К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Совсем не обязательно родиться в Японии, чтобы найти свой икигай (предназначение в жизни), познать прелесть мимолетного (ваби-саби), увидеть красоту в несовершенстве. Книга «Японизм» Ниими Лонгхёрст поможет вам стать осознаннее и счастливее благодаря элементам японского мировоззрения. C разрешения издательства «КоЛибри» Forbes Life публикует главу из книги

По легенде, искусство кинцуги (или кинцукурои), означающее «соединение при помощи золота» («починка при помощи золота»), возникло в XV веке. Сёгуну Ёсимасе Асикаге до того не понравилось, как склеили его любимую керамическую чашу, что он подрядил японского мастера найти другое, эстетически более приемлемое решение. Тот нашел, и с тех пор техника кинцуги вошла в жизнь.

Кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Осколки собирают заново, и предмет, исчерченный золотыми трещинами, становится еще лучше, чем был. Так что вещь, которую в обычных условиях выкинули бы или списали как ущербную, начинают ценить пуще прежнего, поскольку благодаря кинцуги ее недостатки стали ее достоинствами и добавили ей красоты.

Чашки, склеенные методом кинцуги, часто можно встретить во время чайных церемоний (садо): там вещи, обладающие интересным изъяном, ценятся особо — за жизненную историю и эстетическую неповторимость.

 

Если брать шире, концепция кинцуги — это убедительная метафора, и совсем не обязательно применять ее только к вещам. Можно и к жизни в целом, особенно в сложные времена, когда привычный ход событий меняет свой курс. Она может быть полезна, когда вы анализируете свое поведение или критически рассматриваете себя в зеркале. Вот, к примеру, я. У меня все лицо в веснушках. Не счесть, сколько часов я истратила, сколько косметики извела, чтобы замазать пятнышки, которые проявляются на лице, стоит мне подольше побыть на солнце.

Когда я была подростком, одна веснушка бесила меня особенно — та, что на подбородке, чуть слева от центра. Чем я только ни мазала в попытках избавиться от нее, но — увы! — мне это так и не удалось.

 
Ничто не разбивается непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это поначалу.

А потом, на первом курсе университета (а надо знать, что первый курс — это довольно тяжелое время, ведь ты пытаешься обзавестись друзьями и обжиться в незнакомом городе), одна девушка, которая стала потом моей ближайшей подругой, заметила, что ей очень симпатична эта моя несчастная веснушка. Это было сказано вскользь, мимоходом, когда мы собирались вместе на какую-то вечеринку, но с тех пор эта веснушка всегда напоминает мне о любимой подруге, о студенчестве, о том, как весело мы проводили вместе время. Так рыжее пятнышко из недостатка обратилось в одно из моих достоинств.

Я высоко ценю философию кинцуги (принятие недостатков и изъянов), ведь трудности, с которыми мы сталкиваемся, на самом деле создают нас как личности. В той же мере, в которой мы нуждаемся в горьком, чтобы оценить сладкое, наши беды — утраты, предательства, разочарования — составляют часть нашей биографии, нашей личности, наших историй. И, вместо того чтобы скрывать наши шрамы, кинцуги призывает их чтить и отдавать должное той роли, которую тяжелые, неприятные события сыграли в нашем формировании. Ничто не разбивается непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это поначалу.

Если рассуждать в более практическом смысле, кинцуги наводит на мысль, что пользоваться вещами надо сознательно и разумно. Не торопиться за непостоянной модой, а заботиться о тех вещах, которые у нас уже есть, чинить, а не выбрасывать и заменять новым. Так лучше и для окружающей среды, и для нашего банковского счета.

 

С другой стороны, кинцуги служит метафорой того, как мы рассматриваем свои сильные и слабые стороны. В Японии есть поговорка, которая очень точно это схватывает: «Тёсё-ва тансё» (можно перевести как «наши сильные стороны — это наши недостатки»). Самоуверенность и переоценка себя может здорово подвести человека, причем в самый неожиданный момент.

