К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гараж Мельникова и свой эндаумент-фонд: Еврейскому музею исполнилось 10 лет

Еврейский музей и центр толерантности (Фото DR)
Еврейский музей и центр толерантности (Фото DR)
В 2022 году Еврейский музей и центр толерантности отметили десятилетие со дня открытия в Марьиной роще в пространстве переоборудованного автобусного гаража работы архитектора Константина Мельникова. Forbes Life оценивает эти 10 лет в цифрах и фактах

Благодаря активному участию попечительского совета, привлечению меценатских средств и растущему эндаументу Еврейский музей и центр толерантности принято считать одним из самых эффективных и быстро развивающихся частных музеев в России. За десять лет его посетили более трех миллионов человек.

Основная экспозиция музея посвящена нематериальному наследию и истории еврейского народа. Но в то же время Еврейский музей — это и успешная выставочная площадка современного искусства, и центр изучения искусства авангарда, и детский центр с образовательными программами, и отдел Российской государственной библиотеки, где хранится библиотека Шнеерсона (всего в библиотеке Еврейского музея более 25 000 книг на русском, английском и иврите), и гастрономический центр. Меню кафе «Ришон» работает как кулинарный путеводитель по современной ближневосточной и итальянской кошерной кухне. 

Под крышей мельниковского гаража открыт центр толерантности — самостоятельная площадка, где в режиме реального времени идет работа над созданием позитивного диалога подростков и молодежи разных культур, религий и мировоззрений. За десять лет центр реализовал более 60 масштабных проектов в 85 регионах России с участием более 200 000 человек. Например, в 2018 году в центре толерантности персонал чемпионата мира по футболу впервые в истории FIFA обучали поведению, свободному от дискриминации. 

 

Forbes Life вспоминает и другие значимые события в десятилетней истории музея. 

Реконструкция здания гаража
DR

Реконструкция здания гаража

В 1924 году в Москве началось массовое автобусное движение, а для автобусов потребовались гаражи. Вернувшийся из Парижа архитектор Константин Мельников  выдвинул свой «принципиально новый архитектурный план в виде гигантского вытянутого с востока на запад параллелограмма, дающего возможность парковать автобусы в один ряд под углом друг к другу. Это позволило осуществлять свободный выезд транспорта без использования тогда еще недоступного заднего хода», — сообщает сайт Еврейского музея. Так появился Бахметьевский гараж в Марьиной роще.

В 2001 году власти Москвы передали руинированное здание гаража и прилегающие территории в безвозмездное пользование Федерации еврейских общин России. На пожертвования ФЕОР архитектор Джейми Фоберт реконструировал и переоборудовал здание под музей. В 2008 году в пространстве автобусного гаража Константина Мельникова фондом Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича «Айрис» был открыт Центр современной культуры «Гараж». Осенью 2012 года центр переехал во временный павильон в Парке Горького, спроектированный архитектором Шигеру Баном. А здание Бахметьевского гаража занял Еврейский музей.

Открытие постоянной экспозиции Еврейского музея
DR

Открытие постоянной экспозиции Еврейского музея

В ноябре 2012 года в пространстве Бахметьевского гаража состоялось открытие Еврейского музея и центра толерантности. Его создание обошлось ФЕОР в $50 млн., $5 млн из которых пожертвовал предприниматель Виктор Вексельберг.

Основная экспозиция музея показывает нематериальное наследие еврейского народа. 12 тематических пространств рассказывают о мировой и российской истории. Все разделы экспозиции, созданной бюро Ralph Appelbaum Associates (RAA), интерактивны и решены с использованием современных мультимедийных технологий.

«Чтобы познавать мудрость, человек должен участвовать в диалоге, обсуждать, думать, искать. Сам. И неважно, насколько ты разбираешься в этом вопросе. Важен принцип работы с нематериальным наследием, с источником знания», — говорит президент ФЕОР, директор Еврейского музея Александр Борода. По мнению Александра Бороды, такая интерактивность экспозиции, живость и современность подачи — «наш персональный вклад в развитие музейного дела, чтобы каждый посетитель имел возможность не просто узнавать предмет искусства или истории, но чтобы в нем возникали новые вопросы по мере этого знакомства и желание знать еще больше».

Создание эндаумента Еврейского музея
DR

Создание эндаумента Еврейского музея

В 2014 году бизнесмены Виктор Вексельберг, Лен Блаватник, Михаил Гуцериев, Геннадий Тимченко, Александр Клячин, Алексей Лихтенфельд и Роман Абрамович учредили первый в России частный эндаумент-фонд для финансирования работы Еврейского музея и центра толерантности. Первоначальный капитал фонда составил $4,5 млн.

Как рассказывала Forbes Life Диана Гиндин, председатель совета фонда целевого капитала музея, взнос Романа Абрамовича составил половину всей суммы. К сентябрю 2021 года капитал фонда насчитывал более $10 млн, а средняя доходность была около 15%.

