«Независимая зависимая женщина»: прима-балерина Большого Светлана Захарова — о новой роли и премьере «Чайки»
Первого июля в Большом театре состоится премьера балета Ильи Демуцкого «Чайка». Хореограф-постановщик — Юрий Посохов. Режиссер спектакля — Александр Молочников. В роли Аркадиной — прима-балерина Светлана Захарова. Накануне премьеры Forbes Woman поговорил с Захаровой о том, почему Аркадина — героиня нашего времени.
— Светлана, почему вы — Аркадина? Чем вас привлекла эта роль?
— Когда хореограф Юрий Посохов предложил мне принять участие в его новой работе, постановке балета «Чайка», я, конечно же, моментально согласилась. Я люблю работать с Посоховым, у него особенное чувство танца, неповторимый хореографический стиль. Его балеты наполнены глубоким смыслом.
Посохов сразу сказал: «Будешь Аркадиной». Я не стала спорить. Хотя, конечно, перечитывая пьесу перед началом работы, видела себя Ниной Заречной. В ней есть надежда, жажда жизни, мечты, искренность, непосредственность, жертвенность — столько разных эмоций и очень много красок.
Но Посохов всегда неожиданный в своем распределении партий. Как правило, он дает мне сложные роли, в которых я долго ищу образ и не сразу в него вживаюсь. Помню, во время постановки «Героя нашего времени» я видела себя Бэлой или Ундиной, а получила княжну Мери, что для меня было полной неожиданностью.
— Ваши героини в сюжетных постановках — и Маргарита Готье в «Даме с камелиями», и Жизель, и Анна Каренина — жертвенные фигуры, отдавшие жизнь за любовь. А вот Ирина Николаевна Аркадина — женщина рациональная, рассудочная, хорошо адаптированная к жизни. Можно сказать, обладает всем набором качеств, востребованных в современном обществе. Вы использовали какие-то знакомые вам истории и характеры при работе над ролью?
— Аркадина — совершенно новый для меня образ. Как только мы начали репетировать, стало понятно, что он не появится моментально. Я по-прежнему в поиске. Пока не пройдет премьера, вряд ли полностью прочувствую свою героиню. Репетиции в зале и спектакль на сцене, в костюмах, декорациях — это очень разные ощущения и эмоции. Стоит надеть костюм, сделать прическу, как образ моментально находит себя.
Я не пыталась перенести чью-то жизненную историю на сцену. Даже не думала об этом. Хотя, конечно, Аркадина — гораздо более современный, понятный нам типаж, чем Анна Каренина или Маргарита Готье. Я бы назвала Аркадину «независимой зависимой женщиной». Она самодостаточна, сама себя обеспечивает, но при этом невероятно зависима от театра, поклонников, Тригорина. Она существует в своем особенном мире и не замечает ничего, что выходит за границы ее интересов. Таких незамечающих женщин мы, и правда, сегодня довольно часто видим вокруг себя. Это реакция самосохранения, когда ради комфорта, стабильности, своего социального статуса женщины выключают истинные чувства.
- Пачка денег: как Роман Абрамович стал миллиардером-балетоманом
- Почему балет дешевле футбола, а билеты на него — дороже?
- Директор Большого театра Владимир Урин: «Большой может чаще выступать бесплатно»
- Сколько стоит балет «Анна Каренина» в Большом: зачем Левину трактор за 2 млн рублей
— Над спектаклем работает режиссер Александр Молочников. Зачем драматический режиссер в балете? Означает ли это, что вы как-то по особенному выстраиваете роль?
— Нет, в балете роль прежде всего создается танцем, пластикой движения. Основ балетного спектакля мы не меняем.
Работа с драматическими режиссерами — фирменный стиль хореографа Юрия Посохова. Впервые я с этим столкнулась, когда он ставил первый полноформатный балет в Большом, «Золушку». Тогда с нами работал режиссер Юрий Борисов. «Героя нашего времени» и «Нуреева» вместе с Посоховым ставил Кирилл Серебренников. Над «Чайкой» трудится Саша Молочников — режиссер молодой, очень увлеченный. Если Кирилл появлялся в театре за две недели до премьеры, когда мы из репетиционных залов уже выходили на сцену, помогая Посохову собрать все созданные фрагменты в единую ткань, то Молочников находится в зале буквально с первых репетиций. Мы так привыкли к его присутствию, что когда нет Саши, это даже кажется необычным.
Из-за того что оба постановщика, хореограф и режиссер, люди страстные, талантливые, репетиции временами напоминают электрозамыкание. Несколько раз было ощущение, что все, спектакля не будет. Искры летели во все стороны. А потом наступал следующий день, огонь гас, наступал мир. И оба — и хореограф и режиссер — в репетиционном зале снова как ни в чем не бывало работали и прислушивались к идеям друг друга. Посохов просекает все дерзкие задумки режиссера и гармонично вплетает их в спектакль.
У балетного спектакля свои жесткие правила. Например, если режиссер предлагает показать очень быстро смену настроений Аркадиной: подумать об одном, потом о другом и принять совершенно неочевидное решение, за секунды транслировать весь этот перепад эмоций на сцене Большого, отделенной от зрителей оркестровой ямой, не получится, это я точно знаю. А когда режиссер просит добавить или понизить градус эмоций, для меня это уже замечание, над которым я сразу начинаю думать и работать.
Но все же, должна сказать, что на мировой премьере «Чайки» встретились три очень талантливых человека: композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, режиссер Александр Молочников — и это большая удача для всех.
- «Это бракосочетание — режиссер и артистка»: Лолита Милявская о своей первой театральной роли и диктате на сцене
- Традиционные роли: как женщины основали театр кабуки, а теперь отвоевывают право играть в нем
- «Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским
— Насколько активно в процессе репетиций участвует композитор?
— Партитура дорабатывается одновременно с созданием хореографии. В репетиционных залах мы, как правило, работаем под фонограмму или рояль. Илья, конечно, больше присутствует на этапе оркестровых репетиций. Для Демуцкого очень важно, как звучит его музыка в зале.
— «Чайка» — хит московской театральной сцены. Балет Джона Ноймайера в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, спектакли Оскара Коршуноваса и Константина Богомолова в МХТ им. Чехова. «Костик» Дмитрия Крымова в Театре Пушкина. Знаменитая «Чайка» Родиона Щедрина для Майи Плисецкой в Большом. Вы как-то на них ориентировались?
— Нет, и не пыталась. Наша «Чайка» совершенно иная.
— Это история про триумф Аркадиной?
— В редакции Большого театра, на мой взгляд, это скорее история несчастного юноши Константина Треплева.