Искусство, выросшее на улице: как пандемия отразилась на стрит-арте
Первые имена российского современного искусства у Дмитрия Пумпянского в Екатеринбурге
Арт-консультант Марат Гельман активно поработал во время карантина, создав три коллекции российского современного искусства. Одним из собраний, к которому приложил руку Гельман, стало собрание Дмитрия Пумпянского. Основанная более 10 лет назад коллекция из 1500 работ строго держала курс на региональное уральское искусство. Новые кураторы развернули угол обзора на 180 градусов — теперь это собрание художников Урала, Сибири в контексте всего современного искусства России и стран СНГ. Управляющая коллекцией Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA и глава представительства галереи «Синара Арт» в Женеве, в карантин времени не теряла.
По рекомендации Марата Гельмана Пумпянские купили в Америке несколько работ Кабакова и Меламида. В коллекции появились знаковые произведения Виноградова — Дубосарского, AES+F, «Синих носов», Олега Кулика, Эрика Булатова — всего 150 работ, из них часть из собрания самого Марата Гельмана. Как рассказала Forbes Анна Пумпянская: «В Женеве мы на перекрестке художественной жизни. Имеем возможность возвращать в Россию знаковые работы. Несмотря на пандемию, искусство летает через океан без всяких проблем». Женеву Пумпянские расценивают как плацдарм для продвижения молодых российских художников в Европе и Америке. Премьера пополненной и радикально обновленной коллекции Пумпянских намечена на февраль 2021 года. В Екатеринбурге, в «Синара-центре» (пространстве, созданном Дмитрием Пумпянским в 2019 году за 2 млрд рублей на руинах комплекса городской больницы начала XIX века) откроется экспозиция «Все это — вы!».
Паблик-арт у Сергея Галицкого в Краснодаре, у Александра Лебедева в Алуште и на выставке на Клязьме
В парке, примыкающем к стадиону «Краснодар» Сергея Галицкого, недавно появились два новых объекта авторства группы Recycle — «Геолокация» и барельеф «Искусственная среда». (Цены на крупные объекты Recycle начинаются от €60 000.) По сообщениям кубанских СМИ, решение о покупке работ в парк принял лично Сергей Галицкий. На вопрос Forbes о своем увлечении современным искусством Галицкий не ответил.
Александр Лебедев, собравший более 50 объектов уличного искусства для парка в своем отеле Château Gütsch в Люцерне, этой весной перевез значительную часть собрания в Алушту. Работы установлены на территории спа отеля «Море», принадлежащего Лебедеву, и на городской набережной, привлекая внимание туристов и к отелю, и к городу. Инвестиции в создание арт-парка Лебедев оценивает в 140 млн рублей. «В 2020 году мы заметили смещение фокуса интересов коллекционеров на уличные объекты. В разгар изоляции у нас купили две двухметровые стрит-скульптуры стоимостью около 1 млн рублей из проекта Сергея Шеховцова «Погром», — рассказывает Полина Толокова из галереи Jart. В сентябре галерея провела выставку «ЧА ЩА» на берегу Пироговского водохранилища, где было показано 42 уличных, точнее лесных, объекта. Самый большой интерес у коллекционеров вызвала инсталляция художника Димы Филиппова «Даль» (300 000 рублей).
Частные сады с outdoor-объектами
Соседка Александра Лебедева по Рублевке и его однофамилица, предпринимательница Марина Лебедева увлеклась outdoor-объектами в начале 2000-х годов. Ее коллекция развивается одновременно с формированием садов. Самый первый сад Лебедевой в подмосковной Жуковке занимает 2 га: 45 работ вписаны в садовый ландшафт и по-честному «работают» круглый год. Предмет особой гордости коллекционера — работы, участвовавшие в крупных мировых выставках, которые Лебедева разглядела первой. Например, инсталляция «Грачи прилетели» Николая Полисского была выставлена на архитектурной биеннале в Венеции в 2008 году, объекты Александра Шишкина-Хокусая — в российском павильоне на биеннале в Венеции в 2019-м. Работу Ирины Кориной, участника Венецианской биеннале, Лебедева купила на фестивале «Архстояние», а «Счастье не за горами» (€10 000) в ее саду стало первой официальной копией объекта художника Бориса Матросова, в 2009-м установленного в Перми.
