К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Короли бензоколонки: как Васильевский остров становится одним из самых модных районов Санкт-Петербурга

Фото Гриши Соколинского
Фото Гриши Соколинского
За последние три года Васильевский остров пережил масштабную трансформацию: из района, большую часть которого занимали серые промышленные зоны, он превращается в культурный кластер, где проходят концерты, фестивали и выставки. Forbes Life выяснил, кто несет ответственность за ревитализацию острова и что ждет район в ближайшие годы

В центре сюжета

Когда-то Васильевский остров должен был стать центром города. Именно такую роль отводил Петр I этому району. Царь, вдохновленный европейскими городами на воде, считал, что Васильевский остров станет образцом современной инфраструктуры и планирования. Архитектор Доменико Трезини по поручению царя создал сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов, чтобы реализовать все задумки Петра I (правда, каналы на Васильевском острове так и не появились, но улицы по-прежнему называются линиями).

Здесь расположены все основные научные, учебные и общественно значимые центры — Санкт-петербургский университет, Горный институт, Морской кадетский корпус, Академия наук и библиотека, здания Биржи и Двенадцати коллегий, Ботанический сад, несколько огромных больниц и медицинских лабораторий, внушительных размеров соборы и церкви и даже Кунсткамера. Петр I считал, что именно Васильевский остров будет центром знаний и общественного развития. Даже самое первое каменное здание в Санкт-Петербурге — дворец князя Александра Меньшикова — был построен в этом районе. «Санкт-петербургские ведомости» — первая общественно-политическая газета в Российской империи — печаталась в типографии, которая тоже находилась на территории Васильевского острова (в здании дворца царицы Прасковьи Федоровны, которое недостроенным передали Академии наук).

Патрики для 20-летних. Как Китай-город стал самым модным районом Москвы

 

Если при Петре I этот район был центром деловой и торговой жизни, то в XIX веке Васильевский остров развивался скорее как промышленный кластер. В южной и северной частях острова постепенно появлялись крупные промышленные предприятия, игравшие важную роль для развития Санкт-Петербурга. Например, такие заводы, как Трубочный, «Сименс-Гальске», Кабельный, «Сименс-Шуккерт» и Балтийский. Чтобы сотрудникам предприятий не приходилось долго добираться до работы, рядом с фабриками начали строить доступное жилье.

Николай II, как и его предшественник Петр I, хотел развивать Васильевский остров как современный и модный, понимая, что это индустриальный и научный центр. Он планировал создать здесь неоклассический район «Новый Петербург», для застройки которого привлек Федора Лидваля и Ивана Фомина (недалеко от площади Балтийских юнг можно увидеть первые попытки обновить остров). Но планам Николая II помешали сперва Первая мировая война, а затем — государственный переворот и революция. В 1918 году правительство переехало из Петрограда в Москву, и город перестал развиваться. Его рассматривали исключительно как очаг противодействия центральной власти, возглавляемый Григорием Зиновьевым, которому очень не нравилось решение Владимира Ленина перенести столицу из Петрограда.

 

Васильевский остров постепенно терял статус центрального. После национализации предприятий район воспринимался исключительно как промышленный. Его продолжали застраивать бюджетным жильем, и плотность коммунального жилья постоянно росла из-за его доступности. Из-за большого количества заводов Васильевский остров казался все менее привлекательным для тех, кто не работал на предприятиях,  уж тем более не ассоциировался с досугом и отдыхом.

Фото Гриши Соколинского

Протянуть кабель

Современный Васильевский остров долгое время ассоциировался только с достопримечательностями. С набережной Лейтенанта Шмидта, где находится большая часть памятников архитектуры, построенных при Петре I, открывается прекрасный вид на мосты, Исаакиевский собор и адмиралтейство, а на Стрелке получаются отличные фотографии на фоне здания Биржи, Петропавловской крепости и Невы. За пределы этой части острова туристы и местные жители выезжали редко, потому что ничего, кроме промышленных зон и АЗС («Севкабель Порт» по-прежнему окружают, судя по «Яндекс. Навигатору», целых девять заправок), здесь не было. Постепенно меняться инфраструктура и образ района начали в 2018 году, когда руководство компании ООО «ГК «Севкабель» отдали часть территории первого кабельного завода под культурный и гастрономический кластер.