Бизнесмены — участники попечительского совета жертвуют на работу музея по $1 млн в год. Как в мае сообщил Forbes Life генеральный директор Еврейского музея Александр Борода, большинство попечителей продолжают поддержку музея, несмотря на сложные внешние обстоятельства и санкции. «Музей — важная страница в моей жизни, — говорит почетный председатель попечительского совета Еврейского музея и Центра толерантности, Виктор Вексельберг, —  Созданный в 2012 году проект вот уже десять лет служит проводником гуманистических ценностей, ненасилия и идей толерантности, в чем весь мир, как никогда, особенно нуждается сейчас».

 Энди Уорхол. «Десять знаменитых евреев XX века»
DR

Энди Уорхол. «Десять знаменитых евреев XX века»

За десять лет Еврейский музей показал более 70 выставок, включая работы таких знаковых имен современного искусства, как Энди Уорхол, Аниш Капур, Герхард Рихтер.

Проект Уорхола, посвященный десяти самым знаменитым евреям XX века, включал портреты от Сары Бернар до Голды Мейер, Гертруды Стайн и Альберта Эйнштейна. Идею художнику в свое время подали американский галерист Роналд Фельдман и израильский арт-дилер Александр Харари.

Кураторами проекта стали Пол Мурхаус из Национальной портретной галереи Лондона и Мария Насимова из Еврейского музея. Выставку в России поддержал Фонд семьи Блаватник.

Аниш Капур. «Моя алая родина»
DR

Аниш Капур. «Моя алая родина»

Алый цвет — цвет Индии, цвет человеческой плоти, цвет крови и раны — доминирует в работах британского скульптора. Красный пигмент, воск и сталь — три основных материала его творчества.

Осенью 2015-го лондонская галерея Lisson в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства привезла в Еврейский музей четыре знаковые скульптуры Аниша Капура. Среди них — знаменитая «Алая родина» — движущийся гигантский миксер, беспрерывно равняющий горы ландшафта кроваво-красного месива из воска, вазелина и пигмента, словно срывающий корочку на вечно незаживающей ране. Представлять свои работы, а также первую монографию, посвященную его творчеству на русском языке, в Москву и в музей приехал сам Аниш Капур.

 Герхард Рихтер. «Абстракция и образ»
DR

Герхард Рихтер. «Абстракция и образ»

Центром монографической экспозиции Герхарда Рихтера стала инсталляция «Биркенау», 2014 — четыре широкоформатные абстрактные полотна, написанные под впечатлением от фотографий, снятых узником концлагеря в 1944 году. Одновременно с абстракциями были представлены оригинальные фотоснимки и 93 фрагмента этих фотографий. На выставке были показаны работы Рихтера, созданные в период с 1973 по 2016 год.

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова. «Снег на траве»
DR

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова. «Снег на траве»

Специально для выставки, приуроченной к его 80-летию, Юрий Норштейн не только открыл архивы и пустил зрителей в свою условную мастерскую, но создал масштабные мизансцены-инсталляции, иллюстрирующие отдельные эпизоды его биографии.

Одна из инсталляций посвящена послевоенной Марьиной роще, отдаленному от центра району, где среди цветов мальвы, покосившихся деревянных домов, почти в сельской глуши прошло детство Юрия Норштейна. Эти мельчайшие детали послевоенного быта позднее были портретированы художником во многих его работах, включая «Сказку сказок».

Новое пространство музея
DR

Новое пространство музея

Весной 2022 года музей увеличился за счет восточного крыла гаража. 330 кв. м дополнительного пространства адаптировали для музея архитектурное бюро Nowadays и архитектор Юрий Григорян. В Восточном крыле расположились обновленный детский центр, библиотечные фонды и читальные залы, лекционные аудитории, кинозал, коворкинги и новое выставочное пространство с музейным климатом. Все работы по реконструкции и переоборудованию оплатил Роман Абрамович.

Кафе «Ришон»
DR

Кафе «Ришон»

С точки зрения кулинарии Еврейский музей, безусловно, один из первых в Москве. «Ришон», кошерное музейное кафе, именно так и переводится с иврита — «Первый». Здесь не используют полуфабрикаты, все готовят повара кафе, а процесс контролирует машгиах из департамента кашрута. Кухня в кафе с сильным итальянским и ближневосточным акцентом. Есть и оригинальные, собственные находки: например, тесто замешивают не на воде, а на березовом соке.

Выставка «Мир как беспредметность»
DR

Выставка «Мир как беспредметность»

«Волей судьбы наш музей расположился в памятнике русского авангарда, где совершенно новая эстетика Мельникова и Шухова несет с собой и совершенно новый революционный взгляд на роль художника и искусства, — говорит президент ФЕОР, генеральный директор Еврейского музея Александр Борода. — Я не могу сказать, что концепция Еврейского музея формировалась под влиянием русского авангарда. Но удивительным образом она рифмуется с идеями родоначальников нового искусства». Так или иначе, выставочные проекты, связанные с художниками русского авангарда стали ДНК музея за десять лет его истории: масштабные выставки-исследования искусствоведа Андрея Сарабьянова «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев», открытие Центра авангарда с его образовательными, выставочными и научно-исследовательскими программами, партнерство с «Энциклопедией русского авангарда».

До 19 февраля 2023 года в музее идет выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие», подготовленная совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин-центром, где представлены 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа и провинциальных музеев и частных коллекций.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+