«У нас долгое время не было культуры сада, — говорит Лебедева. — А сейчас, когда у всех дальние дачи, ближние дачи, Крым, Сочи, все хотят обустраивать свои сады». Сейчас Марина Лебедева вместе с ландшафтным дизайнером Александром Гривко развивает коллекции современного искусства в открытых для публики садах во Франции, Этрете и Пьерфоне, а также планирует открыть новый сад с коллекцией в Подмосковье.
После отмены карантина несколько заказов на большие объекты художника Игоря Шелковского (от €50 000) получила его галерист Алина Пинская. (Осенью 2019 года Алина и Дмитрий Пинские подарили три объекта Игоря Шелковского Третьяковской галерее.) Среди коллекционеров работ Игоря Шелковского — Ирина и Анатолий Седых, весной установившие скульптуру в своем саду.
Айвазовский еще в цене: что происходит на рынке русского искусства
Сайт-специфик-проекты в заводской среде у Седых и Лебедева
Глава компании ОМК Анатолий Седых и его жена Ирина, возглавляющая попечительский совет благотворительного фонда «ОМК-участие», отметились в истории российского искусства задолго до того, как стали серьезными коллекционерами современного искусства. Уже 10 лет в нижегородской Выксе, где расположен металлургический завод, принадлежащий ОМК, проходит фестиваль «Арт-овраг», внедряющий стрит-арт и паблик-арт в городскую среду. В 2018 году в честь остановки последних больших мартеновских печей в Европе в Выксе прошел сайт-специфик-перформанс «Страсти по Мартену» (авторы — Анна Абалихина, Алексей Сысоев, Ксения Перетрухина). Перформанс, соединивший заводское пространство, современное искусство, оперу и балет, получил премию «Инновация» и премию им. Сергея Курехина.
В декабре 2019 года Александр Лебедев сделал себе подарок к 60-летию, пригласив гостей на завод «Энергомаш» в подмосковный Чехов, где был устроен перформанс «Мистерия высокого давления» (режиссер Юрий Квятковский). Продюсерами обоих перформансов, в Выксе и Чехове, выступили Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, по их оценке, бюджеты на создание такого рода произведений начинаются от 10 млн рублей.
В октябре 2020 года в Выксе на стене заводского цеха открылась фреска Эрика Булатова размером 2500 кв. м по мотивам двух работ «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии» — это самое крупное произведение художника. Ради этого события 87-летний Булатов прервал свой карантин в Париже и прилетел в Выксу. Ночью перед цехом был исполнен перформанс «Машинная рапсодия» (авторы Святослав Пономарев и Федор Павлов-Андреевич), перед началом которого Эрик Булатов и Ирина Седых выехали к зрителям на локомотиве.
Стой, иди на завод: как в Выксе металлургам показывают Эрика Булатова
Стрит-арт в собраниях Софьи и Романа Троценко и молодых коллекционеров
В 2006 году создатели арт-кластера современного искусства «Винзавод» Софья и Роман Троценко поддержали первый легальный фестиваль граффити в Москве. Еще до официального открытия «Винзавода» на территории центра был запущен проект «Стена». Среди тех, кто отметился на стене «Винзавода», — Кирилл Кто, Валерий Чтак, Миша Most, успешные современные художники, лидеры продаж онлайн-аукционов в период карантина. «За 14 лет на моих глазах произошла интересная трансформация, — рассказывает президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. — Уличная культура выстрелила, став одним из самых успешных трендов арт-рынка».
Софья Троценко отмечает: стрит-арт породил новую волну коллекционеров молодого поколения. Например, в коллекции Романа Жавнера около 200 работ 50 художников. Среди них — Дмитрий Аске, Алексей Лука, Андрей Бергер, Анатолий Akue, Марат Данильян, Покрас Лампас. «Кто мне нравится, того и покупаю, — объясняет концепцию своего собрания Жавнер. — Главное — это возможность пообщаться с художниками». Работы художников-стрит-артистов все чаще представляются на аукционах. Например, по данным InArt, работы Дмитрия Аске в 2019-2020 годах восемь раз выставлялись на аукционах и стоимость доходила до €7000.
Бодрящие сенсации: Абрамович не покупал «Крик» Мунка, зато арт-рынок выходит из карантина