«В 2015 году мы написали стратегию развития «Севкабеля». В процессе ее создания поняли, что площадка переразмеряна и что 3,5 га у воды мы можем освободить без потери производственных компетенций. В 2018 году мы перенесли производство с площадки у воды и разместили через дорогу. На тот момент была остро модной тема культурных кластеров, все эти концепции были на пике, и мы поверили консультантам, которые активно убеждали нас, что это крайне выгодный бизнес и наилучшее использование площадки. Сейчас мы, конечно, уже понимаем, что на культурных пространствах не зарабатывают деньги. Но в тот момент мы, как и многие, кто развивал такие кластеры, верили в прибыльность проекта «Севкабель Порт». Поэтому на совете директоров приняли решение о том, что это будет все-таки не жилая застройка, а культурное пространство», — рассказывает председатель совета директоров группы «Севкабель» Александр Вознесенский. В 2017 году эксперты оценивали инвестиции в «Севкабель Порт» в 600-700 млн рублей и предполагали, что вложения удастся отбить за 5-10 лет за счет поступлений от аренды, мероприятий и сопутствующих услуг.

 

Поп-арт на «Севкабеле»: в Санкт-Петербурге идет выставка Энди Уорхола, которую точно стоит увидеть

Правда, производственное предприятие «Севкабеля», которое переехало с территории у воды на площадку через дорогу, проработало менее трех лет. В 2017 году «Севкабель» договорился о развитии и реструктуризации бизнеса с группой «Росскат». Согласно плану развития, объединенная компания должна была занять третье место в стране по выпуску кабеля. «И мы действительно вышли на оборот в 23 млрд рублей и оказались на третьем месте среди 500 предприятий», — вспоминает Вознесенский. На втором этапе «Севкабель» и «Росскат» должны были разделить бизнес. Они договорились, что высокорентабельное производство кабеля будет перенесено на другие площади в Санкт-Петербурге, а оборудование для производства низкорентабельного кабеля «Росскат» заберет в Тольятти. «Но буквально через год после того, как мы начали реализацию этих планов, в конце 2019 года, группа «Росскат» обанкротилась, и дальше уже действовал банк «Траст», который принял решение за долги «Росската» обанкротить и наше предприятие на Васильевском, которое было поручителем за кредиты, получаемые «Росскатом». «Траст» успешно реализовал свой план — производства на Васильевском острове больше нет».

Фото Гриши Соколинского

Осенью 2020 года, уже после того, как «Траст» ликвидировал производство, руководство «Севкабеля» задумалось о том, как все же превратить проект «Севкабель Порт» в прибыльный. И в апреле 2021 года компания анонсировала деловое, культурное и туристическое направление «Гавань 2.0». Это проект набережных, соседствующих с территорией «Порта», в который планируют вложить 10 млрд рублей. «Мы четко понимаем: чтобы вернуть деньги, вложенные в «Севкабель Порт», нам нужно сильно расширить этот проект. Поэтому в рамках реализации концепции «Гавань 2.0» расширяемся и вправо, и влево от нашего участка набережной. И там мы реализуем другие функции — бизнес-центры, гостиницы, образовательные проекты». Проект «Гавань 2.0» предполагает создание переходной и рекреационной зоны на территории 15 га вдоль береговой линии. Компания планирует произвести реконструкцию около 125 000 кв. м исторической промышленной застройки и возвести не менее 10 000 кв. м новых площадей.

По оценкам «Севкабель Порта», которые были озвучены комитету по туризму, к 2025-2026 году проект «Гавань 2.0» будет генерировать посетительский трафик более семи млн человек в год, в том числе два с половиной млн туристов. Мультипликативный эффект от работы нового кластера для экономики Санкт-Петербурга его авторы оценивают в 29 млрд рублей в год, а прирост налоговых поступлений в бюджет города будет на уровне 1,2 млрд рублей в год.

Вознесенский считает, что после трех лет работы и развития «Севкабель Порта» эта часть острова наконец-то не воспринимается горожанами и туристами как промзона и имеет большие перспективы дальнейшего роста. «Это место, где можно культурно и со смыслом провести время у воды, где люди назначают встречи и свидания, где проводятся концерты и выставки, где реализуются различные урбанистические и предпринимательские инициативы. Креативный кластер «Севкабель Порт» фактически является площадкой, которая ревитализировала район, вдохнула в него новую жизнь. Благодаря нам в эту локацию потянулись инвесторы. Раньше Кожевенная улица была безлюдной, сейчас это одна из центральных точек притяжения для жителей всего города — не только Васильевского острова. Для нас этот проект значит очень многое: это уже не бизнес, а реализация амбиций, повод для гордости. Это желание сделать проект, известный не только в Санкт-Петербурге».

 

Вознесенский подчеркнул, что город с большим интересом относится к концепции «Гавань 2.0», которая хорошо ложится в глобальную стратегию развития Санкт-Петербурга. На «ПМЭФ-21» «Севкабель» подписал с правительством Санкт-Петербурга соглашение, в котором принципиально договорился развивать территорию рядом с заводом — здание Морского вокзала и площадь Морской Славы. «Таким образом к 2025 году наше общественное пространство расширится до самого «Ленэкспо». А в другую сторону мы расширяемся до Балтийского завода и Косой линии — мы договорились с соседями, собственниками и арендаторами этих территорий о совместном комплексном развитии набережных. В итоге получится продуманный культурно-деловой район, привлекательный для жителей, туристов, бизнеса. Новая визитная карточка для Санкт-Петербурга вне исторического центра города», — рассказывает Александр о планах по развитию территории.

