«Мы потеряли 96 млн рублей»: как «Дикая Мята» и другие фестивали оказались в долгах из-за ковидных ограничений
Утром в пятницу 18 июня на своей странице в Facebook пиар-менеджер группы Tequilajazzz Мария Карпушева написала о том, что правительство Тульской области запретило проводить фестиваль «Дикая Мята» за 12 часов до его фактического начала из-за сложной эпидемиологической обстановки. «Это чертово мракобесие. Это адски несправедливо. Так не должно было произойти. Нельзя забирать у людей все. Разом, без предупреждения, без объявления войны. Просто потому что», — написала Мария.
«Молюсь, чтобы продления не случилось»: кому навредят антиковидные ограничения для общепита в Москве
О том, что фестиваль отменили, Карпушева узнала от Александра Бергера — одного из организаторов «Дикой Мяты». По словам Бергера, они действительно узнали об отмене мероприятия за 12 часов до начала. «С половины первого ночи я связывался с музыкантами своей сцены и говорил, что им не нужно ехать на фестиваль. Два самолета успели доехать до Твери, половина Tequilajazzz во главе с Женей Федоровым уже домчала до Тульской области. Другие группы в момент обзвона сидели на чемоданах в Волгограде, Питере, Омске, Берлине, собираясь выезжать на вокзал или в аэропорт. Многие накануне предприняли какие-то сверхусилия, чтобы успеть сделать ПЦР-тесты. Я набирал их номера и писал в мессенджеры, готовясь к выплеску негатива. И знаете что? Очень давно я за такой короткий промежуток времени не получал столько слов поддержки. Спасибо вам, ребята».
Отмена массовых мероприятий в период третьей волны заражения коронавирусной инфекций была ожидаемой, однако коснулась далеко не всех. Например, ежегодную книжную ярмарку «Красная площадь», которая проходит в самом центре Москвы с 17 по 20 июня, не отменили и не перенесли. Хотя этот литературный фестиваль ежегодно посещают тысячи человек. Власти разрешили провести мероприятие с учетом, что вход на ярмарку будет разбит на получасовые сеансы.
Дикие джунгли
Продюсер фестиваля «Дикая Мята» Андрей Клюкин рассказал Forbes Life, что мероприятие проходило несколько стадий согласования. Первый раз «Дикая Мята» получила подтверждение еще весной, когда организаторы посетили ряд заседаний в правительстве Тульской области и проделали огромную работа по подготовке фестиваля с учетом всех требований и правил. Тульская область принимала активное участие в проведении мероприятия. «Только благодаря руководству Тульской области нам удалось создать доступную среду в столь короткие сроки. Вы только подумайте, мы проложили более километра дорог в чистом поле, были вымощены плитки, которые ведут от каждого входа до главной сцены фестиваля, мы сделали пандусы, подиумы — доступную среду для всех. Во вторник (15 июня), за несколько дней до «Дикой Мяты» у нас был очередной совместный брифинг с администрацией Тульской области, на котором нам согласовали проведение фестиваля. За несколько часов до фестиваля нас вызвали в правительство области, где нам сообщили, что «Мята», к сожалению, не будет проведена. Как я понимаю, из-за сложившейся эпидемиологической обстановки не осталось выбора ни у нас, ни у администрации области. К сожалению, произошло именно так, как произошло», — рассказывает, как разворачивались события Клюкин.
Сейчас главная задача для организаторов «Дикой мяты» — решить финансовую проблему, возникшую из-за отмены фестиваля в день его проведения. По словам Клюкина, они потеряли 96 млн рублей из-за отмены «Дикой Мяты»: «Конечно мы планируем возвращать зрителям деньги за билеты, но продумать детально всю механику на данный момент довольно сложно, потому что «Дикая мята» была отменена за несколько часов до начала на пике финансовых трат. Мы вложили в это мероприятие 96 млн рублей — сейчас на счетах компании нет ничего, поэтому не очень понятно, как возвращать деньги. Но несмотря на это, мы организуем сбор заявок на возврат билетов. Мы не планируем закрывать счета через банкротство и лишать зрителей возможности вернуть деньги». Клюкин рассказал, что 18 июня организаторы были на заседании вместе с правительством Тульской области — губернатором Алексеем Дюминым. Дюмин собрал прессу и заявил, что отмена фестиваля — это полностью его взвешенное решение. «Он понимает, что «Дикая Мята» понесла огромные финансовые потери. Поэтому он извинился перед фестивалем и предложил комплекс мер со стороны правительства Тульской области для того чтобы компенсировать за счет области часть понесенных нами трат, что поможет нам начать возвращать деньги зрителем, что очень важно», — рассказал Клюкин.
