Как не стало обручальным нам Садовое кольцо
Апрельская премьера театра «Практика» — «В кольцах». Спектакль худрука Марины Брусникиной по повести молодой писательницы Евгении Некрасовой «Несчастливая Москва», получившей второе место на конкурсе литературной премии «Лицей». Вместе с Брусникиной над переводом сложноустроенной, стилистически неоднородной прозы на театральный язык работала большая постановочная команда (художник Полина Бахтина, хореограф Дина Хусейн, саунд-дизайнер Андриеш Гандрабур, художник по свету Илья Пашнин, видеохудожник Евгений Вершинин) и восемь замечательно сильных актрис — от опытной Алены Хованской из МХТ до молодых, но уже известных выпускниц Мастерской Брусникина.
Получился удивительный спектакль — сильнейшее (и, кажется, первое на нашей сцене) высказывание о жизни во время Апокалипсиса и сразу после него. Хотя Некрасова и писала свою книгу до пандемии, она оказалась актуальной именно сейчас, когда мы все пытаемся оправиться от моральных и физических последствий коронавируса, но совершенно не понимаем, как жить дальше. По жанру это и плач, и сатира, и фантасмагория. А по форме новый спектакль получился синтетическим: бытовое в нем соседствует с условным, проза звучит как ритмизованная поэзия, психологизм причудливо сочетается с отстранением.
Судя по реакции первых зрителей, история простой российской девушки Нины, приехавшей покорять современную Москву, должна стать не меньшим хитом, чем давний спектакль «Табакерки» о простой советской девушке Москве. Правда, в отличие от энергичной и полной сил любвеобильной героини Андрея Платонова нынешняя москвичка выбирает жизнь в одиночестве, которая позволит ей ни от кого не зависеть и ни о ком не заботиться, а счастью предпочитает благополучие. Но именно «правда характера», равно как и ужасы конца света, неожиданно обрушившиеся на нынешнюю Москву — то ли в наказание за жажду стяжательства и суетливый бег на месте, то ли вообще безо всякой причины, как стихийное бедствие, — и делают «В кольцах» спектаклем эффектным, честным и глубоко личным.
Несчастливая счастливая Москва
Долгие годы единственным в Москве спектаклем собственно про Москву был «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса, поставленный в 2007 году в театре Табакова. Премированный «Золотой маской» за лучшую работу режиссера и женскую роль актрисе Ирине Пеговой.
Удивительно целостный и гармоничный спектакль, созданный по роману советского «космиста» Андрея Платонова. Поиск личного и общечеловеческого счастья, яростная энергия молодых, полных жизненной силы и убежденности в своей правоте персонажей, тонко и даже задорно переведенная на театральный язык заковыристая, лучистая, разномастная платоновская проза — все это заражает зрителей особым чувством сопричастности и ощущением, что жизнь живется и проживается не зря.
Контурная карта искусства: 20 главных частных культурных объектов Москвы
Неслучайно спектакль Карбаускиса, который уже давным-давно не работает в «Табакерке», всегда идет с аншлагами (на ближайшие показы билеты, как и много лет назад, распроданы). Притом что первый спектакль дилогии, «Рассказ о семи повешенных», уже сошел со сцены. По сути две эти истории о личном пути и пути коллективном изначально задумывались как одно большое размышление о любви и смерти, поиске и прощении — недаром платоновскую «Счастливую Москву» режиссер переименовал в «Рассказ о счастливой Москве», вероятно, чтобы сильнее подчеркнуть сходство формы и жанра своего самого знаменитого спектакля с произведением Леонида Андреева.
«Дети и подростки гораздо лучше взрослых»: РАМТ исполняется 100 лет
Где сыщется столица, как Москва?
В феврале этого года на большой сцене РАМТа сыграли «Горе от ума» в постановке худрука Алексея Бородина, который, так же, как и сам театр, в этом году отмечает юбилей (театру в этом году исполняется 100 лет, а Бородину — 80).
Пылкий красавец Чацкий у Бородина — настоящий романтический герой, Софья глупа или как минимум наивна, лощеный франт Фамусов трусоват и всем доволен, а карьерист Молчалин приспособленец и соглашатель, заботящийся лишь о собственном благополучии и не любящий никого на свете, кроме самого себя. На их фоне главной героиней спектакля становится сама Москва — чванливая, падкая на роскошь, встречающая по одежке, моментально выносящая оценки и клеймящая все, что ей не по нутру.
Именно Москве посвящены едва ли не самые едкие строки Грибоедова, на которые Бородин делает ставку, а его актеры — акцент. В результате зрители смеются и даже гомерически хохочут на самых известных, хрестоматийных и, казалось бы, с детства знакомых репликах вроде «Что за тузы в Москве живут и умирают!», «В Москве прибавят вечно втрое», «Кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?», «Едва другая сыщется столица, как Москва», «Нет! Недоволен я Москвой». Финальное «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок» вызывает бурю аплодисментов, настолько актуально и остро звучит эта написанная почти двести лет назад фраза в нынешней Москве.