Рыночная экономика

DR

Художник Покрас Лампас, который живет на Васильевском, согласен, что за последние несколько лет остров сильно поменялся и стал намного более приятным местом для жизни. «Рядом с «Севкабелем» появился К-30, на территории завода заработали новые крутые корпуса, где есть разные творческие мастерские, магазины, выставочные пространства. На Васильевском за последние годы открылось много ресторанов, которые мне очень нравятся. Азиатский Gaijin — мой фаворит, прямо рядом с моим домом. Даже продуктовые магазины активно открываются, современные и удобные, раньше их было намного меньше. И кстати, здесь появился рынок, который постоянно растет, развивается, привлекает новые гастрономические проекты», — отмечает Покрас. Реконструкцию Василеостровского рынка анонсировали в 2017 году. Создать гастрономическое пространство планировали на пересечении Большого проспекта и 5-й линии в двух зданиях 1959 года, которые были построены специально для создания колхозного рынка. Из-за судебных разбирательств с предыдущим арендатором реализация проекта затянулась, и Василеостровский рынок заработал только в 2019 году. Летом открылась первая очередь объектов, а в октябре — вторая.

Василеостровский рынок — это не просто место, где можно купить фрукты, овощи, мясо, сыр и другие продукты, но и гастрономический кластер, где расположены десятки корнеров с разными концепциями. Полина Юрова, основательница кофейни и службы доставки завтраков Eggsellent, рассказывает, что они вместе с партнером Светланой Михалевой изначально не планировали открывать корнер на рынке. Eggsellent был известен в первую очередь в Москве благодаря коллаборациям с Les, Bambule и «Кухней на районе». «В Санкт-Петербурге о нашем бренде практически никто не знал. Мы уже активно искали помещение в Москве, чтобы открыть первую полноценную кофейню, но когда увидели, насколько светлым и воздушным получается Василеостровский рынок, решили, что запуститься в офлайн в формате корнера без инвестора — хороший шаг вперед. Мне кажется, завтрак с видом на Санкт-Петербург, который открывается через шестиметровое окно, — это очень приятно», — рассказывает Полина. Она отмечает, что аудитория рынка — это в основном молодой креативный класс и семейные пары. «В Eggsellent очень активно ходят на завтраки жители Васильевского острова и сотрудники рынка, потому что никто, кроме нас, не открывается в восемь утра».

Проект К-30, который упомянул Лампас, — это музыкальный двор от команды Roots United (петербургский коллектив промоутеров, музыкантов и диджеев, которые делают фестиваль Present Perfect), созданный в 2020 году на базе морских контейнеров для перевозки грузов с прозрачной крышей и небольшой набережной. Инфраструктура площадки содержит уличное кафе, барные зоны, магазин винила, бильярдную, столы для пинг-понга, баскетбольный щит и смотровую площадку с панорамным видом на Финский залив. Артем Крючков, идеолог комьюнити Roots United, совладелец пространства К-30, считает, что проект стал еще одним важным объектом, продолжающим джентрификацию заводских кварталов на Кожевенной линии. «Открытие K-30 следует концепции Roots United последних нескольких лет: освоение ранее недоступных промышленных территорий и их адаптации под запросы нового времени. Проект изначально задумывался как культурный кластер с множеством активностей для музыкального сообщества, но не все задуманное удалось воплотить в жизнь сразу из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В этом году мы дорабатываем К-30 и продолжаем развивать концепцию, проводим больше мероприятий, предлагаем новые варианты досуга,» — рассказывает Крючков.

 
DR

В К-30 делают упор на вечернее и ночное времяпрепровождение. До появления этого пространства на территории Васильевского острова таких проектов не было. Основатели К-30 считают, что на данный момент именно они формируют культурную ночную повестку. «Почти половина команды К-30 выросла и живет на Васильевском острове, для нас редевелопмент серого пояса такой прекрасной части острова — это счастье и удовольствие. Мы проводим здесь 80% своего времени, и, на мой взгляд, в принципе, нет никакой необходимости выезжать в другие районы Санкт-Петербурга».

Покрас Лампас считает, что на Васильевском острове должны появиться бары и ночные заведения за пределами «Севкабеля» и К-30. «Ночью здесь довольно тихо и спокойно. И я думаю, что это очень важно для многих людей, кто покупает здесь квартиры. Особенно для семейных. Для меня это, конечно, минус. Жаль, что пока барная культура развивается плохо. Ближе к центральным линиям и Стрелке практически нет хороших мест, чтобы провести вечер с друзьями. Но я надеюсь, что скоро появятся крутые проекты и не придется ездить ради баров на Петроградскую сторону или в центр».

