К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Возвращение на Пандору: как Джеймс Кэмерон повторяет сам себя в «Аватар: Путь воды»

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»
В российской киноиндустрии существует термин «фильм-событие», характеризующий масштабный проект с большим бюджетом и рекламой из каждого утюга. Джеймс Кэмерон и отечественное кино настолько же далеки друг от друга, как Земля от Пандоры, однако именно к его проекту «Аватар» это определение подходит как нельзя лучше. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает Forbes Life, почему фильм «Аватар: Путь воды» — важнейшее кинособытие за год, если не за десятилетие, в принципе (даже если он не до конца удался)

Кэмерон недостижим не только для российского, но и для любого другого кино. Он пропал с радаров почти на 15 лет, изредка мелькая в новостях об очередном переносе выхода новых «Аватаров». И когда режиссер наконец-то вынырнул из глубин в буквальном и в переносном смысле, стало понятно, как его не хватало. «Аватар: Путь воды» разбудил давно позабытое чувство, когда хочется взять всю семью и друзей и отправится в кино, чтобы посмотреть невероятно зрелищный фильм о синих гуманоидах с далекой планеты. Такого не было со времен «Мстителей» и «Звездных войн». Даже Тому Крузу с его «Топ Ган: Маверик», который (пока) остается самым кассовым фильмом 2022 года, это было не под силу. Для подобной встряски нужен был кто-то масштаба Кэмерона.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

Премьера первого «Аватара» прошла в бесконечно далеком 2009 году. Тогда снятая по оригинальному сценарию история о синих инопланетных существах, с применением новых технологий и улучшенной системой захвата движения (motion capture), происходящая полностью в синтетическом 3D-пространстве, вызвала много скепсиса. Однако таков метод работы Кэмерона — всегда плыть против течения и доказывать, что именно это нелогичное с точки зрения индустрии и дорогостоящее решение было единственно правильным. За более чем тридцатилетнюю карьеру режиссера этот метод ни разу его не подводил, не подвел и в тот раз: Кэмерон побил собственный рекорд, поставленный «Титаником» в 1997 году, став самым кассовым фильмом в истории со сборами в $2,7 млрд.

В итоге зрителей не смутили необычные персонажи, 3D-очки, цветастая Пандора и незатейливый сюжет о белом спасителе. Также в стиле Кэмерона оказалось решение не бросаться снимать сиквел, а задумать целых четыре фильма, для которых нужно было создавать новые технологии и дизайн. Производство проекта затянулось на долгих 14 лет.

 

С одной стороны, после такого длительного ожидания у многих резонно возникает вопрос: нужно ли миру продолжение не самой сильной (хоть и прибыльной) истории в фильмографии канадского режиссера? С другой — энтузиазм, с которым публика приняла тизер сиквела, показал, что зрителю по-прежнему интересно узнать, что Кэмерон затеял на этот раз. Ставки невероятно высоки, и это само по себе завораживает: бюджет «Пути воды» составил около $350 млн, а всех четырех частей вместе — более $1 млрд. По словам режиссера, чтобы отбить затраты и хоть что-то заработать, фильму нужно стать одним из кассовых в истории. Благо, у Кэмерона уже есть подобный опыт.

В первой части морской пехотинец Джейк Салли (Сэм Уортингтон) освоился в клане Оматикайя народа На’ви, населяющего Пандору, влюбился в дочь главы клана, воинственную Нейтири (Зои Салдана), и, объединив под своим руководством разрозненные племена аборигенов, выгнал людей с планеты обратно домой. За 15 лет с момента этих событий у Джейка и Нейтири появилось пятеро детей: два сына — Нетейам (Джэми Флеттерс), Ло’ак (Бритен Далтон), дочь Тук (Тринити Блисс) и двое приемных детей. Одна из них, девочка Кири (Сигурни Уивер), — дочь погибшего доктора Грэйс Огустин, зачатая при загадочных обстоятельствах; второй — сын Паук (Джек Чемпион), первый и единственный человеческий ребенок, зачатый на Пандоре.

 

В клане Оматикайя царит идиллия, однако небесные люди предсказуемо возвращаются в повторной попытке захватить планету и приструнить аборигенов. На охоту за лидером сопротивления На’ви Джейком Салли отправляют усовершенствованного Майлза Куоритча, погибшего в первой части. Его разум и воспоминания перенесли в молодого аватара На’ви, и он намерен отомстить семье Салли за свою смерть. Джейк принимает решение покинуть родной тропический лес и спрятаться у морских кланов На’ви на одном из тысячи островов Пандоры.

Кэмерон, как и обещал, расширяет географию Пандоры и отправляется изучать свою любимую стихию, то есть океан. Он одним из первых начал осваивать подводные съемки в «Бездне»; совершил несколько глубоководных погружений на борту российского аппарата «Мир» при подготовке к съемкам «Титаника»; и единолично спускался на дно Марианской впадины. Весь подводный мир Пандоры основан на реальных обитателях морских глубин, которых Кэмерон встречал во время экспедиций.