Это важный урок — не воспринимать свои предполагаемые достоинства как нечто само собой разумеющееся. Каждое из них требует труда, внимания, самовоспитания, о чем бы речь ни шла — о рабочих навыках, об отношениях или о здоровье (физическом и душевном).

Именно поиск красоты в чем-то видимо небезупречном делает кинцуги таким мощным средством улучшения жизни.

«Никогда не начинайте своего дела с эгоистичных мыслей». История первой японской женщины-миллиардера 

Применение философии кинцуги в жизни

Мы знаем, что философия кинцуги простирается за пределы починки фарфора и керамики. Но как сделать ее частью нашей повседневной жизни? Вот несколько подсказок.

 

Не почивайте на лаврах

Для нас естественно фокусироваться на слабостях и стараться их исправить, однако свои сильные стороны тоже не воспринимайте так, словно они положены вам по праву рождения. Это ловушка, и вам может сильно не повезти, если вы в нее попадете.

Чините, не меняйте на новое

То, что предмет сломался, вовсе не означает, что закончена его полезная жизнь. Отличный пример в этом отношении — обувь. Отнесите туфли сапожнику, пусть подобьет каблуки (и с самого начала вложитесь в качество, не покупайте дешевое, оно неизбежно скоро развалится).

 

Смиритесь со своими несовершенствами

Они придают вам индивидуальность и неповторимость. Вместо того чтобы стремиться к недосягаемым стандартам (постоянному источнику стресса и разочарования), сосредоточьтесь на том, что вам в себе нравится. Взглянув на положение дел с солнечной стороны, вы непременно похорошеете и в итоге больше поверите в себя.

Не Мураками единым: почему японская литература снова обретает мировую популярность и чему она может нас научить 

Метафора жизни

Склейка кинцуги так красива потому, что фиксирует драматический момент в жизни предмета — тот момент, когда он не выдержал, рассыпался, треснул от напряжения. Но одновременно кинцуги демонстрирует нам, что предмет все еще сохраняет свое великолепие и тот момент, когда он сломался, лишь еще один шаг на более длинном и важном пути.

 

Кинцуги можно считать образным воплощением преодоления утраты или предательства, воплощением, которое сфокусировано не на самой утрате, а на том, как она сказывается на человеке, ее пережившем. Кинцуги играет важную роль в чайной церемонии, многое открывая в духовных и культурных ценностях, присущих садо: чайные чашки с золотыми заплатками и прочими «изъянами» и «несовершенствами» ценятся выше тех, что безупречны на вид. Ведь изъяны, заплатки и трещины красноречиво повествуют об отношениях владельца с предметами: насколько вещи ухожены, насколько любимы, до какой степени на них полагаются и какую роль они играют в практике хозяина.

Все это, конечно, дело сугубо индивидуальное, но можно провести аналогию с плюшевым медведем, который в детстве спал под боком у каждого из нас. Кому-то другому наш родной мишка вряд ли покажется красавцем, ведь нежную любовь к нему питали только мы, и все-таки по его состоянию сейчас, по его изношенности, заплаткам и штопкам нельзя не увидеть, что он любим и когда-то играл неоценимую роль в судьбе своего владельца.

Философия кинцуги сформировалась благодаря свойственной японцам психологической гибкости и готовности принять то, что невозможно изменить. Для этого явления есть особое слово «сиёганай», означающее «ничего не поделаешь!». Прямо перед тобой купили последний батон хлеба в пекарне? Сиёганай. Выучила роль, пошла на прослушивание, но роли не получила? Сиёганай. Ты признаешь, что разочарована, но понимаешь, что делать тут нечего? Неприятно, да, давай в этом себе признаемся и пойдем дальше.

Неочевидная Япония: лисья деревня с ручными кицунэ, Великие будды и горячие источники Хоккайдо

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+