Доходные дома

По данным от компании Richness Realty петербургского бизнесмена Дмитрия Терехина, в Санкт-Петербурге уже несколько лет наблюдается высокий интерес к элитному жилью. За последний год спрос на дорогие квартиры увеличился более чем на 20%. Особенно растет популярность недвижимости с видом на Финский залив. В этом году стало известно, что к 2025-му на севере Васильевского острова появятся намывные территории. Созданием намывов занимается компания ЛСР, которая уже реализовала аналогичные пространства в южной части острова (там идет строительство 47 многоэтажных домов). По словам Сергея Бегоулева, генерального директора ЛСР, после создания намывных территорий в северной части острова начнутся работы по их благоустройству. К 2035 году компания планирует достроить весь комплекс, в том числе около 700 000 кв. м нового жилья. Учитывая, что на Васильевском острове не осталось свободного места под застройку, намывные территории — это единственный способ расширить район. Пока что жилье, расположенное в таких районах, выгоднее, чем недвижимость на основной части Васильевского. Но скорее всего, с развитием инфраструктуры и улучшением транспортной системы ежегодно стоимость квартир на намывных территориях будет расти.

Покрас Лампас уверен, что Васильевский остров — один из самых удобных и комфортных районов в Санкт-Петербурге: «Остров очень удачно расположен. С точки зрения логистики это самый правильный район. Есть Западный скоростной диаметр, благодаря которому можно быстро попасть в аэропорт. Васильевский соединен с Петроградской стороной и с центральным районом. Утром за 15 минут можно доехать до Московского вокзала». В 2018 году на острове появился шестиполосный мост Бетанкура с велодорожкой, который соединяет Васильевский с Петроградской стороной. Появление этого объекта, по мнению Лампаса, сделало жизнь на острове намного удобнее комфортнее: «А для меня, например, скейт-парк под мостом Бетанкура — одна из самых крутых и современных локаций в городе».

 
Фото Гриши Соколинского

Лампас отмечает, что в 2018-2019 годах цены на недвижимость на Васильевском острове были значительно ниже, чем на Петроградской стороне. И поэтому район привлек очень многих молодых покупателей и арендаторов: «Когда цены на недвижимость ниже, легче экспериментировать и запускать новые проекты». Но с развитием инфраструктуры, джентрификацией, появлением новых культурных кластеров спрос и, соответственно, цены на недвижимость постепенно растут, потому что сейчас район привлекает совершенного новых жителей с высоким уровнем достатка. Покрас уверен, что Васильевский остров уже становится популярнее. «На мой взгляд, очень растет спрос на аренду и покупку жилья на Васильевском. Мы недавно запускали шоурум и смотрели помещения на острове. Классных предложений практически нет на рынке, потому что их просто мгновенно разбирают. Васильевский развивается и притягивает модных арендаторов».

Провести день на Васильевском острове

  • Позавтракать в Eggsellent на Василеостровском рынке, заказав утреннюю булочку с лососем или беконом. За кофе лучше идти в «Человек и Пароход». 
  • Затем прогуляться от рынка до Успенской церкви при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. Нужно обязательно зайти внутрь и увидеть образец религиозного зодчества второй половины XIX века. 
  • После этого прогуляться по набережной Лейтенанта Шмидта до знаменитой Кунсткамеры, чтобы насладиться контрастами Васильевского острова. Здесь же по соседству находится Стрелка с лучшим видом на Неву и Эрмитаж. Еще один классный музей на острове — ледокол «Красин», где можно узнать, как моряки покоряют северные моря и насколько тяжело жить на таком судне. 
  • Затем берите такси или самокат и отправляйтесь в «Севкабель Порт», где можно пообедать в Crispy Pizza и выпить в Punk Brew, чтобы почувствовать себя где-то в Берлине или Амстердаме. После этого отправляйтесь на выставку «Энди Уорхол и русское искусство», которая продлится до 19 сентября. Здесь же можно пройтись по небольшим магазинам, где представлены локальные питерские бренды. 
  • Следующая остановка — К-30. Слушайте музыку (скорее всего, это будет техно или чилл-рейв), играйте в бильярд или пинг-понг, наслаждайтесь закатом, ешьте тако и пейте коктейли. 
  • Последний пункт в программе — развод мостов. Все-таки вы в Санкт-Петербурге. Даже если вы остановились в другом районе города, всегда сможете добраться до отеля по ЗСД. Или просто поезжайте на Петроградскую сторону по мосту Бетанкура (его не разводят) и веселитесь в Bolshoybar и «Бар 8» до утра, пока мосты не сведут обратно. 

Жизнь за МКАД: 10 самых перспективных городов России по версии Forbes Life

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+