«Путь воды» потихоньку повторяет сюжет первого фильма. Теперь не только Джейку, но всей его семье приходится учиться жить по-новому и привыкать к правилам и привычкам водного клана, чьи вожди Ронал (Кейт Уинслет) и Тоновари (Клифф Кертис) неохотно принимают их у себя. Режиссер завораживает нас океаном так же, как когда-то полетами на икранах. Нам показывают летающих подводных илу, похожих на щук с крыльями, но на самом деле вдохновленных плезиозавром; огромных китоподобных тулканов и прочих любопытных существ.

 
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

Для того чтобы фиксировать движения актеров под водой, их пришлось научить фридайвингу, а команде Кэмерона — усовершенствовать  технологию захвата движения. Однако на экране все выглядит невероятно естественно и легко — как будто и не было девяти лет тяжелой работы. При взгляде на На’ви уже не возникает сомнений в их реальности. Мир Пандоры завораживает, затягивает, очаровывает, и единственный, кто выглядит лишним на этой планете, — это человек. Чувствуется, что Кэмерону хочется подольше полюбоваться созданным им миром, и его можно понять: моменты, когда зритель вместе с героями изучает новые глубины, — лучшие в фильме. В визуальном плане Кэмерон произвел небольшую революцию, когда поход в кинотеатр максимально приближается к иммерсивному опыту.

При этом с точки зрения истории и сценария дела обстоят гораздо хуже. Фильм идет по проторенной дорожке и практически полностью повторяет канву оригинала: герои попадают в новый мир, в котором им надо быстро освоиться, пока по их стопам идет  неприятный злодей, причем даже злодей в этом случае все тот же. Если даже история оригинала вызывала у журналистов и зрителей много вопросов, то второй фильм и вовсе не выдерживает критики. Кэмерон делает персонажей глупее, чем они есть, чтобы оправдать сюжет, искусственно затягивает действие и ставит вопросы, на которые зритель отвечает гораздо быстрее, чем сами герои. Неприхотливые диалоги тоже оставляют желать лучшего.

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»

«Путь воды» сосредотачивается на семейных отношениях. Семья и ее сохранение становятся приоритетами в жизни героев, а режиссеру необходимо представить всех новых героев зрителю. Дети семьи Салли получились или милыми, или никакими, или стереотипными. Загадочная Кири явно сыграет большую роль в судьбе Пандоры, хотя это очевидно только зрителям, но не героям. При этом облик 14-летней девочки совсем не сочетается с голосом 73-летней Уивер.

Воинственная Нейтири из-за ее новой роли матери отходит на второй план. Она даже не учится пути воды, как все остальные члены семьи, а продолжает летать на привычном ей икране. Кейт Уинслет в роли властной шаманки Ролан тоже не удалось раскрыться. Действие кажется слишком медленным и слишком отрывочным одновременно. Режиссер тратит целый час на экспозицию и добирается до основного сюжета только к середине картины, а хваленый кэмероновский экшен в третьем действии на удивление скромен.

Неужели для создания такой базовой истории понадобились усилия четырех сценаристов, включая самого Кэмерона? Создается впечатление, что режиссер воспользовался уже хорошо отработанной студиями схемой — то есть искусственно растянул действие, чтобы снять больше фильмов, следовательно, больше на этом заработать. Кажется, что вторая часть франшизы служит лишь буфером между первой и третьей картинами, и самое интересное режиссер сохранил напоследок.

 

Если бы «Путь воды» вышел через два года после оригинального фильма, этот ход можно было бы понять и простить, но получить многомиллионную приманку спустя 14 лет ожидания довольно неприятно. Особенно учитывая, что третья часть выйдет только в 2024 году, а последняя — в 2028. Правда, Кэмерон намеревается выпустить четвертую и пятую части, только если вторая покажет хорошие результаты.

Безусловно, интересно то, что «Аватар: Путь воды» был задуман и снят в другом мире — до пандемии и бума стримингов. Он как существо с другой планеты вдруг напоминает нам, что кинотеатральный опыт все еще может вызвать неповторимые эмоции. В этом его слабость и его сила. Фильм Кэмерона невозможно представить без кинотеатров — его стоит смотреть только на большом экране и желательно в IMAX. Дома неоновые рыбы и лазурные берега будут выглядеть не так органично.

При этом даже если фильму удастся побить все нужные рекорды, это отнюдь не будет означать возвращение кинотеатров в нашу жизнь. Скорее, в очередной раз подтвердит, что такие трюки под силу только Кэмерону. Если учесть, что во второй части франшизы режиссер не сказал ничего нового, только и остается уповать на то, что фильм соберет нужную кассу и обеспечит выход продолжения. В таких условиях чувствуешь себя не гостем Пандоры, а заложником студийной системы, которая приберегла все лучшее напоследок. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+