, надежду и смирение, потому что даже быть номинированным — это исполнение мечты, в которой любому актеру было бы трудно не признаться», — описывал свои эмоции после объявления номинантов на «Оскар» Брендан Фрейзер. Букмекеры оценивали его шансы на победу в категории «Лучший актер» как практически гарантированные.
Позже в январе на церемонии премии Critics Choice Awards ему вручили награду в номинации «Лучший актер», в феврале он получил премию Гильдии актеров США за лучшую мужскую роль, а далее — посетил премию Британской киноакадемии (BAFTA) в качестве номинанта в аналогичной категории. «Я отлично раздаю награды. Это просто. Никакого давления. Ты стоишь на сцене, смотришь на всех этих людей, грызущих ногти, когда говоришь им приятные вещи, а потом вручаешь трофей. Но теперь — все изменилось!», — рассказывал тогда Фрейзер.
В комментарии ET актер признавался, что благодарен, что такую новую волну успеха он переживает в уже более взрослом возрасте: «Я бы не знал, что с этим делать 20-25 лет назад. Это было бы слишком, слишком рано. Сейчас, когда мне 54 года, я чувствую себя более комфортно, более профессионально и более уверенно. И я чувствую себя счастливее за тех, кто проходит тот же путь, что и я».
На 95-й церемонии вручения премии «Оскар» Брендан Фрейзер победил и был назван лучшим актером 2022 года, обойдя Остина Батлера («Элвис»), Колина Фаррелла («Банши Инишерина»), Пола Мескала («Солнце мое») и Билла Найи («Жить»). Произнося речь, полную отсылок к фильму «Кит», актер снова не смог сдержать слез: «Я благодарен Даррену за то, что он подарил мне творческий спасательный круг и взял меня на борт прекрасного корабля «Кит». [Пьеса, которая легла в основу картины] была написана Сэмюэлем Д. Хантером, нашим маяком. Господа, вы обнажили свои сердца размером с кита, чтобы мы могли заглянуть в ваши души».
В интервью до церемонии «Оскар» актер признавался, что он все еще привыкает к тому, что он снова востребован индустрией, и настороженно относится к своему «второму шансу»: «Я рад, что у меня есть работа. Я все еще жду, что кто-нибудь подойдет ко мне, протянет кухонное полотенце и скажет: «Фрейзер, возвращайся на кухню» ».