«Просто нет выбора»: будет ли московский бизнес принуждать сотрудников к вакцинации
Организаторы фестиваля получают много запросов от зрителей на создание краудфайдинга, но пока не хотят идти на эти меру. Клюкин считает, что это не совсем корректно — лишить зрителей билетов, а затем просить поддержать финансово, хотя возможно, если ситуация будет критическая, согласиться придется и на подобный сбор средств. Организаторы сталкиваются с большой поддержкой и желанием помочь со стороны партнеров, спонсоров, артистов и зрителей. «Наши спонсоры повели себя потрясающим образом. Мы могли столкнуться с ситуацией, когда наши партнеры попросили бы срочно вернуть потраченные средства, потому что имеют на это право. Ведь они понесли финансовые потери, сделав большие застройки на фестивале. Но вместо этого мы получаем уже не первое письмо от них, что они не имеют к нам никаких финансовых претензий и наоборот предлагают помощь», — радуется Клюкин.
По его словам, многие музыканты готовы делать стримы своих выступлений, чтобы собирать деньги для фестиваля, а зрители — уже покупают билеты на «Дикую Мяту» в 2022 году и делают посты с хештегом #помогаеммяте. «Мы очень хотим, чтобы фестиваль существовал и дальше. И очень приятно, что нас сильно поддерживают и наши зрители, и наши партнеры. Когда я открываю социальные сети и вижу реакцию зрителей, это трогает меня до слез!».
Туманное будущее
Фестивали, запланированные на лето 2021 года, сейчас отменяют или переносят практически все. Большинству удается это сделает не в день проведения мероприятия, а заранее. Директор Chess & Jazz Ник Бабин рассказал Forbes Life, что они переносят мероприятия на сентябрь 2021 года. Организаторы надеятся, что к этому времени эпидемиологическая ситуация уже наладится, а процент привитых от Covid-19 людей значительно возрастет. Тем не менее, даже несмотря на заблаговременные перенос, Бабин подчеркивает, что это сложный и тяжелый процесс. «Мы уже видим, как многие фестивали покинули культурную карту Москвы, не пережив прошлый год. Отмена мероприятия в этом году может стать фатальной в том числе и для нас. Дело в том, что у нас в стране нет никакой поддержки концертной или фестивальной индустрии, в отличие от других стран, где создают специальные государственные фонды отмен — cancelation funds. Хотя это так просто: если государство вводит ограничения, и фестивали вынуждены отменять, им должны выплачивать компенсацию», — считает Бабин.
Пропускной режим и маски: какие регионы ввели новые ограничения из-за COVID-19
По мнению Ника, то, что произошло с «Дикой Мятой» — это «подлость со стороны властей». Бабин настаивает, что именно государство должно компенсировать убытки организаторов, раз они приняли такое решение в столь кратчайшие сроки.
Генеральный директор «Мультимедиа Холдинга» Евгения Киселева, один из организаторов фестиваля «Нашествие», который также отменили в 2021 году, объясняет, что за переносом мероприятия тоже следуют финансовые потери. «Любое мероприятие, особенно фестивали, начинают подготовку сильно заранее, и мы несем расходы, связанные с организацией за много месяцев до самой даты проведения. Поэтому у всех отмененных фестивалей есть финансовые потери, и они исчисляются от десятков до сотен миллионов рублей, в зависимости от масштаба проводимого «оупен-эйра». У каждого фестиваля своя цифра, но для каждого она является очень существенной и тяжелой, особенно учитывая то, что потери начались еще в прошлом году, когда большинство коммерческих фестивалей были вынуждены переносить на 2021 год», — рассказывает Киселева.
Евгения считает, что ни один большой независимый фестиваль не сможет пройти летом или в сентябре 2021 года. «Что касается небольших мероприятий — все будет, видимо, зависеть от каждого конкретного случая и ограничений в отдельных регионах», — комментирует Киселева.
Екатерина Крылова, издатель журнала Esquire, рассказала, что команде пока удалось избежать финансовых потерь из-за отмены фестиваля Esquire Weekend в Санкт-Петербурге благодаря тому, что мероприятие проходит последовательно в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Поэтому часть доходов уже удалось сгенерировать в столице, но что будет дальше — пока не ясно. «Мы не знаем, как мы отработаем Санкт-Петербург и Сочи. При этом Санкт-Петербург для нас в 2019 году был инвестиционным городом. Мы вкладывали большие деньги в проведение мероприятия и надеялись в 2021-м отбить эти средства и окупить фестиваль. Мы должны были заработать благодаря партнерам и продаже билетов. Сейчас ситуация нестабильная, мы не можем быть уверены в том, как пройдут фестивали. Esquire Weekend в Санкт-Петербурге перенесли на август, мероприятия в Сочи — на осень», — комментирует Крылова. На данный момент организаторы мероприятия согласовывают выступления артистов в новые даты и договариваются о переносе с партнерами.
Главная проблема на данный момент, соглашаются опрошенные Forbes Life организаторы фестивалей, заключается в том, что никто точно не может спрогнозировать, как будет развиваться эпидемиологическая обстановка и когда массовые мероприятия действительно смогут быть проведены. Поэтому и зрители, и спонсоры, и артисты не понимают, какие есть гарантии, что фестивали в итоге состоятся и принесут доход.