Фабрика-кухня дала продукт: в Самаре презентовали первый филиал Третьяковки
В конструктивистском здании 1930-х годов , построенном первой советской женщиной-архитектором Екатериной Максимовой, завершается реставрация. В 2022 году там откроется первый в стране региональный филиал Третьяковской галереи. Но первый культурный проект — перформанс «Утопия на ужин» — идет всю неделю, с 13 по 17 сентября.
— А вот и специалисты по современному искусству подтянулись, — сообщил со сцены Владимир Мединский, помощник президента, выступая на вечере в честь запуска самарской Фабрики-кухни, обращаясь в зал к владельцу «Новатэка» Леониду Михельсону.
— Я здесь по другому вопросу, — парировал Леонид Михельсон, создатель фонда современного искусства V-A-C, который провел реконструкцию исторического здания ГЭС-2 в Москве (в нем откроется новое культурное пространство, форпост современного искусства). Пользуясь моментом, когда губернатор Самары Дмитрий Азаров вручал ему памятный знак за поддержку выставок Третьяковской галереи в Самаре, Михельсон пояснил: он прилетел на открытие школы искусств в Новокуйбышевске, где будут заниматься 428 детей. И добавил, обращаясь к директору Третьяковки Зельфире Трегуловой: «Мы по-прежнему остаемся партнерами музея».
Третьяковка в Самаре возникла спонтанно и стремительно. 15 сентября 2018 года директор музея Зельфира Трегулова впервые приехала в город в сопровождении тогда министра культуры РФ Владимира Мединского. По словам Трегуловой, предложение «взять» руинированное здание Фабрики-кухни было сделано так, что «не взять было невозможно». Так в 2019 году в Самаре был учрежден филиал Третьяковской галереи.
За три года присутствия Третьяковки в городе музей провел три выставки на гостевых площадках: в Самарском областном художественном музее, в галерее «Виктория» и в Музее модерна. Показывали русский авангард и скульптуру Анны Голубкиной, обозначив таким образом вектор работы: искусство XX века и современное искусство. Все три выставки поддержал Михельсон, чье увлечение современным искусством датируется периодом его работы в Самаре и созданием городской галереи «Виктория» в 2005 году.
Если Третьяковку в Самару привел административный ресурс, то спасение и восстановление здания Фабрики-кухни 1932 года — инициатива самарских архитекторов. Они восстановили историю создания здания, разыскали архитектурную и строительную документацию и установили имя и биографию автора-архитектора. Благодаря расследованию аспиранта Самарского государственного архитектурно-строительного университета Александра Исакова удалось выяснить, что Фабрика-кухня в Самаре — единственный полностью авторский реализованный проект первой советской женщины архитектора Екатерины Максимовой, выпускницы санкт-петербургских Высших женских политехнических курсов, работавшей в группе академика Щусева над созданием Казанского вокзала.
В материале The Artnewspaper Russia об истории самарской Фабрики-кухни и ее архитекторе говорится, что с 1925 года Максимова работала в Нарпите, организации, которая создавала систему общественного питания в период начала индустриализации. Основу новой, фабричной технологии общественного питания составили фабрики-кухни, где конвейерным методом готовились комплексные обеды и ужины. Первая фабрика-кухня была открыта в 1925 году в Иванове.
В своем самарском проекте архитектор Максимова добилась абсолютной гармонии формы и содержания: здание, построенное как храм нового, советского культа, по форме напоминающее серп и молот (так форма креста ложится в основу крестово-купольного храма), полностью адаптировано к технологии конвейерного питания. В части здания, напоминающей серп, размещались три обеденных зала, на крыше — летняя терраса. Кухня располагалась в «молоте», еда по конвейерам подавалась в «серп». Витражное остекление переходов-лучей, соединяющих разные части здания, создавало ощущение воздушного, светлого пространства. Фабрика-кухня производила 9000 обедов в сутки для рабочих завода имени Масленникова, а кулинария — 3000 обедов-полуфабрикатов. Создание советского пищевого храма вышло недешевым — бюджет стройки в 1930-1932 годах оценивался в 1 200 000 рублей.
Непросто и недешево оказалось Фабрику-кухню восстановить. Здание перестраивалось дважды, в 1944 году, когда его «утеплили», зашив большую часть оконных проемов, и в 1998 году, когда завод ЗИМ был обанкрочен и бывшая фабрика-кухня превратилась в торговый центр, напоминающий рынок. К началу 2000-х обветшавшее здание планировали снести. Группа самарских архитекторов-активистов выступила за сохранение и восстановление памятника архитектуры. В защиту Фабрики-кухни был проведен велопробег, включились историки архитектуры, краеведы, жители Самары. О погибающем шедевре написали The Guardian и российский Forbes.
В 2014 году Фабрика-кухня была передана в управление Самарского отделения ГЦСИ. Была проведена экспертиза состояния здания, Минкульт выделил средства на консервацию и реконструкцию здания, как писал «Коммерсант». Настигшие ГЦСИ реформы заморозили проект. Так на самарской сцене появилась Третьяковская галерея. С появлением национального музея в проекте увеличилось финансирование, что позволило, закончив с обследованием здания, перейти к реставрационным работам. В настоящий момент бюджет реставрации и реконструкции Фабрики-кухни оценивается в 1,5 млрд рублей.
Архитектор Виталий Стадников, автор проекта приспособления Фабрики-кухни, говорит, что реставраторам удалось сохранить уникальные железобетонные конструкции Максимовой, благодаря которым стало возможным воссоздать прозрачное разнообразное интерьерное пространство. «Максимова создавала каркас по дореволюционным лекалам, в духе протонемецкой школы, — рассказывает Стадников. — Конструкции тонкие, пропорции элегантные, как у Шухова». Стадников уверен: благодаря архитектурному гению Максимовой, создавшей пространство со множеством лучей-переходов, позволяющих по-разному формировать людские потоки, Фабрика-кухня, памятник эпохи индустриализации, готова к новым вызовам времени и может стать символом постиндустриальной эпохи.
Незаконченное здание открылось для посетителей пока всего на пять дней, с 13 по 17 сентября. Перформанс «Утопия на ужин», созданный хореографом Анной Абалихиной, художником Ксенией Перетрухиной и композитором Алексеем Сысоевым, выражал оммаж утраченным идеалам коллективного счастья эпохи авангарда и героине эпохи, архитектору Екатерине Максимовой. Максимова погибла в 40 лет под колесами поезда при невыясненных обстоятельствах, из ее архитектурного наследия сохранилась самарская Фабрика-кухня и частный дом в подмосковном Кратове.
Создатели «Утопии на ужин» известны своими сайт-специфическими проектами. Среди работ этого творческого коллектива — перформанс «Страсти по мартену» на Выксунском металлургическом заводе в 2018 году, созданный на средства фонда «ОМК-участие» и получивший государственную премию в области современного искусства «Инновация» и Премию имени Сергея Курехина. Стоимость такого рода проектов, по оценке продюсера Юлии Бычковой, начинается от 10 млн рублей. Спонсорами перформанса на Фабрике-кухне выступили региональное отделение «Сбера» и компания «Пегас-агро» (члены попечительского совета Третьяковки в Самаре) — так что для зрителей вход бесплатный.